На этапе развития надо поддерживать, а не создавать дополнительные препятствия

Данил Ефимович Белоголовкин

  • генеральный директор ОАО Гарант«- советник Президента УР по экономическим вопросам и предпринимательству
  • депутат Государственного Совета УР
  • руководитель депутатской фракции «Единая Россия» Госсовета УР
  • член постоянной комиссии Госсовета УР по промышленности, развитию инфраструктуры, формированию рынка товаров и услуг
  • председатель Правления Ассоциации «Деловая Удмуртия»
  • член Попечительского совета Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства

Даниил Ефимович, возглавляемая вами Ассоциация «Деловая Удмуртия», вышла с предложениями по внесению изменений в Программу «Социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы». В основном ваши предложения касаются блока стимулирования развития предпринимательства. Это связано с тем, что это профильный вопрос Ассоциации или на ваш взгляд этот блок не очень конкретно прописан в проекте Программы?

— Мы давали комплекс серьезных предложений по развитию предпринимательства еще на этапе формирования Правительства Удмуртской Республики. В этих предложениях мы сформулировали свое видение той роли, которую должна играть власть в процессе стимулирования развития экономики. Часть предложений была учтена при составлении различных локальных программ, в частности программы по поддержке малого бизнеса, кое-что было включено в Программу развития Удмуртии на 2005-2009 годы. Поэтому, будучи членом экспертного совета и непосредственно участвуя в составлении этой программы, я обратил внимание на то, что управленческая часть должна быть более ярко выражена. Управления именно в части прописывания каких-то конкретных механизмов, с помощью которых исполнительная власть могла бы стимулировать наиболее эффективные, по ее мнению, отрасли экономики и, значит, непосредственно участвовать в достижении целей, поставленных программой. Но, к сожалению, в проекте программы, который будет представлен на обсуждение на сессии Госсовета УР, так и не появился блок, в котором были бы достаточно четко прописаны конкретные управленческие функции исполнительной власти в части развития предпринимательства, — прогнозные, оптимизационные, стимулирующие и т.д.

Кроме того, был упущен очень важный момент — в программе нет ничего, что было бы как-то связано со средним бизнесом. У нас традиционно сложилось, что есть крупный бизнес — крупные промышленные предприятия. И есть малый бизнес, который тоже формализован — количеством работающих и объемными показателями. А вот средний бизнес никак функционально не определен, хотя это сегодня очень большой пласт экономики. У тех же крупных предприятий есть дочерние общества, которые имеют собственное производство. Они занимаются машиностроением, металлообработкой и т.д. То есть это целый слой промышленных предприятий, которые не попадают ни в какие серьезные системы учета и, соответственно, не могут воспользоваться существующими программами господдержки.

Поэтому в итоге получилось так, что Программа написана с опорой на традиционные отрасли, многие из которых сегодня находятся далеко не в лучшем состоянии. А новые начинания, инновационные проекты недостаточно ярко отражены, хотя именно они могли бы послужить теми маячками, на которые можно было бы ориентироваться в развитии экономики. Примеры создания совершенно новых предприятий, с новыми рабочими местами, оборудованием, с привлечением инвестиций — это то, что и должно стимулироваться исполнительной властью.

Но, судя уже по тому, что программа фактически открывается разделом «Инвестиционная политика», кое-какой положительный и отрицательный опыт в сфере стимулирования развития предпринимательства, накопленный за предыдущие годы, был учтен при ее составлении?

— Хотелось бы, чтобы положительного опыта было больше. В чем? Ну, взять хотя бы уровень бюрократизации — нельзя сказать, что он уменьшился. Мы говорим, что надо развиваться, но ничего конкретного, чтобы помочь предпринимателям, не делаем. По логике сам процесс развития должен стимулироваться всеми, кто понимает, что процесс развития направлен на пополнение бюджета, то есть фактически на зарплату тем чиновникам, которые финансируются бюджетом. Но этого понимания я не могу уловить. И роль верхнего уровня исполнительной власти объяснить соответствующим структурам, что на этапе развития надо поддерживать, а не создавать дополнительные препятствия. Сейчас же ими создано огромное количество сложностей — открытие предприятий, оформление документов, регистрация собственности — очень много сложных вопросов, которые без юридического сопровождения вообще пройти тяжело. Поэтому многие начинания рубятся буквально на корню.

Может быть, начинать нужно именно с этого — с реорганизации власти?

— Президент России уже начал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.