ITЖурналРынки

Вход через смартфон

Рынок мобильных приложений стремительно развивается во всём мире. Россия и, в частности, Удмуртия не являются исключениями — всё больше местных предпринимателей обращают внимание на предоставляемые таким приложением возможности. Однако, по мнению экспертов, говорить о сложившемся спросе со стороны удмуртских предприятий пока рано: в Удмуртии достаточно исполнителей, но не заказчиков.

Рынок мобильных приложений: факторы роста

Существует достаточно факторов, способствующих такому стремительному развитию: широкое распространение телефонов и планшетов, расширяющееся проникновение интернета и растущая пропускная способность сети. Правда, эти факторы, как утверждает Григорий Коган, директор компании «Пиком», просто обеспечивают техническую возможность, но не создают необходимости для разработки приложений.

Главным стимулятором здесь являются открывающиеся возможности. Приложения позволяют сотрудникам стать эффективнее, а клиентам обеспечивают удобство. По сравнению с мобильными версиями сайтов приложения позволяют реализовать более сложный пользовательский интерфейс и функционал, а в некоторых случаях обеспечивают возможность работать автономно, без постоянного подключения к интернету.

По своей специфике рынок не привязан к конкретному региону, он универсален, поэтому говорить о региональных особенностях можно с большой долей условности. По словам владельца и директора компании «Софт джет» Анатолия Бабушкина, рынок мобильных приложений развивается, причем стремительно.

— Наш регион немного отставал в целом от федеральных тенденций, но к концу года и он оживился и начал смотреть в сторону мобильных приложений с большим оптимизмом. Руководители увидели пользу мобильных приложений в решении своих бизнес-задач: привлечению клиентов, созданию новых каналов продаж. Это становится сильным конкурентным преимуществом для большинства организаций, работающих на рынке B2C.

Григорию Когану сегодняшний региональный рынок мобильных приложений напоминает рынок веб-разработок в Ижевске на стыке 1990-х и 2000-х годов.

— Сейчас мы проходим тот момент, когда на федеральном уровне уже сложился рынок спроса, а региональный в принципе только начинает зарождаться. В ИТ-отрасли данный сегмент пока представлен небольшим количеством разработчиков, работающих в основном с заказчиками из столиц и из-за рубежа либо просто на фрилансе.

Однако рынок не просто количественно растет, но и внутренне меняется. Одна из заметных тенденций — крупные производители мобильных устройств стали уступать свои позиции и на рынке появились некогда неизвестные игроки, в особенности китайские, но необязательно. Хорошие примеры — YotaPhone или Nokia, отделившаяся от Microsoft и разрабатывающая новую линейку смартфонов (ее планы не в последнюю очередь связаны с Россией).

— Очень агрессивные, инновационные бренды (например, Apple) будут существенно терять в своей доле, — считает директор филиала компании EPAM Systems в Ижевске Олег Вылегжанин. — Я не знаю, как скоро они потеряют в капитализации, но в доле рынка — точно, особенно российского. Причины: дорогие девайсы и достаточно спорная политика компании. В нашей стране усиливается интеграция с китайскими производителями. Даже корейцы не так уверенно держатся по сравнению с ними. Lenovo, например, заходит на российский рынок активнее, чем обычно.

Региональные особенности

Среди факторов, которые тормозят развитие рынка в целом, эксперты называют консервативность мышления руководителей бизнеса и ситуативные моменты, связанные со знакомством лиц, принимающими решения, с данными технологиями. Как и любые новые тенденции, мобильные приложения вызвали некое недоверие со стороны отечественных бизнесменов.

— Это нормальная ситуация, потому что, как и любая новация, приложения проходят стадию роста через преодоление консерватизма, — утверждает Анатолий Бабушкин. — Уже есть кейсы, видны перспективы приложений, и понятно, что за смартфонами и работой через них будущее. Вместе с тем относительно высокая стоимость разработки приложений и сложность расчетов окупаемости инвестиций всё еще являются существенным барьером для развития рынка. А скорость интернета я не считаю сильным тормозом для приложений, так как в большинстве приложений, которые заказывает бизнес, передается небольшой объем информации. Текстовые сообщения, цифры, заявки можно получить и при медленном интернете, оставив тяжелый контент на подключение по Wi-Fi.

С этим согласен и Григорий Коган, который считает, что бума приложений «сделано для Удмуртии» пока не наблюдается, да и десяток имеющихся выглядит пока достаточно уныло. Поэтому в целом диагноз таков: устойчивого спроса местный рынок пока не генерирует, осознание наличия новой аудитории и нового канала уже есть, но чёткого понимания необходимости мобильных решений практически нет.

В Удмуртии говорить о переходе от рынка предложения к рынку спроса и о том, что многие компании начали обращать внимание на мобильный сегмент в своей работе, пока рано, считает Олег Вылегжанин.

— Люди раньше недооценивали важность и возможности сайтов. Сейчас так с приложениями. Приложение может быть полезно даже для компании, торгующей срубами. Сначала мы ищем в поисковике, а уже потом, если там нет, смотрим в газеты и спрашиваем у знакомых. У людей, торгующих срубами на сайте, есть преимущество над теми, кто так не делает. А сейчас люди уже интересуются, есть ли у компании приложение. Если раньше звонили, то теперь ищут форму заказа в приложении и дистанционные способы оплаты. Это, конечно, касается почти любой покупки, не только срубов. Неважно, сколько людей работает в компании, важно, какой сервис она предлагает. Если я знаю, как использовать приложение для продажи шнурков, то почему нет?

Бизнес-приложения

Рынок бизнес-приложений довольно неоднороден. По функциональным особенностям их можно разделить на две основные группы.

— Первая из них — то мобильное ПО, которым пользуются сотрудники компании, — говорит Григорий Коган. — Его предназначение: управление корпоративной информацией (базой клиентов, списком проектов и задач) и снижение издержек за счёт автоматизации и систематизации рабочих и производственных процессов. Вторая группа приложений — сервис для клиентов данного бизнеса: личные кабинеты клиентов, оформление заказов, оплата с мобильных и т. п. Целями в данном случае является увеличение удобства клиентов либо стремление использовать новый канал привлечения пользователей — мобильные устройства.

Среди причин, заставляющих предпринимателей рассматривать возможность заказа разработки мобильных приложений, Григорий Коган называет технологический энтузиазм, стремление получить конкурентное преимущество (особенно это касается тех рынков, где что-то уникальное предложить уже сложно), желание привлечь новую категорию клиентов, а также мода («все так делают»).

Увеличение клиентской базы с помощью бизнес-приложения выглядит разумным и правильным: смартфон сейчас есть у большого количества людей (трафик, генерируемый мобильными девайсами, в 2014 году превысил аналогичные показатели у стационарных компьютеров), и он — самое близкое к человеку устройство. По словам Олега Вылегжанина, если раньше нужен был посредник между бизнесом и потребителем (наружная реклама, телевидение и т. д.), то сейчас бизнес может от этого посредника избавиться.

— Одна из проблем рекламы офлайн — сложно отследить, как хорошо она доносит информацию до пользователя: билборд висит и висит, сколько раз на него посмотрели, непонятно. Что из этого получилось?  А сейчас у бизнеса есть канал, ведущий лично к пользователю. Теперь нужно научиться этим каналом грамотно пользоваться, в данном случае — создать приложение.

В качестве яркого примера того, как оно может повлиять на бизнес, г-н Вылегжанин приводит службу такси, преобразившуюся после появления соответствующих программ в App Store и Google Market. К тому же развитие рынка предполагает появление совершенно новых бизнес-моделей.

По словам Анатолия Бабушкина, мобильные приложения в основном необходимы для рынка B2C. Первыми обзаводятся мобильными приложениями  бизнесы в сферах доставки еды и такси, далее — сферы фитнеса и красоты, турагентства, финансовые организации и многие другие. Большим плюсом является расширенная география бизнеса. Что касается бизнес-процессов, то, как правило, они необходимы компаниям с сотрудниками, работающими вне офиса, — торговым представителям, логистическим компаниям, даже бригадирам на стройках.

Мобильное приложение не чудо, а сервис

Приложение способно дать определенный толчок компании при условии, что оно грамотно реализовано. Плохое приложение, по словам Олега Вылегжанина, отпугнув потенциальных клиентов, способно серьезно навредить бизнесу.

— Еще рано говорить о статистике изменений в бизнесе после появления приложения, да и назначения у них слишком разные, — считает Анатолий Бабушкин. — Однако ясно, что в случае с приложениями для клиентов появляется новая полка продаж их товаров и услуг. Как правило, всё сводится к уже имеющимся бизнес-процессам, интеграции с CRM или просто добавлением ответственности сотруднику, уже занимающемуся обработкой заявок с сайтов. Как следствие, изменения процессов небольшие.

По мнению Григория Когана, основная задача, которую решает мобильное бизнес-приложение ,— увеличение продаж, причем здесь и сейчас.

— Большинство компаний даже не замахиваются на внедрение сложных решений. Местный бизнес, в котором почти не осталось локальных крупных игроков, в принципе не ставит перед ИТ-компаниями сложных задач. Вообще, типы задач, которые компания ставит перед разработчиком, — хороший показатель уровня ее зрелости и развитости, и большая часть местного бизнеса, даже из числа не самых мелких, этот тест не проходит. Поэтому в целом ожидать большого количества задач по автоматизации бизнес-процессов, увеличению эффективности работы, которые сопровождаются большими вложениями, требуют долгого внедрения и окупаются далеко не сразу, вряд ли приходится.

Сколько стоит разработка мобильного приложения

По мнению Григория Когана, вопрос цены разработки мобильных приложений для предпринимателей становится важнейшим.

— По большому счету, большинство из них уже знают, что бизнес-приложения — это перспективно, речь идет только о том, пора уже или еще нет. Но на самом деле настоящая формулировка этого вопроса гораздо банальнее: «платить или не платить». Мобильная разработка  на данный момент удовольствие дорогое. И это всегда свойственно новому продукту в ИТ, когда ещё нет готовых наработок, обкатанных решений, а каждый заказ является штучным. В то же время стандартизация будет означать появление небольшого количества популярных тиражируемых решений, которые приведут к смерти множества индивидуальных приложений в своей категории.

По данным Анатолия Бабушкина, стоимость разработки уникальных приложений с особенным функционалом или точной встройкой в бизнес-процессы варьируется от 300 тыс. до 1 млн рублей. При более стандартных задачах это, как правило, укладывается в ценовой диапазон 100-300 тыс. рублей. Кроме того, есть сегмент приложений, разработанных на конструкторах, с шаблонными элементами, похожим дизайном и функционалом, в этом случае цены начинаются от 45 тыс. рублей и даже ниже по различным акциям.

С точки зрения инвестиций эксперты отмечают рискованность вложений в этот рынок. Олег Вылегжанин отмечает некоторые его ограничения для инвесторов:

— Рынок очень нестабилен, его компании не обладают большими активами, а инвесторы это не очень любят. Чтобы инвестировать в ИТ-проект, нужно хорошо знать эту сферу или быть удачливым человеком. Надежнее вложиться в кирпичный завод. Хотя если проект выстрелит, он принесет очень большие прибыли.

Перспективы рынка мобильных приложений

Эксперты сходятся в одном: данный рынок, несмотря на кризис, будет расти. Новые технологии и техника изменят реальность, и, по словам Олега Вылегжанина, выражение «песня, играющая из каждого утюга» станет правдой.

— Или смартфоны станут утюгами, почему нет?! Телевизоры со скайпом и камерой нас не удивляют уже. В Рунете есть интересный проект — Mad Robots. Это магазин по продаже всяких интересных девайсов. Там много вещей, которые существуют сейчас только в опытном образце, но такое ощущение, что скоро станут распространенными. Зайдите на их сайт, все тренды — там.

По мнению Анатолия Бабушкина, интересными для мобильных приложений будут финансовая сфера, ретейл, услуги. Для сферы бизнес-приложений топ-менеджеры будут переходить на мобильную аналитику в связи с огромной экономией времени. Полевым сотрудникам будет всё проще обслуживать удаленные объекты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *