Журнал

Собрать детали

Удмуртские производители автокомпонентов нацелены на сотрудничество с Ижевским автозаводом, однако пробиться в линейку поставщиков им мешают высокие требования АвтоВАЗа и конкуренция со стороны иностранных компаний. Некоторые для этого создают совместные предприятия с существующими зарубежными поставщиками.

Производителям компонентов для автомобилей из Удмуртии всё больше приходится искать рынки сбыта за пределами республики. После смены собственника Ижевского автозавода стать поставщиком деталей для этого предприятия стало сложнее. АвтоВАЗ крайне избирательно подходит к этому вопросу, а предстоящий запуск производства иномарок в Ижевске оставляет меньше шансов для местных компаний участвовать в создающемся автомобильном кластере в Удмуртии. Однако некоторые нашли путь пробиться — они создают совместные предприятия с зарубежными компаниями, которые уже являются поставщиками для «Рено-Ниссан».

Пул поставщиков

После того как АвтоВАЗ стал собственником Ижевского автозавода, ряд предприятий, поставлявших компоненты для него, продолжать сотрудничество дальше не смогли. Договоры на поставку некоторых деталей для модели «Лада Гранта» были подписаны до начала ее сборки в Ижевске. Снятие с производства классики также привело к тому, что услуги недавних партнеров не потребовались. Еще большие сомнения у экспертов вызывает участие удмуртских компаний в производстве компонентов для моделей «Рено» и «Ниссан», которое начнется с 2014 года.

Как рассказал министр промышленности и энергетики республики Олег Радионов, в Удмуртию уже готовы прийти три иностранные компании, занимающиеся производством автокомпонентов. Они рассматривают площадки в Ижевске на территории концерна «Калашников», «Ижнефтемаша» и металлургического комплекса на Воткинском шоссе. Среди этих предприятий — «Сушимо Машинери», «Анталин Касай Интернешнл» и «Инагава Компани». Владельцы компаний должны принять решение до конца текущего года.
«Хочу подчеркнуть, что активность зарубежных производителей автокомпонентов будет наиболее проявляться после того, как на конвейер (Ижевского автозавода. — Прим. СД) встанут модели иностранного производства, — отметил г-н Радионов. — Безусловно, не надо забывать и о наших производителях автокомпонентов. Мы постоянно ведём работу по вовлечению отечественных предприятий. Работа эта достаточно сложная, поскольку к производителям  предъявляются высокие требования. Тем более сейчас АвтоВАЗ в поставщиках, так скажем, не нуждается. Поставки отлично налажены, поэтому сложно пробиться в пул поставщиков. Тем не менее в этом году в марте и июле мы проводили два совещания с дирекцией поставок АвтоВАЗа — одно на их площадке, другое на ИжАвто — с выездом представителей наших компаний — мы все приближаемся к тому, что многие предприятия будут принимать участие в производстве компонентов».

Завышенную строгость в отборе подрядчиков со стороны АвтоВАЗа отмечает не только министр.

«Компаниям-производителям автокомпонентов в Удмуртии предстоит пройти процедуру номинации поставщика ОАО «АвтоВАЗ» и альянса Renault-Nissan, — пояснил генеральный директор ООО «Объединенная автомобильная группа» (Ижевский автозавод) Алексей Алексеев. — У автомобильного альянса существует система требований к поставщикам, которая подразумевает комплексную и глубокую оценку производства, где ключевым параметром является качество продукции. Среди других показателей — финансовая устойчивость, система менеджмента организации, персонала, производства, логистики и т. д. Данную работу поставщики ведут напрямую с ОАО «АвтоВАЗ». Здесь очень важно, чтобы предприятия Удмуртии были готовы к этой работе и проявляли инициативу, а потенциал есть у многих».

По словам Олега Радионова, сейчас 22 предприятия Удмуртии заинтересованы в производстве автокомпонентов для Ижевского автозавода и АвтоВАЗа. В настоящее время поставщиком жгутов автопроводов является предприятие «Глазов.Электрон», поставщики второго уровня — «Ижсталь», Сарапульский электрогенераторный завод (двигатели вентиляторов системы охлаждения и электроусилители руля), ещё одно предприятие поставляет педаль тормоза общей комплекции системы.

Вместе с французами

Между тем местные поставщики, скорее всего, смогут участвовать в проектах по «Ладе Гранте» и другим отечественным моделям автомобилей. Напомним, что параллельно с запуском иномарок на конвейере в Ижевске начнут собирать и «Гранту» в кузове «хэтчбек». Требования по качеству деталей для «Рено» и «Ниссан» гораздо выше. При этом, как ожидается, «Рено-Ниссан» приведет на Ижевский автозавод своих партнеров. Гарантийное письмо сейчас есть у совместного предприятия французского концерна «Трев» и ижевской группы «Транс-Инжиниринг» экс-министра промышленности Удмуртии Андрея Армянинова — «Трев-Эргон».

Как рассказал СД координатор проекта по созданию этого совместного предприятия Максим Уливанов, в настоящее время готовится площадка под выпуск элементов шумоизоляции для моделей «Ниссан» на заводе «Эргон». По условиям «Ниссан» она должна быть готова за несколько месяцев до старта производства данных автомобилей, т.е. не позднее ноября 2013 года. «Сейчас проводится глубокая модернизация производства. Наша компания будет поставлять для Ижевского автозавода ковры пола на днище кузова, щиток-передок под приборной панелью, — рассказал г-н Уливанов. — В дальнейшем планируется расширение номенклатуры товаров за счет использования технологий компании «Трев», которая также специализируется на элементах интерьера. Будем выпускать и обшивку сидений». Сейчас ижевско-французская компания также занимается организацией производственной площадки в Санкт-Петербурге. Она должна заработать в январе 2014 года и будет ориентирована на поставку автокомпонентов на питерский завод «Ниссан».

Локализация

Среди вероятных поставщиков для Ижевского автозавода значится еще одна ижевская компания — «Ижавтоторм». Как отметил г-н Радионов, ее продукцией заинтересовался АвтоВАЗ, и она по цене уже находится в преимуществе. Сейчас, по его словам, работникам предприятия необходимо пройти обучение, а продукцию ждут испытания.
По мнению генерального директора «Ижавтоторма» Вадима Сунцова, предприятие претендует на контракт на поставку трубопроводов, тормозных и топливных систем. В настоящее время компания поставляет автокомпоненты на завод «Соллерс» в Ульяновск и на «ВИС-Авто» в Тольятти для пикапов на базе «Лады».

«Раньше основным покупателем нашей продукции было «ИжАвто». До снятия с производства вазовской «классики» мы поставляли сюда детали, сейчас в случае утверждения всех соглашений будем поставщиком для «Лады Гранты», — рассказывает г-н Сунцов. — Конечно, для того, чтобы подойти под требования АвтоВАЗа, нам пришлось вложить значительные средства в модернизацию производства. Этим мы занимались на протяжении трёх лет».  По словам эксперта, в целом крупные предприятия заинтересованы в локализации производства. В первую очередь это касается крупногабаритных деталей. Собственно, и государственная политика направлена на то, чтобы обязать иностранные компании располагать производство компонентов в России.

Сотрудничество

Между тем, как отмечает представитель компании «Трев-Эргон», большие перспективы сейчас именно у совместных с иностранцами предприятий.  Начать сотрудничество местным производителям с альянсом «Рено-Ниссан» напрямую крайне сложно. Участие ижевских компаний возможно лишь в форме совместных предприятий с иностранными производителями, которые уже входят в список поставщиков «Рено» или «Нисан», считает эксперт. Чтобы соответствовать параметрам качества, которое устроит альянс, потенциальным поставщикам необходимо вложить серьезные средства в модернизацию собственного производства, получить соответствующие сертификаты качества. При этом никто не дает гарантию, что даже после этого компания сможет стать партнером «Рено-Ниссан» или АвтоВАЗа. «Зарубежные производители настроены на работу с привычными им партнерами, где все вопросы по качеству уже решены. Именно поэтому они всегда приходят со сформированным списком поставщиков из-за рубежа, которые уже знают номенклатуру товаров», — поясняет г-н Уливанов.

Не исключают появление новых совместных предприятий и в руководстве Ижевского автозавода. «Возможен и такой вариант сотрудничества, как создание совместных проектов глобальных поставщиков альянса с предприятиями республики. Это важный момент для экономики нашей республики, так как приход глобальных производителей комплектующих альянса Renault-Nissan, во-первых, позволит создать новые рабочие места, во-вторых, будет способствовать развитию научно-производственного потенциала Удмуртии, и в-третьих, значительно улучшит инвестиционный климат региона», — отмечает г-н Алексеев.

В настоящее время продолжаются переговоры по размещению поставщиков по изготовлению системы выпуска отработанных газов компанией «Эбершпехер РУС» и по изготовлению на территории ООО «ОАГ» сидений автомобиля «Лада Гранта». Как отмечают на предприятии, эти совместные проекты позволят сократить себестоимость производства автомобиля и увеличить количество рабочих мест на Ижевском автозаводе. Кроме того, ведутся переговоры с другими предприятиями Удмуртии, готовыми осуществлять поставки для альянса «Рено-Ниссан» и АвтоВАЗа, в т. ч. по поставкам топливных трубок и стеклоподъёмников.

Производители автокомпонентов из Удмуртии, стремясь стать партнерами Ижевского автозавода, продолжают искать и другие рынки сбыта в регионах. География тут в основном ограничивается Поволжьем и центральной частью России. Перспективны в этом отношении детали, поставки которых удобны с точки зрения логистики. Важной составляющей здесь, безусловно, является и качество продукции. Однако с усилением на рынке зарубежных производителей автокомпонентов небольшим региональным компаниям конкурировать становится всё сложнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *