Архив журнала

Сделал тело

Ижевск, еще недавно казавшийся безнадежной провинцией в стране фитнеса, стремительно сокращает отставание. Только за последнее время в столице Удмуртии открылось сразу несколько разных по размеру и классу фитнес-залов, готовых предложить своим клиентам оздоровительный сервис современного уровня. При этом хозяева новых ижевских храмов красоты и здоровья пока и сами не очень понимают, насколько экономически оправдано их стремление дать местным жителям шанс потратить свои деньги в комфортабельных условиях.

Дворцы превращаются в хижины спорта

В последние 2-3 года занятия спортом вошли в список модных увлечений жителей Удмуртии. Сегодня «не комильфо» выглядеть изможденным работой. Преуспевающий человек должен своим цветущим видом подтверждать размер своего состояния. Отрываясь от зеленого сукна казино и бильярд-клубов, местные жители устремились в спортклубы, словно соглашаясь, что 2006 год и вправду является годом спорта, как о том объявила местная администрация.

Впрочем, основная масса оздоравливающихся посредством спортивных упражнений граждан не относится к категории богатых — подавляющее большинство спортивных клубов по своей оснащенности не готово оказывать услуги для клиентов из категории VIP.

На местном рынке фитнес-услуг, как и прежде, превалируют физкультурно-оздоровительные комплексы, построенные еще в советские времена: «Аксион», «Динамо», «Металлург» и т.д.. Конкуренцию им пытаются составить небольшие спортивные залы, переоборудованные из подвалов и квартир в жилых домах, и пока немногочисленные фитнес-клубы нового поколения.

В отличие от Москвы и Петербурга, где рынок фитнеса уже сложился и многочисленные игроки на нем довольно четко поделены на категории, претендуя на вполне определенный круг клиентов, в Ижевске разделить фитнес-центры на «элитные» и «не элитные» практически невозможно. Скажем, у нас бывшие ведомственные спорткомплексы за неимением достойной альтернативы активно посещают не только люди со средним достатком, но и состоятельные клиенты, тогда как в Москве потребителями услуг таких «дворцов спорта» являются люди со средним достатком и «спортсмены запаса».

Учитывая, что до последнего времени старые ФОКи практически не испытывали никакой конкуренции со стороны, им вполне хватало доходов для того, чтобы мало-мальски обновлять тренажерные залы и вводить дополнительные услуги на базе старых площадей, что позволяет им держаться на плаву до сих пор. Однако сегодня, когда в городе начали появляться клубы с высоким уровнем сервиса и оборудованные по последнему слову спортивной моды, Дворцы спорта, несомненно, потеряют часть своих постоянных клиентов — причем наиболее интересную часть — богатых людей.

Единственным преимуществом традиционных спорткомплексов перед современными фитнес-залами остается наличие бассейнов. Этот козырь начинающим фитнес-бизнесменам пока не перебить ничем. Строительство собственного спорткомплекса с бассейном требует больших инвестиций с длительным сроком окупаемости — порядка 10 лет. Реконструировать уже существующие бассейны тоже накладно -затраты сопоставимы со строительством нового комплекса. При этом профессионалы считают, что старые спортивные сооружения просто не приспособлены для ведения на их базе бизнеса. В советские времена Дворцы спорта строились без оглядки на экономическую целесообразность. Затраты на тепло, воду и обслуживание всего спортивного хозяйства таких комплексов сегодня чересчур велики. Недостаточные вложения привели к тому, что сегодня многие такие объекты находятся на грани закрытия, о чем свидетельствуют данные проверки ижевских бассейнов, проведенной этой зимой. Другой пример — ФОЦ «Здоровье», располагающий единственными в городе закрытыми теннисными кортами. Несмотря на то, что желающих заниматься этим видом спорта более чем достаточно, сервис здесь остается на очень невысоком уровне: площади сдаются под проведение выставок, из-за чего отменяются тренировки, а раздевалки и душевые комнаты оставляют желать лучшего. Все это заставило состоятельных любителей тенниса задуматься о строительстве собственных кортов — такой проект уже просчитывается.

Фитнес приходит на смену физической культуре

Рынок просто заждался, когда же у огромных ФОКов появятся конкуренты. И спрос все-таки родил предложение. Причем родил по всем правилам маркетинга. В Ижевске появилось предложение как в нише премиум класса, так и в нишевой категории «у дома». Последние заведения, рассчитанные именно на средний класс, обещают стать самыми востребованными в Ижевске. Как правило, клиентура таких залов — жители микрорайона, где расположен фитнес-клуб. Интересно, что, как показывает практика, основные клиенты фитнес-центра — домохозяйки от 20 до 50 лет, которые составляют примерно 70% посетителей, и именно от них зависит успешность заведения.

Кстати, консалтинговые компании рекомендуют, создавая концепцию фитнес-центра, проводить исследование потребительских предпочтений в местности, где будет расположен зал (обычно это 15-минутная зона вокруг будущего объекта). Таким образом можно получить гарантию, что клуб не будет пустовать.

Несмотря на то, что Ижевск — небольшой город, владельцам новых клубов необходимо учитывать наличие хорошей транспортной развязки и удобной, охраняемой (желательно) парковки. Кроме того, современный фитнес-клуб, конечно, должен предложить клиентам необходимый комфорт, пусть даже за дополнительные деньги. Мало найдется желающих заниматься в зале с плохой вентиляцией, неустроенными раздевалками, переполненной душевой, неулыбчивым персоналом и старым оборудованием. Соответствовать новым требованиям могут единицы. Как правило, это спортцентры, открытые недавно.

Журнал Елена Трофимова, директор центра красоты и здоровья «Кармэль», считает, что для спортцентров, работающих в нише «у дома», целесообразна взвешенная ценовая политика — доступно для клиентов и прибыльно для владельца: «Я делаю ставку на жителей микрорайона, в котором находится наш центр. И рекламную кампанию буду проводить, скорее всего, только в этом районе. Я думаю, подобные центры должны быть в каждом микрорайоне: регулярное посещение спортивного зала -обычная культура. Спортивный клуб должен находиться около дома, в крайнем случае, около работы. По-моему, нецелесообразно ехать за подобными услугами на другой конец города. На своем примере могу сказать, работаем только месяц, но наметились уже неплохие тенденции, которые позволяют мне надеяться, что данный проект окупится уже через два года».

 

 

 

 

А вот руководство фитнес-клуба Alteos, нацелившегося на работу в категории «премиум», затрудняется назвать даже примерные сроки окупаемости проекта. Владимир Яланский, заместитель директора клуба: «Нами за основу были взяты принципы московских клубов, которые, в свою очередь, перенимали опыт зарубежных коллег. При расчете стоимости посещения мы рассчитывали на людей с ежемесячным доходом выше 20 тысяч рублей, которым необременительно приобрести клубную карту на три месяца за 8 тысяч. За четыре месяца работы членами нашего клуба стали 170 человек, это чуть больше минимума, и пока мы зарабатываем только на коммунальные платежи и зарплату персоналу. Всего мы планируем довести количество членов клуба до 300-400 человек. Это оптимальное число, иначе люди будут недовольны тем, что залы переполнены. Сейчас могу сказать, что окупаться мы будем гораздо дольше, чем думали первоначально».

 

 

 

По мнению российских аналитиков, будущее за клубами среднего ценового сегмента. Например, один из лидеров — компания World Class (занимает около 10% московского рынка в целом и до 40% премиум-сегмента) активно прорабатывает варианты развития в среднем ценовом сегменте. Хотя это более верно для столицы, нежели для регионов. Здесь крупные сети фитнес-центров планируют, прежде всего, заполучить богатых клиентов. «Нет смысла работать в среднем ценовом сегменте, когда премиум-сегмент еще не занят. В регионах цены на площади в разы меньше, но и доходы людей меньше, да и богатых меньше. Поэтому окупаемость проектов составляет примерно два-три года. Кстати, рентабельность фитнес-бизнеса довольна высока — в среднем около 30%», — говорит президент агентства маркетинговых и социологических исследований MAGRAM MR Марина Малыхина.

 Фитнес-индустрия будет развиваться очень стремительными темпами, особенно в регионах. Крупные сети негласно уже поделили территорию между собой. Масштабная экспансия — вопрос времени. Как только провинциал будет готов вкладывать в свое здоровье — инвесторы тут же предоставят ему такую возможность. Ни один провинциальный город не может похвастаться занятостью населения фитнесом больше, чем 0,5%.

«Впрочем, и в обеих столицах охват населения фитнесом пока невысок, — говорит президент сети фитнес-центров „Марк Аврелий“ Елена Дари. — Из общего оборота $350-400 млн приходится на долю Москвы. Но при этом перспективы развития у нас просто невероятные: в Москве и Питере фитнес-клубы посещают не более 3% населения. Для сравнения — в Европе этот показатель колеблется в среднем от 20 до 30 %! Кроме Москвы и Питера, по уровню и темпам развития фитнес-индустрии можно выделить Новосибирск, Волгоград, Ростов-на-Дону и Екатеринбург. Но доля провинции несравнимо мала — менее 10 процентов от общероссийских объемов».Прогнозируется, что в среднем сегменте самый бурный рост начнется в 2009-2010 годах. Во многом он будет обеспечен за счет прихода сетей в регионы, которым завоевание средней ценовой категории на столичном рынке обходится слишком дорого. Три ведущих игрока уже начали экспансию в регионы. Так, у «Планеты Фитнес» из 23 клубов только девять находятся в Москве, остальные — в регионах. У World Class из 16 клубов — шесть за пределами Москвы. У «Страта Партнерс» — четыре клуба в Москве и четыре за пределами столицы.

Пока развитие фитнеса в регионах тормозится не столько отсутствием денег на строительство спортивных центров и клубов, сколько низким уровнем доходов и нехваткой квалифицированного персонала. Если смотреть на развитие фитнес-индустрии в мире, то и в России будущее будет за крупными сетевыми игроками. Очевидно, что по этому же пути будет развиваться фитнес и в Ижевске, что вызывает определенные опасения у владельцев уже существующих клубов. Они, например, очень настороженно отнеслись к информации о возможной реализации в городе совместного проекта местного бизнесмена и «Планеты Фитнес», высказав при этом сомнение, так как непременным условием «ПФ» является здание не менее 1500 кв. м и здание для оборудования бассейна.

По мнению местных фитнес-бизнесменов, Ижевск не очень интересен для крупных сетей, которые пока не освоили даже города-миллионники. Дорогие клубы, как показывает пример Alteos, у нас не сулят быстрой отдачи, тогда как, например, та же «Планета-Фитнес» не рекомендует браться за строительство центра, если срок его окупаемости превышает 3 года. В противном случае этот клуб станет модной забавой для хозяев, но никак не бизнесом. Фитнес-клубы «эконом-класса» в спальных районах, с точки зрения бизнеса, более целесообразны, и, по мнению экспертов, именно такие заведения будут открываться в ближайшей перспективе.

Сюда можно отнести фитнес-центры при кондоминимумах. Такие клубы рассчитаны на жителей дома, в котором расположены, поэтому в них можно обойтись без раздевалки и даже душа. В домовых фитнес-центрах может стоять недорогое оборудование, не рассчитанное на интенсивную эксплуатацию. Если зал расположить в чердачном помещении, то крышу дома можно приспособить под игровое поле: теннисное, для мини-футбола. Сейчас в Ижевске закладываются и уже строятся несколько домов, в которых помещение под фитнес уже предусмотрено проектом.

Справка

Рынок фитнес-услуг начинался в стране еще на заре перестройки. Сегодня, как считают эксперты, он будет развиваться в основном усилиями больших сетей, ориентированных, прежде всего, на средний класс с полугодовым абонементом в 500-600 долларов. Потенциалы роста огромны. Агентство MAGRAM Market Research оценивает объем рынка фитнес-услуг в России в 2005 году в $550-600 млн (для сравнения в Германии – $13,1 млрд), а его ежегодный рост – в 30%. По оценкам экспертов, рынок современных спортивных центров сохранит темпы роста, пока уровень проникновения не составит 10%. Сегодня, по разным оценкам, уровень проникновения услуг в Москве и Санкт-Петербурге не превышает 3%, в регионах – 0,5%.

Крупные сетевики, которые имеют свои большие консалтинговые подразделения, способные строить фитнес-клубы с нуля «под ключ» в быстром темпе, с минимальными затратами, несомненно, имеют преимущество при выходе на региональные рынки. «Страта партнерс», владеющая крупной сетью Orange Fitness, «Планета Фитнес» (часть мировой сети Fitness Holdings Worldwide), World Class, «Марк Аврелий» и сеть спортклубов Reebok. Это компании, которые построенные клубы могут ускоренными темпами выводить в стабильное прибыльное состояние. Источниками инвестиций в крупные сети обычно являются инвестиционные фонды. Так, например, инвестиционный фонд Alfa Capital Partners недавно приобрел пакет акций крупнейшей российской фитнес-сети World Class. «Планета Фитнес» использует иностранные инвестиции, а «Марк Аврелий»  привлекает частный капитал.

Российский рынок фитнес-услуг сегодня можно разделить на три сегмента: VIP, где стоимость услуг составляет 2,5-5 тыс. долларов в год, среднеценовой (800-1500 долларов в год) и низкоценовой, то есть заурядные «качалки», где целый год можно тренироваться за 360 долларов.Основной доход фитнес-клубам приносят постоянные клиенты. Согласно исследованиям, клиентская база формируется у клуба в течение 3-4 лет. По окончании этого срока 60% всех посетителей клуба составляют постоянные клиенты, а 40% – новые. Источники: газета «Финансовые известия», газета «Бизнес», www.getfit.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *