Тепловой удар

Суммарный долг управляющих компаний Ижевска за тепло по сравнению с прошлым годом вырос более чем в полтора раза – до 1,5 миллиарда рублей. Журнал «Свое дело» решил выяснить, откуда долг берется и почему никак не придумают способ работать без долгов… И выяснил, что работать без долгов в принципе невозможно, но уже есть способ правильно сосчитать, кто кому и сколько должен. Правда, он дорого стоит.

Как в шелках

Общая задолженность населения, городского бюджета и промышленных предприятий перед ООО «Удмуртские коммунальные системы» (УКС) по договорам теплоснабжения к 1 сентября приблизилась к 1,5 млрд рублей – по сравнению с прошлым годом сумма долга выросла на 64%.

Чтобы вернуть свои деньги, теплоснабжающие организации используют все возможные способы. Сейчас, перед началом отопительного сезона, они пытаются привлечь в качестве союзников жильцов домов, которыми управляют должники.

Так, директор департамента по сбытовой деятельности ООО «УКС» Александр Андрианов вполне справедливо отмечает: «Ремонтные работы при подготовке к отопительному сезону должны вестись на те средства, которые поступают в оплату за тепло. Но из-за долгов ремонт и реконструкция коммунальной инфраструктуры недофинансируется. То есть в конечном счете долги управляющих компаний ставят под угрозу тепло и уют в квартирах людей, которые выбрали себе таких управляющих».

Однако  собственники жилья не спешат обвинять управляющие компании в присвоении денег, которые предназначаются для оплаты тепла и горячей воды. По словам председателя Удмуртской республиканской ассоциации собственников жилья Виктора Кривоносова, управляющие компании задерживают платежи за тепло не всегда из корысти. «Есть обстоятельства, которые вынуждают управляющие компании идти на ухищрения, – говорит эксперт. – Во-первых, долги жильцов.  Во-вторых, несоответствие по времени между выставлением счета со стороны ресурсоснабжающей организации и поступлением средств на счет управляющей организации от жителей. И, наконец, разница в расчетах  ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний».

В отличие от Ассоциации собственников жилья, поставщики тепла – ООО «УКС», настроены к должникам менее благодушно. По словам представителей компании, тот факт, что жильцы получают тепло зимой, а платят за него летом, учтен в договорах между поставщиком и покупателем. А задолженность возникает только в том случае, когда управляющая компания по какой-то причине не исполняет график платежей.

Причины отклонения могут быть разными, но основная, по мнению ООО «УКС», – как раз преднамеренный уход от обязанности платить за тепло. И «УКС» трудно обвинить в предвзятости – именно к таким «плохим» долгам относятся задолженности «Райжилуправления», «Ареолы» и ОАО «ЖРП № 19». Совокупный долг этих предприятий составляет сегодня порядка 1 млрд. рублей – две трети общей суммы задолженности.

Таким образом, проблему долгов в сфере ЖКХ можно разделить на составляющие, каждая из которых требует своего подхода к решению вопроса. И в некоторых случаях этот подход пока так и не найден.

Жильцы-неплательщики

В оценке масштаба проблемы неплатежей за квартиру эксперты несколько расходятся. По данным, которые озвучивал заместитель председателя Правительства УР Ильдар Бикбулатов, добросовестно оплачивают жилищно-коммунальные услуги 95% жильцов. А по словам директора Ижевской управляющей компании Татьяны Савиной, долги жильцов составляют 10-15% в структуре долгов УК перед УКС.

С неплательщиками квартплаты УК разбираются в индивидуальном порядке, используя различные методы воздействия – от разъяснительных бесед до подачи исковых заявлений в суд. Но по большинству исков решения до сих пор не вынесены. А если это касается арендаторов муниципального жилья (существенная часть всех неплательщиков), то взыскать с них что-то просто нереально.

Татьяна Савина отмечает, что городские власти не ведут никакой работы с должниками – нанимателями муниципального жилья: «Все отдано на самотек. Хотя что и говорить, если у городского бюджета долги перед ООО «УКС» за теплоснабжение в размере 30,4 млн рублей?! Муниципальные чиновники, прежде всего, сами должны показать себя как эффективные собственники». По мнению эксперта, проблему неплатежей было бы легче решить, если бы администрация города подключилась к этой работе.

Впрочем, в целом все опрошенные СД участники рынка признают, что жильцы-неплательщики задолжали УК гораздо меньше, чем УК задолжали УКС. Следовательно, это далеко не основная причина полуторамиллиардной задолженности, которая ставит под вопрос своевременное начало и благополучное проведение отопительного сезона в городе.

Методические разночтения

Самой серьезной из всех причин образования долга участники рынка в один голос называют разные подходы к начислению платы за тепло.

УКС выставляет к оплате объемы поставляемых ресурсов (исключая нормативные потери), независимо от того, какая часть из них дошла до конечного потребителя. По словам Александра Андрианова, такой подход базируется на методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя, утвержденной в 2000 году приказом Минстроя России №105 (так называемая «методика №105»).

Между тем для расчетов между жильцами и УК – и тоже вполне законно – определен другой порядок. Он прописан в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам», которые утверждены в 2006 году постановлением Правительства РФ №307 (и потому эту методику называют «методика №307»). По этой методике жители домов, где нет счетчиков (таких в Ижевске 33%), платят за тепло по нормативам потребления, установленным муниципальными органами власти.

В прошлом году Городская дума утвердила новые нормативы потребления тепла в Ижевске. Для каждого дома был установлен свой норматив в зависимости от его этажности и года постройки – параметров, которые влияют на энергоэффективность. В старых панельных домах с деревянными окнами нормативы выше, чем в новых кирпичных с пластиковыми стеклопакетами.

Однако каким бы энергосберегающим ни был дом, если нет счетчика, суммы, которые собираются с горожан по 307-й методике, по словам представителей  управляющих компаний, все равно будут на 20-30% меньше тех, что по своей, 105-й, выставляет к оплате поставщик тепла.

И поскольку обе методики опираются на документы Правительства РФ, юридически УК и УКС одинаково правы. О том, почему федеральные власти не пересмотрят приводящие к разногласиям правила расчетов, в Ижевске могут только гадать.

К примеру, Виктор Кривоносов из Республиканской ассоциации собственников жилья предполагает, что разногласия отпадут сами собой в ходе реализации федеральной, региональной и муниципальной программ повышения энергоэффективности, которые предполагают оборудование счетчиками всех без исключения жилых домов.

И действительно, там, где дома оборудованы счетчиками, никаких разногласий между УК и УКС не возникает: их показания, согласно методике 307, принимаются за основу и для расчетов с жильцами, и для расчетов с поставщиком. Правда, их установка стоит немалых денег – по словам Татьяны Савиной, один счетчик стоит около 200 тыс. руб., и это сопоставимо с расходами на текущий ремонт дома в течение полутора лет. Такие средства, по словам эксперта, есть не у всех управляющих компаний, и убедить жильцов скинуться на установку счетчика тоже нелегко.

Впрочем, с этим городские власти обещают помочь. В марте этого года Гордума приняла целевую программу, согласно которой уже к началу 2013 года счетчики тепла и горячей воды должны появиться уже во всех домах без исключения. Предполагается, что их установку на паритетных началах профинансируют собственники жилья, республиканский и муниципальный бюджет.

Уход от долгов

 Еще одна «река», впадающая в море дебиторской задолженности, – преднамеренный уход управляющих компаний от  расчетов за тепло. УК расходуют деньги, собранные с жителей по статьям «отопление» и «горячая вода» на иные цели – иногда, на благоустройство дворов и ремонт в подъездах, иногда – на политическую борьбу.

Как бы там ни было, поставщики рано или поздно обращаются в суд за взысканием долга, но как показывает горький опыт «Удмуртских коммунальных систем» даже положительное решение суда не гарантирует возврат долга.

Управляющие компании взяли на вооружение простой способ ухода от ответственности и от долгов – они создают компании-дочки, в которые переводят свой жилой фонд, а старую компанию, где кроме долгов ничего не остается, банкротят.

Собственно все крупнейшие должники ООО «УКС» именно так и поступили – «Ареола», «Райжилуправление», «ЖРП-19». И никакого действенного приема против довольно примитивной тактики ни в ООО «УКС», ни в вышестоящем холдинге «Комплексные энергетические системы» пока придумать не могут.

«Для нас это фактически невозвратные деньги. – признает Александр Андрианов из ООО «УКС», – Всё что мы можем, это попытаться доказать в суде преднамеренное банкротство».

Рычаги влияния

Ну а пока городские и республиканские власти пытаются бороться с должниками, подталкивая их к переговорам с ООО «УКС». «Пока не удается добиться полной идентичности позиций всех сторон. Честно говоря, уже сами устали от этих встреч, – признался первый замглавы Администрации г. Ижевска Михаил Ушнурцев на недавнем заседании комиссии по подготовке к отопительному сезону. – У руководителей управляющих компаний есть несколько дней перед началом отопительного сезона, чтобы решить проблему задолженности. Если они такой возможностью не воспользуются, то у органов власти есть свои средства влияния на проблему».

Под «средствами влияния на проблему» подразумевается отказ в рассмотрении заявок УК-должников на капитальный ремонт за счет Фонда содействия реформированию ЖКХ. А вообще в администрации города считают себя не в праве давать оценку действий и назначать наказание злостным неплательщикам.

«Основная задача у нас – не допустить бесконтрольного процесса, когда управляющие компании собирают денежные средства, но не платят ресурсоснабжающим организациям, – заявил начальник Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска Иван Маринин. – На сегодня есть графики погашения задолженности, некоторые уже рассчитываются за поставленные энергоресурсы. Но самый главный, кто может воздействовать на управляющие компании, – это жители. Жители могут сменить управляющую компанию путем проведения собраний для принятия такого решения».

Между тем в общественном мнении должники не выглядят такими уж плохими. Как говорит замдиректора ООО «УК «Вест-Снаб» Ирина Пономарева, кто-то тратит собранные с жителей деньги на капремонт, благоустройство прилегающих территорий, установку счетчиков, а кто-то старается балансировать между статьями расходов так, чтобы оплачивать текущие долги перед ООО «УКС». В итоге зачастую УК, у которых нет долгов перед сетевиками, выглядят в глазах жильцов менее выигрышно: в том, что во дворе не прибрано и подъезды не отремонтированы, виновата, конечно же, УК. Зато УК-неплательщики жильцам, как правило, нравятся: кругом чистота и порядок, а что отопление не дали вовремя – «так это власти виноваты».

По словам Виктора Кривоносова, договоры, которые УК заключают с жильцами, позволяют перераспределять средства, получаемые в качестве квартплаты, с одной статьи расходов на другую. В большинстве случаев по договору УК не просто обеспечивает предоставление коммунальных услуг, а предоставляет их – приобретает у поставщиков и перепродает жителям. По словам эксперта, агентские взаимоотношения, когда УК лишь  обязуется предоставить ЖКУ путем заключения договоров с подрядными и энергоснабжающими организациями в интересах и за счет собственников, подобных вольностей не допускают, но такая форма договора с жильцами у ижевских УК не очень-то распространена.

Виктор Кривоносов считает, что администрация города, будучи собственником части жилых площадей почти во всех ижевских домах, должна участвовать в экспертизе договоров между УК и жильцами, добиваясь того, чтобы интересы последних были максимально защищены. «Если уставный капитал компании составляет минимальные 10 тыс. рублей, то о какой надежности ее как покупателя ресурсов может идти речь?! – поясняет эксперт. – В качестве агента – куда ни шло».

Еще один участник

Городские власти не спешат вмешиваться во взаимоотношения жильцов и управляющих компаний. Чаще всего это объясняется нехваткой ресурсов и тем, что доля муниципальной собственности в жилом фонде невелика. Хотя, казалось бы, создать форму договора, удобную для собственников и защищающую их права, а заодно и муниципальную недвижимость, – это недорого и недолго. Тем более, как показывает опыт, отключения тепла становятся не только проблемой жильцов, но и, в первую очередь, городских властей.

Еще одним действенным способом контроля за управляющими компаниями эксперты назвали создание в сфере ЖКХ саморегулирующих организаций (СРО). В Удмуртии существует партнерство «Управдом», общее число членов которого составляет 27 компаний. На него возлагают большие надежды в плане выработки единых «правил игры» во взаимоотношениях с жильцами, поставщиками коммунальных ресурсов, представителями власти. Правда, партнерству уже больше года, а стандарты работы, если и существуют у его членов, видимого влияния на ижевский рынок ЖКХ пока не оказали.

По мнению Виктора Кривоносова, в этом деле не обойтись без участия собственников жилья. Самим участникам рынка, может быть, непросто договориться между собой, но в конечном итоге авторитет в профессиональной среде завоюет тот, кто будет пользоваться успехом на рынке. Поэтому, по словам Виктора Кривоносова, ближайшая задача как участников, так и регуляторов рынка – воспитать эффективного собственника, отвечающего за свое имущество, считающего деньги и трезво оценивающего ситуацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.