ВТБ пытается привлечь дешевые кредитные ресурсы Центробанка для финансирования строительства мостов в районе Камбарки
Очередное заседание межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, которые получат дешевые деньги ЦБ по недавно запущенной программе поддержки проектного финансирования, может состояться 24 марта, сообщает газета «Ведомости» в сегодняшнем номере.
Отобранные для участия в программе банки могут получить рефинансирование в ЦБ под 9%, чтобы кредитовать конечного заемщика под 11,5%. Прежде чем получить деньги в ЦБ, проекты, отобранные кредитными комитетами банков, должна утвердить межведомственная комиссия, в которую входят чиновники финансово-экономического блока и отраслевых министерств. Она проверяет, соответствует ли проект приоритетам деятельности правительства и целям социально-экономического развития. Лимит ЦБ на такое рефинансирование пока 50 млрд руб., уже одобрено кредитование проектов на 29 млрд руб.
Определен и предварительный список новых претендентов, который будет рассматривать межведомственная комиссия, говорит федеральный чиновник. В их числе платные автомобильные мосты через реки Каму и Буй в районе Камбарки, рассказали чиновник и человек, близкий к частному концессионеру – Региональной инвестиционной компании. Удмуртия заключила с ней концессионное соглашение на строительство и обслуживание мостов еще в 2012 г. По данным ЕГРЮЛ, ее контролирует кипрская Kelsteno Management Ltd. (у нее 51%). «ВТБ капитал» сообщал, что в консорциум входят строительная компания «Мостострой-12» и производитель мостовых конструкций «Тюменьстальмост», а в финансировании участвует банк ВТБ.
В 2013 г. участники проекта согласовали финансирование. Общая стоимость мостов и подходов – примерно 14 млрд руб. Предполагалось, что государство вложит менее трети из них: 2,5 млрд руб. – из федерального инвестфонда и 1,3 млрд руб. – из бюджета Удмуртии. Остальные 10 млрд должен предоставить концессионер за счет собственных и заемных средств в равной пропорции. Структура финансирования этого проекта такова, что сначала концессионер должен вложить собственные средства, затем выделяется государственное финансирование и, лишь когда кредитор убедится, что остальные выполнили свои обязательства, предоставляется заем, объясняет старший юрист Herbert Smith Freehills Роман Чураков.
Зачем ВТБ теперь понадобилось дешевое рефинансирование, если финансовое закрытие уже прошло, ни пресс-служба самого банка, ни «ВТБ капитала» не прокомментировали. Представитель Минтранса также отказался комментировать проект, пока межведомственная комиссия не огласит решение.
Возникли сложности с государственным финансированием, участие в этой программе может стать альтернативной формой господдержки проекта, знает человек, близкий к концессионеру. Это не первая инфраструктурная концессия, которой потребовались дешевые деньги ЦБ: заявку на рефинансирование собирается подать Газпромбанк, который планирует финансировать систему взимания платы с тяжелых грузовиков.
В условиях запретительно высоких ставок и недостатка фондирования в банках участие в этой программе чуть ли не единственный способ финансирования концессионных проектов, замечает партнер EY Александр Ерофеев. Правда, и у нее есть свои ограничения: лимит на стоимость проекта в 20 млрд руб., трехлетний срок рефинансирования, да и на всех не хватит. К тому же, когда государство согласовывает выделение средств ЦБ на государственно-частный проект через госбанк, сложно говорить о философии государственно-частного партнерства, продолжает Ерофеев. Но другой способ все же профинансировать нужный проект в текущих условиях – это нарастить прямую долю государства в финансировании, продолжает он. Когда банк получает льготное рефинансирование, средства государства по крайней мере по-прежнему предоставляются на возвратной основе, а внутри проекта сохраняется система сдержек и противовесов, заключает Ерофеев.
Напомним, что проект, под который ВТБ пытается привлечь федеральные кредитные ресурсы, один из самых амбициозных и дорогостоящих в регионе за последние годы.
Его реализация позволит обеспечить связь транспортных потоков Татарстана, Башкирии, Удмуртии, регионов Предуралья, ряда областей Урала.
Рост транспортного потока уже в первый год работы ожидается на уровне 150%.
Согласно планам, мост должен быть введен в эксплуатацию 1 октября 2016 года.