ЖурналРынки

Предлагают без спроса

Кадровый вопрос в Удмуртии сегодня стоит чрезвычайно остро. Предприятия и вузы жалуются на нехватку специалистов-инженеров и низкий уровень подготовки выпускников школ. Им вторят представители кадровых агентств и добавляют, что проблема также в консервативности самих вузов, которые не учитывают изменений потребностей региональной экономики.

Количество и качество: засилие гуманитариев

Республика уже давно живет в ситуации, где существует перенасыщение рынка труда людьми с гуманитарными дипломами и кадровый голод в инженерных и строительных сферах.

— Ситуация, в зависимости от вуза и факультета, разная, — говорит директор ООО «Кадровое агентство «Новое время» Татьяна Киселева. — Для гуманитарных специальностей ситуация плачевная: на многих факультетах психологию, менеджмент, экономику преподают теоретики, оторванные от бизнеса. Они могут читать, скажем, курсы по технологии продаж, не продав ничего, не проведя ни одних переговоров. То же и с управлением персоналом. Читают кандидаты и доктора наук, которые живой психологией не владеют вообще, поэтому когда выпускников спрашивают на собеседовании, как выявить мотивацию человека, они не могут ответить. Между вузами и живым бизнесом — пропасть. Следствием является то, что выпускники этих направлений идут получать второе высшее, чтобы получить востребованную профессию и хорошую зарплату, либо идут менеджерами и продавцами. Востребованы разве что юристы из УдГУ. У выпускников ИжГТУ, технических, строительных факультетов, таких проблем обычно нет, их берут сразу на неплохие заработные платы».

По словам экспертов, отсутствие специалистов-инженеров обусловлено не тем, что вузы неспособны количественно обеспечить региональную экономику — их выпускникам недостает именно качества.

— Предприятия говорят о том, что у них кадровый голод, но у меня такое чувство, что они уже насытились. Был кадровый провал в 90-е, теперь, примерно с 2005 года, заводы планомерно работают со студентами, и они заполнили многие вакансии. То, что некому работать, не совсем так. Просто сейчас нужны элитные специалисты, а с заполнением простых инженерных должностей у предприятий проблем нет, — говорит проректор по учебной работе ИжГТУ Владимир Хворенков.

Татьяна Киселева отмечает, что повысить свои шансы на получение работы можно, самостоятельно овладев дополнительными навыками

—  Студенту полезно обладать знаниями и умениями, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности, даже если им не обучают в университете, потому что некоторые студенты элементарно не могут пользоваться принтером или сканером.

Еще один выход — следить за ситуацией на рынке труда и поступать туда, где дают актуальные знания. Например, представители предприятий говорят, что сегодня нужно развивать микроэлектронику, такие условия диктует современность.

— Сильнейший дефицит работников в этой области наблюдается во всех предприятиях России, в том числе и на нашем предприятии, — говорит исполнительный директор ООО «Ижевский институт комплексного приборостроения» Сергей Николичев. — Ввиду сегодняшнего международного положения страны закупки за рубежом прекращаются, происходит замещение импорта. Технологические возможности нужно резко наращивать, чтобы вовремя решить те задачи, которые стоят перед нами.

ВУЗы подстраиваются под региональную экономику

Впрочем, на состояние рынка труда в Удмуртии влияет не только качество выпускников и преподавателей. Важным фактором воздействия является также регионализация образования. Это тенденция последнего времени, появившаяся 2-3 года назад, когда у Министерства образования УР появилась возможность согласовывать контрольные цифры приема в региональные государственные вузы. И хотя окончательное решение в любом случае принимается при участии федерального министерства, участие региональных властей в процессе вроде бы должно дать вузам шанс выстраивать обучение в соответствии с потребностями региональной экономики и дать выпускникам дополнительный шанс на трудоустройство. Однако, с другой стороны, это снижает их востребованность за границами региона.

Поэтому университеты стараются найти «золотую середину», принимая во внимание и ситуацию на рынке труда по всей стране. Вот что об этом говорит проректор по учебной работе ИжГСХА Петр Акмаров:

— Наш вуз, конечно, привязан к потребностям экономики нашей республики, но не на 100 %: многие выпускники устраиваются в другие регионы, у нас учатся студенты из других стран, некоторые уезжают работать к себе на родину. Мы готовим так, чтобы выпускники могли работать не только в УР и даже в соседних регионах. Готовим универсальных специалистов. Все наши специальности в академии, даже не связанные напрямую с сельским хозяйством, изучают растениеводство, животноводство, поэтому я могу сказать, что вуз является именно отраслевым, а не территориальным.

Куда пойти трудиться

Сегодняшние образовательные стандарты несовершенны. В их основе лежит компетентностный подход — студент, закончивший обучение по такой программе, должен обладать рядом тех или иных компетенций. У такого стандарта, по мнению Владимира Хворенкова, есть проблема — отсутствие конкретики, невозможность измерить способности студента.

— Предприятию нужно знать, что именно человек может, — говорит он. — В образовательных стандартах есть не всё, что нужно заводам, и они решают такие проблемы заказами. Например, «Купол» ввел у себя систему проектирования «Омега Продакшн», и заводу нужно, чтобы наши студенты ее осваивали. Этого в образовательных стандартах нет. Мы создаем программу целевых студентов для ИМЗ «Купол» и обучаем их необходимым вещам.

Вообще, выделение целевых мест для студентов — одна из главных форм нахождения баланса между спросом и предложение на образовательном рынке. И самая эффективная. Ее суть состоит в том, что будущий работодатель оплачивает студенту обучение в вузе с условием, что после получения диплома он пойдет работать на направившее его предприятие. Целевые места выделяются с учетом специфики той территории или организации, у которой есть потребность в специалистах. В ИжГСХА, по словам Петра Акмарова, этот процесс осуществляется так:

— Если мы видим, что к нам поступает выпускник сельской школы,  мы рекомендуем заключить ему контракт с одним из хозяйств его района, чтобы после обучения он смог туда вернуться и продолжить работу, уже имея высшее образование. С такими студентами мы также заключаем договоры о том, что все производственные практики и часть учебных практик они пройдут у себя в хозяйстве, на предприятии, помогая ему уже в период обучения и одновременно получая опыт, внедряя новые знания, которые дают в академии.

Кроме того, вузы охотно идут на составление специальных программ по повышению квалифицикации специалистов в соответствии с потребностями предприятий. Например, та же Сельхозакадемия заключила соглашение с «МРСК Центра и Приволжья», предполагающее не только подготовку новых кадров для предприятия, но и проведение обучения для уже работающих в компании специалистов.

Одним из преимуществ заключения целевого контракта для учащегося является возможность обучаться на базовой кафедре завода. Базовая кафедра — это структурное подразделение вуза на том или ином объекте. У ИжГТУ, например, таких восемь. Одна из них  — кафедра «Проектирование и технология производства приборов», которая находится на территории Ижевского мотозавода «Аксион-холдинг». По словам Сергея Николичева, данная структура ориентирована на магистрантов. «Это уже прикладной уровень обучения, когда люди начинают понимать, что им нужно от жизни», — объясняет он. Обучаться на базовой кафедре предприятия можно только в том случае, если с ним заключен контракт.

Что касается такой формы, как дуальное образование (человек учится и практикуется на предприятии одновременно), которое страна пытается импортировать из-за границы, то в Удмуртии это пока не развито, но присутствуют его элементы. Например, прикладной бакалавриат (во время обучения человек получает еще и рабочую профессию) подразумевает дуальность образования.

—  В прикладном бакалавриате, — говорит Владимир Хворенков, — в отличие от академического, больше времени выделено на практику за счет теоретической подготовки. У нас пока по такой схеме учится немного — около 100 человек. Мы пытаемся реализовать это всё совместно с колледжами, где есть база для подготовки рабочих кадров.

— Мы стараемся развивать кооперацию с вузами по линии федеральных целевых программ, — добавляет Сергей Николичев. — Пока данное направление тоже в начальной стадии, но его значение растет. Мы с ИжГТУ также участвуем в совместных программах, которые финансируются государством и нами. Это совместная научно-техническая деятельность. Планируем, что представители университета совместно с нашими магистрантами и работниками предприятия будут участвовать в совместных разработках. В ИжГТУ много кафедр, которые взаимодействуют в той или иной форме с коммерческими и госструктурами, и если наши интересы и задачи совпадают, то мы, конечно, будем совместно работать.

Одна из основных задач упомянутой нами базовой кафедры состоит в том, чтобы наладить тесное научно-техническое  сотрудничество работников ИжГТУ и работников конструкторских отделов, научно-технических подразделений предприятия. Ключевую роль здесь должны сыграть высококвалифицированные специалисты, которые выросли на этой кафедре. Зачатки — магистрантские диссертации, ориентированные на практическое применение, — уже есть, и они должны перейти в разработки.

— Если все, кто плохо сдал экзамены, пойдут в техникум или училище,мы получим хороших технических специалистов. Они не могут учиться в вузах как положено. Им нужны ПТУ, как в советские времена. Я думаю, мы к этому будем возвращаться, — предполагает Татьяна Киселева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *