Анатолий Бабушкин: “Мобильные приложения развиваются еще быстрее, чем вся сфера IT”
Обладатель двух «красных» дипломов еще два года назад работал «на дядю». Сегодня 27-летнего Анатолия Бабушкина, владельца IT-компании SoftJet, знают многие представители малого, среднего и крупного бизнеса Ижевска. А скоро, возможно, узнают и во всей России… Он создал уникальный сервис, аналогов которому в стране пока нет. Это мобильная «платформа», на которой могут найти друг друга тысячи «учеников» и «учителей» — бизнесменов, студентов, занимающихся спортом, изучающих языки и т. д.
Найти в приложении «Мой личный наставник» своего учителя можно двумя кликами. СД встретился с создателем уникального сервиса и мобильного предложения накануне запуска во Всемирной паутине.
Из коммивояжеров в творцы
Я шел «к себе» несколько лет. Еще в 9-м классе я поступил в финансово-экономический колледж и окончил его с отличием. Уже тогда знал, что пойду учиться профессии, связанной с компьютерами, с программированием. Окончил ИжГТУ, факультет информатики и вычислительной техники по специальности “Вычислительные системы, комплексы и сети» и пошел работать на Ижевский радиозавод”.
Если Работать «на дядю» — всегда есть потолок для развития, а мне хотелось идти дальше, и я решил начать свой бизнес.
Сейчас понимаю, что взялся не за свое, но тогда мне казалось, что всё проще простого. Ходил прямо по участкам и продавал системы автоматического полива для огородов.
Сейчас я уже понимаю, почему этот бизнес не пошел, как надо было делать и с чего начинать, но желания этим заниматься уже нет. Затем были различные мелкие проекты по созданию тех или иных продуктов, но все они также не увенчались успехом.
Сейчас я уже не трачу на попытку создания бизнеса по полгода, как раньше.
Теперь я за месяц-два умею апробировать идею и просчитать, будет ли она иметь дальнейший эффект, применяю количественные метрики, а не только предположения и чутье.
Как «захватить» рынок
Год назад я создал фирму по разработке мобильных приложений Soft Jet.
Первая и вторая попытки запуска продукта были не очень удачными, и это нормально — «первый блин комом». Мы учли ошибки, изучили рынок, набрались опыта и с июля вышли на новый уровень развития. Уже в августе мы выполнили финансовый план компании на 110 %, в сентябре планируем увеличить обороты на 200 %.
Сфера IT-технологий на рынке очень востребована.
Тренд начался лет пятнадцать, а то и сорок назад и активно развивается — IT-специалистов уже катастрофически не хватает.
Мобильные приложения развиваются еще быстрее, чем вся сфера IT.
Еще не все компании осознали всю актуальность и выгоды этого направления. Те, которые осознают, они сейчас захватывают рынок мобильных приложений. Простой пример: какая-нибудь строительная компания сделала приложение-калькулятор для расчета того, сколько нужно, допустим, строительных материалов на конкретный объект, и добавила в это бесплатное приложение кнопку «заказать» сразу после расчета. И заявки от клиентов попадают к ним прямо на почту. Создание мобильного приложения обошлось ей, конечно, несколько дороже, чем создание сайта. Но ведь на рынке сайтов конкуренция в тысячи игроков, а на рынке мобильных приложений таких будет один-два. Причем их можно распространить сразу на всю Россию, и в этом огромное преимущество этого продукта. Кто это понимает — начинает захватывать рынок.
Создать мобильное приложение специалисты могут за один-два месяца.
Я говорю про стартовое, базовое приложение. Обычно бывает так: заказчик приходит и говорит что-то вроде: «Сделайте мне многофункционально и красиво». То есть конечный результат он представляет, а конкретные механизмы того, как для этой цели должно «работать» мобильное приложение — нет. Мировая практика такова: две трети функционала, который «закачивается» в систему, пользователями не используется. Поэтому мы и выделяем у заказчика жизненно важную функцию и делаем базовое приложение именно по ней.
Мы всем рекомендуем — не делать сразу большой проект.
У меня есть опыт создания больших проектов. Хорошо, если заказчик, например, крупная нефтяная компания — у него уже все процессы и технологии отработаны, он четко понимает, какое именно мобильное приложение и с какими функциями нужно для его компании. Большинство же заказчиков имеют более гибкие бизнес-процессы, и то, на что сегодня делается упор, завтра окажется ненужным. К примеру, фирмы, практикующие доставку пиццы и суши. Им мы рекомендуем сделать для начала стартовый проект, с минимумом функционала, и после запуска посмотреть, удобен ли он будет клиентам этой фирмы: что в приложении нужно оставить, что добавить, а что вообще не востребовано пользователями.
За год работы наша фирма сделала около десяти мобильных приложений.
Мы берем заказ, за месяц создаем стартовый проект, запускаем его, чтобы люди начали пользоваться, и получаем обратную связь от пользователей. И только после тщательного анализа потребностей мы модернизируем приложение. То есть заказчик уже вкладывает деньги только в тот функционал, который будет использоваться и принесет ему прибыль.
Бизнес — это помощь людям
В Удмуртии, да и в России, коучинг пока мало развит.
И мы решили сделать соответствующий проект. Сначала создали просто сайт, чтобы посмотреть, будет ли это востребовано у людей. Получился красивый. Запустили, на него начали приходить люди, и мы поняли, что нужно что-то другое. Сначала мы отправляли потенциальным участникам проекта письма — чтобы «сводить» их с наставниками. Затем попробовали перейти на формат звонков, еще месяц поработали и поняли, что мы опять не справляемся: слишком много времени отнимали телефонные переговоры. И снова поменяли бизнес-модель: теперь «Мой личный наставник» — это некая платформа, где те, кто хочет кого-то обучить, и те, кто хочет научиться, могут найти друг друга.
Месяц мы работали над созданием приложения «Мой личный наставник», но оно застопорилось.
В мае пообщались на эту тему с ребятами из Центра развития предпринимательства. И в ходе обсуждения приложения, удобного для них, мы вместе пришли к тому, что более удобным будет формат коучинга, тренерства, наставничества. То есть, чтобы люди, желающие чему-то научиться, могли найти своего личного наставника.
Как часто бывает: человек понимает, что он застопорился, ему надо развиваться, но не знает, в какую сторону двигаться.
У него нет уверенности в том, какие именно шаги нужно сделать и те ли это шаги, которые нужны. И в этом случае ободряющее слово может дать уверенность в своих силах – иногда ведь бывает нужно совсем немного. Вот так у меня и возникло желание создать мобильное приложение по достижению целей. Надо же помогать людям!
Открытая площадка
На сайте участники — «ученики» — могут посмотреть базу наставников и пообщаться лично.
То же самое могут сделать и наставники. Да и мы сами помогаем наставникам найти нужного ученика. Еще до официального запуска платформы у нас было уже около 200 участников — потенциальных «учеников» — и 50 наставников. Изначально мы планировали к концу года довести базу участников до тысячи, но после консультаций с экспертами бизнеса мы подняли планку до ста тысяч человек, чтобы цель зажигала.
Важность правильного подбора наставника связана с разными типами людей-учеников.
Наставничество бывает трех видов. Первый — это тренерство, когда тебе говорят инструкции и ты их выполняешь, отрабатываешь конкретный навык, например, навык продаж. Этот навык можно наработать с помощью тренера. Второй тип — коучинг: ты приходишь с какой-то проблемой, коуч задает тебе вопросы, на которые ты отвечаешь и понимаешь корень проблемы и пути решения. Третий вид — это что-то среднее: когда тебе отвечают на твои вопросы, но и тебе задают вопросы и дают рекомендации. При этом выполнять их тебя никто не обязывает. Каждый ученик волен выбрать себе свой тип наставника.
Бесплатное не ценится
Жизнь показывает: мы ценим только то, во что мы что-то вложили.
Бесплатное не ценится. Я сам пробовал учиться с тренером бесплатно: с тебя никто не спрашивает, никакой обратной связи, ты ничего не теряешь и начинаешь «задвигать».
В нашем проекте участники сами определяют цену, которую они готовы заплатить, чтобы развиваться.
Как правило, люди готовы вложить в своё развитие от тысячи до 20 тысяч рублей в зависимости от цели. Это люди от 20 до 35 лет, те, кто понимает, что образование вузовское закончилось, а им нужно развиваться, чтобы быть в тренде, и что, вложившись в обучение, они в итоге получат больше, чем вложили.
Есть бизнесмены, которые остановились на каком-то уровне развития, например, планке дохода в 100 тысяч рублей в месяц.
Им нужно помочь перейти на уровень 700 тысяч. Часто они готовы заплатить за обучение какую-то сумму авансом, например, 20 тысяч рублей, а остальное — по результатам обучения: если за два месяца они достигают установленной планки дохода. У нас был случай, когда бизнесмен был готов половину от будущего дохода отдать.
Чтобы узнали люди
Мы создали этот сервис не только для личных бизнес-целейэ
Нам еще хочется помочь людям в их профессиональном росте. Ведь такой площадки в России до сих пор не было. Есть отдельные тренеры и коучи, которые проводят вебинары, но это другой формат. Аналог нашей платформе в России есть только в Казани, но он разработан лишь для технологических стартапов.
У нас есть идея развить платформу.
Чтобы участвовать в ней мог и корпоративный сектор, и государственные органы. Интерес к участию уже проявило Министерство экономики Удмуртии.
На первом этапе в качестве продвижения нашей платформы мы использовали только личные контакты.
Затем перешли на формат рассылок — это для нас есть и будет основным методом вовлечения участников и наставников. Планируем снять видеоролик для продвижения через YouTube. Сейчас также используем рекламу на мероприятиях Центра развития предпринимательства. Надеемся, что наша идея — помочь людям в их профессиональном росте — найдет отклик.
Анатолий Бабушкин
Родился 2 мая 1987 года.
В 2008 году окончил факультет информатики и вычислительной техники ИжГТУ.
После окончания вуза работал на Ижевском радиозаводе.
С 2013 года – предприниматель, основатель и владелец компании по разработке мобильных приложений Soft Jet.
Статья опубликована в сентябре 2014 года.