ЖурналИнструкцииПотребительский рынокРынки

Производство бутилированной воды – рынок поделен

Вывести на чистую воду

Один из немногих рынков, не испытавших падения — производство и продажа питьевой воды. В Удмуртии продажи воды растут на 10-15% в год и поэтому рынок многим кажется перспективным. Однако попытки захода на него производителей и поставщиков из других регионов как правило заканчиваются ничем – местные производители достаточно сильны и готовы конкурировать не только между собой, но и «чужаками».

Производители и питьевой воды в регионе

Рынок бутилированной питьевой воды в Ижевске представлен шестью крупными компаниями: «Серебряные ключи», «Увинская», «Кристальная», «Заповедная даль», «АкваАргентум» и «Водица». Все они, кроме последней, занимаются доставкой своей продукции на дом и в офисы. «Водица» сконцентрировалась на продаже воды через собственную сеть киосков.

«Все понимают, что качество водопроводной воды в Ижевске в перспективе улучшаться не будет. Никогда ни в одном доме не заменят единовременно все внутридомовые сети, из-за состояния которых, в том числе, портится любая вода на пути к крану потребителя. Прибавьте к этому состояние магистральных водопроводов. Поэтому население всё больше смотрит в сторону покупки чистой бутилированной воды, — говорит генеральный директор компании «АкваАргентум» Елена Юнусова. — В магазинах сейчас представлен широкий ассортимент продукции, как от компаний Удмуртии, так и из других регионов, в разной таре. Популярны и фильтры для очистки водопроводной воды. Их представлено большое количество, на любой кошелек. То есть сам рынок, предлагающий людям возможности потреблять чистую воду, уже сформирован. И на нем значительную нишу занимает направление доставки бутилированной воды».

Представитель компании «Заповедная даль» Наталья Веретенникова также отмечает растущие требования жителей Ижевска к свойствам воды, которую они пьют.

«Качество водопроводной воды в нашем регионе оставляет желать лучшего. Некоторые жители республики специально ездят на родники, чтобы запасаться водой для личных нужд. Потребность в чистой вкусной воде растет с каждым годом. Даже население частного сектора в Ижевске, где у некоторых есть свои скважины, заказывает и покупает в магазине питьевую воду», — говорит эксперт.

Иными словам, спрос на бутилированную воду в Ижевске уже сформирован. Основные игроки в свое время серьезно вкладывались в продвижении идеи необходимости покупать воду. И сегодня ежегодный прирост объемов, по оценкам экспертов, составляет 10-15%.

«Конкуренция на рынке достаточно острая. У потребителей есть возможность выбирать поставщика по своим критериям качества. Действительно потребители пробуют продукт разных производителей. Предприятия стараются вкладываться в оборудование, его обновление. Это серьезные вложения, но они окупаются», — отмечает г-жа Веретенникова.

В среднем бутыль объемом 19,2 литра  в зависимости от производителя и марки стоит от 120 до 160 рублей. Вместе с водой компании предлагают нередко продают оборудование и аксессуары — кулеры, насосы, подставки.

Как начать бизнес на продаже воды

Пул основных игроков на рынке бутилированной воды в Ижевске сформировался к 2010 году. С тех пор предпринимались попытки зайти на него со стороны новых компаний, в том числе из других регионов. Однако большая часть закрепиться не смогла. Единственным более или менее успешным новичком на рынке стала компания «Малина-инвест», вышедшая с водой марки «Природная». Как рассказывает генеральный директор предприятия Халиль Шакиров, с 2011 года  он был дилером по поставке питьевой воды «Поверье» из Набережных Челнов. В 2012 году решил основать собственное производство в Ижевске.

«Я увидел перспективы этого рынка, — говорит г-н Шакиров. — Вода, как и бензин, нужна всегда и всем. Люди хотят пить чистую воду. Поэтому я решил открыть свой цех по производству питьевой воды. Заходить на рынок было достаточно трудно, так как конкуренция здесь огромная. Особенность рынка в том, что здесь не так много компаний, как в других регионах, но все они достаточно крупные и уже имеют обширную клиентскую базу. Поначалу были и небольшие войны с конкурентами, в том числе в судах. Сейчас нам удалось занять свою нишу за счет активного продвижения продукции, есть постоянные клиенты».

По его словам, этот бизнес достаточно затратный. Окупить первоначальные вложения ему удалось за 3 года. Сейчас бизнесмен строит планы по открытию торговых точек по городу для продажи своей продукции.

Широкие сети по продаже воды в Ижевске имеют две компании — «Водица» и «Серебряные ключи». У каждой из них около 60 киосков. 6 пунктов продажи, располагающихся в торговых центрах и супермаркетах, есть у компании «Кристальная».

«Киоски с возможностью приобрести воду в бутылях занимают свою нишу на рынке. Безусловно, для «Серебряных ключей» и «Водицы», которые в свое время развивали свои сети, это удобная возможность доходить до потребителей. Не всем удобно заказывать доставку воды, да и стоимость в этом случае выше», — говорит г-жа Юнусова.

Продажа воду оптом и в розницу

Однако основным потребителем бутилированной воды являются юридические лица. Для любого поставщика этот сегмент очень привлекателен, так как продажи здесь стабильны, а объемы закупок достаточно велики.

«Сейчас уже стало элементом корпоративного этикета для компаний закупать воду в бутылях для своих сотрудников. Они заботятся об их здоровье. Вполне естественным стало наличие кулеров с водой в офисах, где принимают клиентов. Я думаю, уже стало нормой, что в любой уважающей своих клиентов и сотрудников компании должен быть кулер с водой», — отмечает г-жа Юнусова.

Действительно, кулеры со свободным доступом для посетителей сейчас можно найти практически в любом офисе банка, страховой или финансовой компании, частной клинике, салоне красоты, в офисах продаж недвижимости, в приемной руководителя предприятия или организации. Нередко услугами доставки пользуются кафе и рестораны. Обязательным наличие оборудования с чистой водой стало в зданиях, расположенных в промышленных зонах, где из-за давно не менявшихся труб вода из-под крана течет очень низкого качества.

На расходы компаний на закупку воды не повлиял и кризис. Как рассказали участники рынка, никакого падения спроса они не ощущают.

«На воду сокращают расходы сейчас разве что некоторые госучреждения и бюджетные организации. Таким образом, они оптимизируют свои траты. Бизнес-сегмент закупает в обычных объемах. Не думаю, что для них это существенная статья расходов», — говорит г-н Шакиров.

С ним согласны и другие участники рынка. По мнению большинства, в этом году рост продаж будет не в меньших объемах чем в прошлом.

Перспективы бизнеса по производству бутилированной воды

Имеющиеся скважины и оборудование для очистки воды предприятия стараются использовать по максимуму, расширяя ассортимент продукции по другим направлениям. Практически все крупные компании выпускают газированные минеральные, лечебные воды. «Серебряные ключи», «Увинская» и «АкваАргентум» производят сладкие безалкогольные напитки. С этим каталогом продукции они выходят и в другие регионы.

Что касается главной продукции — питьевой воды, то свою экспансию местные производители ограничивают пределами республики, открывая свои представительства в городах и крупных райцентрах Удмуртии. С питьевой водой на рынок Татарстана вышла пока только «Увинская».

По словам госпожи Юнусовой, конкурировать с местными поставщиками в других регионах всегда достаточно сложно, так как цены с учетом транспортных расходов у иногородних в любом случае будут выше. Именно поэтому компании из других регионов до сих пор не представлены в Удмуртии, поясняет г-жа Юнусова. Между тем, Халиль Шакиров считает, что попытки закрепиться в Ижевске иногородние компании будут продолжать.

«Многие компании из Татарстана, Башкирии и Пермского края считают наш рынок привлекательным для себя, так как игроков на нем не много. Однако это впечатление ошибочно. Компаний действительно не много, но они работают на хороших оборотах и бороться за клиента очень непросто. Поэтому нни приходят, поработают какое-то время и уходят», — пояснил г-н Шакиров.

Елена Юнусова считает более вероятным появление новых местных производителей питьевой воды, чем приход иногородних. Потребление бутилированной воды с каждым годом будет расти, а значит, спрос будет рождать и более разнообразное предложение. Сейчас компании работают над уровнем обслуживания, повышением качества продукта, оперативностью доставки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *