Архив журнала

Почем снег?

Этой зимой снега в Ижевске выпало столько, что подрядчики, выигравшие конкурсы на содержание улиц, должно быть, сильно об этом пожалели. А может быть, и нет. Дело в том, что, как и строительство дорог, их уборка тарифицируется совершенно непостижимым образом и так же контролируется. В итоге не очень понятно: это городу не хватает тех денег, что выделяются на содержание дорог, или в том, что подрядчики свои обязанности не выполняют, нет никакого сакрального смысла, а одно сермяжное российское разгильдяйство?

Что коммунальщику мешает?

Несмотря на успехи природоведения, зима у нас, как и прежде, приходит внезапно. Да, коммунальные службы узнают о том, что будет снегопад, заранее — у них есть соответствующие договоренности с метеорологами; да, договоры с муниципалитетом у них подписаны, а иногда даже деньги получены; и да — техника у них есть. Но нет — в случае снегопада они все равно не успевают убрать город, до того как движение в нем парализует.

Обычно первыми, кто в этом оказывается виноват, бывают сами горожане — они: а) не соблюдают правила, б) не меняют вовремя резину на своих авто и в) вообще куда-то зачем-то едут.

В тройку самых популярных оправданий также входят: нехватка средств, изношенность снегоуборочной техники. Все они хорошо послужили городской администрации и этой зимой. Так, уже в декабре и.о. начальника Управления внешнего благоустройства Администрации г.Ижевска Сергей Сорокин обнаружил и обнародовал сведения о том, «что парк снегоуборочных машин в столице Удмуртии изношен более чем на 70 процентов», но, несмотря на это, «вся она выведена «в поле».

Интересно в связи с этим отметить два факта. Первый заключается в том, что про изношенность техники начинают говорить тогда, когда нужно технику не чинить, а эксплуатировать. Второй факт — количество единиц спецтехники в столице республики примерно такое же, как в городах-миллионниках Перми и Самаре (около 200 единиц). То есть должно все-таки хватать. И если дело не в технике, то, наверное, в деньгах?

Экономная экономика

Аномально-снежная зима, конечно, подпортила финансовые показатели подрядчикам, получившим от горадминистрации контракты на содержание городских улиц. Совершенно очевидно, что никто не закладывает дополнительных средств на «очень много снега» (хотя следовало бы) — этот риск ложится на подрядчиков. Если снега будет мало — они останутся с барышами, если много — уйдут в минус.

Скажем, на 2011 год в целом на благоустройство города в бюджете предусмотрено более 461 млн рублей, из которых на уборку снега — только 127 миллионов. По словам начальника планово-экономического отдела Управления внешнего благоустройства Администрации г.Ижевска Ирины Жевлаковой, эта сумма распределяется не на три месяца зимы, а на пять с половиной месяцев — на период с появления первого снега до его полного таяния. То есть один месяц уборки снега обходится городу примерно в 23 млн рублей.

В Управлении внешнего благоустройства считают, что это недопустимо мало — для качественной уборки денег нужно в пять раз больше. Впрочем, есть ли уверенность в том, что увеличение финансирования в пять раз даст в пять раз лучший результат?

Уверенности такой нет — визуально качество уборки остается примерно одинаковым год от года независимо от количества выпавших осадков. Снега всегда оказывается больше, чем денег для его уборки.

Поэтому подрядчики, которым, понятно, не хочется с энтузиазмом закапывать в сугробы свою прибыль, борются со снегом не только ударным трудом, но и деловой смекалкой.

Например, в выходные и ночную смену без особой нужды технику выводить не станут, а сэкономить на вывозе снега — это вообще святое. Тем более что контролирующие организации вполне входят в «положение», несмотря на жесткие нормативы. Например, в этом году подрядчиков просто не сумели обеспечить местом для свалки вывезенного из города снега.

Две стационарные снегосвалки в городе собираются возвести аж с 2007 года, однако никак не могут найти место. Единственная готовая к началу сезона оказалась заполнена в считанные дни, что для администрации города было точно как снег на голову. Вопрос с дополнительной свалкой решался в срочном порядке, но и она, как выяснилось, проблем подрядчиков не решила — поэтому снег, как мы сами видели, в основном пролежал в городе до весны. Впрочем, последнее замечание, наверное, нужно считать субъективным — по отчетам самих коммунальщиков «подрядные организации только за два месяца этого года вывезли снега в два раза больше, чем вывозили в прошлом».

Копейка к копейке

Во сколько городу обходится содержание дорог, посчитать не так уж и просто. Например, есть тариф на уборку, который, как жалуются подрядчики, не увеличивался с 2009 года. Он в настоящее время составляет 1,5 рубля за квадратный метр. Есть тарифы на вывоз снега — от 135 до 154 рублей за тонну. Как это сложить?

Доступная пониманию цифра получается на аукционах. Мы взяли для примера один из них — аукцион от 18.10.2010 г. на «Содержание улиц и дорог местного значения в жилой застройке г. Ижевска в зимний период 2010-2011 гг.».

Заказчик: муниципальное учреждение «Управление внешнего благоустройства Администрации города Ижевска» (МУ «УВБ»). На аукцион было выставлено пять лотов, в каждом из которых максимальная цена контракта определялась исходя из расчета 11,9 рубля за кв. м. Например, «Лот № 2: объем работ 78617,5 м кв.; цена — 938299,89 рублей».

Любопытно, что желающих принять участие в убыточном мероприятии немного, но они есть. Например, в данном аукционе на каждый из лотов заявилось по одному участнику. Ни одного МУПа — все частные предприятия. Все получили свои контракты по стартовой цене.

Ничего лишнего

Для подрядных организаций, занимающихся уборкой улиц и дорог от снега, существуют четкие нормативы качества. По ним приемочная комиссия и оценивает выполнение работ и в случае неудовлетворительного результата может расторгнуть с организацией контракт.

Перечислим некоторые из них:

1. Обработка проезжей части и тротуаров противогололедными материалами должна составлять 70 — 80 процентов от площади (интересно, как это проверять?).

2. Дорожники должны сгребать и подметать снег с проезжей части и тротуаров; выполнять разрывы в валах снега на перекрестках, у остановок городского пассажирского транспорта, на подъездах к общественным зданиям, на выездах из дворов и т.п.

3. Не допускается: зауженность дороги свыше 0,5 м с каждой стороны, образование наледи, рыхлый снег высотой более 10 мм в первой полосе движения, снежные валы ближе 5 м от пешеходного перехода, должен быть обеспечен вывоз снега с площади не менее 60%.

Как, по-вашему, все нормативы соблюдались?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *