Архив журнала

Откровения после танцпола

Сопровождавшийся шумными истериками по самым разным поводам концерт самой яркой звезды поп-музыки последнего десятилетия Мадонны в Москве все-таки состоялся. Даже для музыкальных критиков сам этот факт оказался важнее содержания шоу. Во всяком случае, по его результатам так и не было опубликовано ни одного основательного отчета — одни эмоции. И уж подавно никто не вспомнил о том, что такие же концерты чуть раньше прошли во многих городах Европы, причем совершенно спокойно. Полина Павлова, побывавшая на концертах певицы в Амстердаме и Москве, выяснила попутно, что Мадонна и там, и там была совершенно одинаковой, а вот Европа и Россия — это все-таки две большие разницы.

Общая информация о туре

Тур Мадонны стартовал 21 мая в Лос-Анджелесе и закончился только 21 сентября в Токио. За эти 4 месяца были даны 60 концертов, основу которых составляли песни из прошлогоднего альбома «Confessions On A Dance Floor», (что можно перевести как «Откровения на танцполе».) Тур носил одноименное с альбомом название. И сама певица заявляла в своих интервью, что намерена превратить всю планету в один большой танцпол, так как большинство композиций, составляющих шоу — танцевальные. Продюсировал альбом музыкант Стюарт Прайс, после талантливой работы которого даже старые хиты стали вполне заводными (правда, уже не столь отличными друг от друга).

Общая продолжительность самого шоу составляет около 2 часов — это время, в течение которого выступает непосредственно сама Мадонна. Для живого концерта это довольно много — обычно выступления звезд такого уровня длятся не более полутора часов. Кроме того, шоу включало «разогревающий» ди-джейский сет — минут на 40, после которого следовал небольшой перерыв — от 20 минут до 1 часа. В итоге зрители получали порядка трех часов почти непрерывного танцевального драйва, чего, судя по словам самой Мадонны, и добивались создатели шоу.

Основными площадками выступления звезды стали небольшие стадионы и концертные залы на 20-25 тысяч человек. Это правило действовало в тех городах, где певица давала более двух концертов. Рекорд в этом смысле принадлежит Лондону — там было сразу 8 выступлений. Города, в которых было запланировано одно-два выступления, как правило, отводили под них большие арены — как это было и в Москве.

Принцип выбора городов для турне, о чем все лето судачили наши СМИ, оказался до смешного прост. Этот тур Мадонны принадлежал «Live Nation», промо-подразделению крупнейшей международной медиа-империи «Clear Channel». Изначально условием контракта была договоренность на 60 концертов в разных городах и весях нашей планеты, список которых и формировала компания-организатор. «Live Nation» могла либо перепродать эти концерты, либо организовать их на свои деньги, наняв местного промоутера. То есть в итоге решала все обыкновенная экономическая целесообразность.

Таким образом, тот факт, что очень долго не было ясно, окажется ли в заветном перечне Москва и сколько там будет концертов, объясняется сомнениями организаторов в том, что доходы от продажи билетов покроют расходы. Причины сомневаться у организаторов были: во-первых, отсутствовал опыт работы с надежным российским партнером-организатором, во-вторых, такого рода концерт проходил в России в первый раз, и было сложно прогнозировать рынок продажи билетов (эти сомнения отчасти оправдались), ну и, наконец, при организации концерта совершенно очевидно возникали дополнительные затраты на обеспечение безопасности. При этом очевидно, что положительное решение было принято лишь после того, как удалось найти мощного спонсора в лице одного из крупнейших национальных операторов сотовой связи.

Из деталей стоит отметить, что тур по всему миру сопровождали выступления церкви против песни «Live To Tell», которую Мадонна исполняет на кресте, отделанном кристаллами «Swarowcki» стоимостью 6 миллионов долларов, на котором она для полной аллегории оказывается по ходу шоу в красной рубахе и с терновым венком. Мракобесие, конечно, но пикеты, тем не менее, стояли почти около всех концертных площадок. Выглядело это примерно так: несколько человек в культовой одежде с плакатами раздавали листовки, что их конфессия не согласна с самовыражением певицы. В Москве было то же самое, причем, как отмечают многие, еще более грубо и шумно, чем в других местах. Еще бы — ведь у нас был всего один концерт, такой шанс нужно было использовать по полной.

Описание шоу (личные эмоции)

Концерт начался не с выхода Мадонны, а с предисловия. Она говорит с экрана, голос четко и понятно звучит в замершем от ожидания зале, на другом экране красиво бегут лошади. Внимание зрителей отвлечено происходящим на видео. По бокам сцены — актеры, которые изображают лошадей и бьют копытами. Медленно и даже как-то осторожно спускается светящийся шар и раскрывается лепестками вверх, открывая находящуюся внутри Мадонну с хлыстом в руках. Зал при ее появлении наполняется ликованием.

Лейтмотив концерта — укрощение лошади или укрощение женщины и мужчины, или современный мир как бешеная скачка в танцевальном темпе (толковать этот образ можно многообразно) — таким образом задается с первых его секунд.

Если определить стиль песен — это возвращение эпохи диско в новом звуке, в новых обработках. Сценическая интерпретация многих песен отличается от привычного для нас радийного звучания. В большинстве композиций более четко чувствуется ритм, но они немного медленнее — это и есть проявление стиля диско. Так, например, в концертном варианте прозвучала песня «Hung Up» («Бросаю трубку») — та самая, где использованы сэмплы АBBA с великодушного разрешения Бени Андерсона и Бьёрна Ульвеуса (владельцев лейбла «ABBA»), которая стала мировым хитом.

В шоу, несмотря на танцевальный ритм, довольно много политики и социального пафоса. Нежданно ставший знаменитым крест (впрочем, почему нежданно? Не случайно на него потратили такую уйму денег. Как знать, может быть, и протесты были запланированной частью шоу?) появляется во время песни об умирающих от СПИДа детях Африки. Затем — клип, осуждающий политиков и, в частности, Буша «Не знаешь — не говори», где мелькают лица Ельцина и Лукашенко, Саддама Хусейна и Блера. На одной монотонной волне — кадры речей и взрывов как последствия, по мнению певицы, политических речей, с шикарной финальной фразой: «А их вообще кто-нибудь слушает?» Провокацией можно назвать и момент, когда во время исполнения песни она обнимает двух мужчин с голым торсом, на груди у одного — звезда Давида, а у другого — звезда и полумесяц. Мадонна дружит со всеми и против войны и смерти.

Еще одно впечатление — шоу отрепетировано до автоматизма. Поэтому, несмотря на попытки подать под легкомысленным соусом в стиле «диско» некую социальную и мировоззренческую позицию, души, как мне показалось, в концерте было маловато. Даже использование ненормативной лексики и жестов, очевидно, было четко отрепетировано и являлось частью шоу. Зато исполнительское мастерство — на высочайшем уровне.

Сравнение Амстердама и Москвы

Мне довелось побывать на двух концертах Мадонны — в Амстердаме и Москве. Поэтому со всей ответственностью заявляю — шоу одно и то же. Мадонна работает с одинаковой отдачей, отличаясь только монологами между песнями. Правда, как уже было сказано, она именно работает. Четко и задорно. Но без души. Это можно объяснить, во-первых, западной ментальностью, а во-вторых, тем, что «Confessions On A Dance Floor» — сложнейшее шоу с кучей привязок и людей, которое должно было пройти без накладок и сбоев 60 раз за 4 месяца. Это настоящий конвейер, где человеческий фактор сведен к минимуму.

Практически во всех странах, где проходили концерты Мадонны, билеты распродавались за один день. В Москве за день были проданы только самые дешевые билеты — от полутора тысяч. Это и немудрено. В Москве очень боялись ажиотажа: по прогнозам, посетить концерт хотели около 250 тысяч человек. Поэтому, видимо, менялись организаторы концерта, место и дата его проведения, и несколько раз во всеуслышание объявлялось, что билетов больше нет в продаже.

При этом разнились и цены на билеты. В Голландии стоимость танцпола — 96 евро, а сервисный сбор 4 евро. Итого — 100 евро. Средние сектора стоили чуть дороже — около 120 евро, а самые дорогие места — максимум несколько сотен евро.

Стоимость билетов в Москве — 1500 рублей на танцпол, которые агентства продавали за 5000. Фан-зона — от 12000 рублей. Серебряный сектор — от 20000 рублей. Золотой сектор — от 30000. Платиновый сектор — от 60000 рублей за место. Билеты в VIP-ложу на московский концерт продавались за 110 тысяч рублей.

Публика за границей более раскрепощенная и интернациональная. Она приходит не для того, чтобы оценить качество артиста, а чтобы просто отдохнуть. Люди пришли оторваться, потанцевать. Как только пошли объявления, что через три минуты на сцене появится Мадонна, зрители начали свистеть и топать ногами. Правда, общей атмосфере отдыха способствует и сама организация концерта. В Голландии проходишь один раз личный досмотр вещей и один раз — рамку-металлоискатель, причем все это только при входе непосредственно на стадион в свой сектор.

В Москве атмосфера более напряженная — за 1 км от стадиона ты попадаешь в жесткие ряды всех родов войск. Пока мы попали на стадион, у нас пять раз осмотрели сумки, один раз проверили билеты на подлинность и один раз провели под аркой металлоискателя.

Соответственно на московском стадионе были запрещены все напитки с собой, а внутри продавали только чай и кофе в пластиковой посуде. В Амстердаме на таком же концерте свободно продавали пиво, слабоалкогольные и прочие напитки. Причем продавцы сами передвигаются между рядами, чтобы дать возможность всем почувствовать праздник. А особо заботливые перед концертом зашли в кофешопы, чтобы наполнить зал истинным ароматом свободной страны — Голландии.

В Москве впечатление от концерта портили усиленные меры безопасности (хотя, наверное, это во благо) — не до конца погашенный свет на трибунах и 8 000 блюстителей порядка, часто перекрывавших вид на сцену. На их месте в Голландии стояли врачи, но их было в десятки раз меньше. И они были незаметнее. Что ж — умение приходит с опытом. Тот факт, что Мадонна поблагодарила российских организаторов за проведение концерта, заставляет думать, что Москва и другие российские города получат-таки постоянную прописку в концертных турне мировых звезд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *