Архив журнала

Развитие Удмуртии – мы сидим, а денежки идут

Депутатам Госсовета Удмуртии предстоит в ближайшее время рассмотреть важнейший документ под названием «Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы». Как следует уже из названия, его значимость для всех без исключения сторон, принимавших участие в его составлении, определяется в первую очередь тем, что программа долгосрочная. То есть фактически определяет поле деятельности на ближайшие пять лет для исполнительной и законодательной власти, а для общества — границы доверия власти и несколько критериев, по которым работу чиновников можно было бы оценить.

Последнее, к сожалению, только предполагается, но никак документом не регламентируется. Однако, учитывая огромное количество нерешенных социальных проблем при ограниченных бюджетных возможностях, очень смелым поступком выглядит даже то, что власть берет на себя обязательства решить хотя бы часть из них. Пусть пока чиновники сами определяют, что именно они должны сделать. Обоснованность их выбора трудно проверить, так же как и эффективность избираемых решений. Программа заставляет думать, что власть в Удмуртии изрядно повзрослела. Появление Программы — уже есть осознание того, что, кроме правительства республики, больше никто не возьмет на себя ответственность за развитие родникового края.

В связи с этим ее разработчикам пришлось подумать уже не только о том, как потратить деньги, но и как их заработать. Часть II («будущее») документа открывается разделами, описывающими инвестиционную и инновационную стратегии, да и сами эти понятия встречаются в документе сенсационно часто. Но и только. Чем именно можно привлечь инвесторов, откуда взять деньги на обновление основных фондов, как заставить предприятия тратиться на инновационные проекты и т.д., а самое главное — сколько будет стоить бюджету реализация инновационной и инвестиционной политики, и какого эффекта стоит ожидать — разработчики Программы пока не знают. Разработать республиканскую программу в области инвестиций правительство еще только собирается, а результатом выполнения целевой программы «Развитие инновационной деятельности в УР на 2005-2009 годы» ее авторы видят абстрактное: «сформировать портфель инновационных проектов УР и реализовать из них экономически эффективные». Отсутствие конкретного плана повышения инвестиционной привлекательности заставляет разработчиков установить себе невысокую планку — рост инвестиций в основной капитал: 10% ежегодно (для сравнения: минимальный уровень инфляции при оптимистичном сценарии — 6%). При этом есть все основания сомневаться, что и эта высота будет взята — с 2002 года планируемые «Развитием Удмуртии» показатели по капитальным вложениям не были выполнены ни разу. Не будет выполнен план и в текущем году, хотя до сих пор очень значительная доля в объеме капвложений — это вложения из бюджетных источников.

Действительно эффективного инструмента для привлечения инвестиций в республику разработчики Программы так и не предложили. Республиканская власть не имеет достаточно инструментов и полномочий (в рамках действующего законодательства), чтобы заставить предприятия развиваться, но не готова пока разработать прозрачную систему стимулов и гарантий для инвесторов, организаций и граждан, имеющих капиталы, необходимые для настоящего, а не написанного развития экономики. Соответственно, сегодня никто не может сказать, будут ли инвестиции и в каком объеме, а роль государства в развитии всех без исключения отраслей экономики оказывается не более чем декларацией о намерениях, но никак не программой целенаправленных действий.

В общем, нельзя сказать, что осознание ответственности за судьбы граждан Удмуртской Республики подвигло чиновников на подвиг коренного пересмотра ранее существовавшей системы управления экономикой. Одного смелого поступка в пятилетку вполне достаточно. Да и стоит ли ломать копья, пока не исчерпан потенциал естественного роста, обусловленного не только высокими игровыми ценами на нефть, но и глубоким предыдущим падением? Очевидно, нет. Во всяком случае, правительство по своей структуре и кадровому составу не готово к исполнению иных функций, кроме функций по сбору статистической информации и надзору за исполнением многочисленных регламентов. А если так, то для развития лучше не мешать, чем помогать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *