Ментальные карты Ижевска
Мы публикуем выдержки из исследования, проведённого АНО «Этноресурс» (г. Ижевск) в 2009 году. Исследование проводилось на средства гранта, выделенного в соответствии с распоряжением Президента РФ, и целиком было опубликовано в научном журнале «Иднакар».
И поскольку мы сделали темой номера новое позиционирование Ижевска и Удмуртии, то для нас ментальные карты города представляют интерес с точки зрения иллюстрации и отправной точки, от которой можно оттолкнуться, чтобы придумать для своего города свою идею.
Авторский коллектив:
Михаил Петрович Черемных — общее руководство проектом, разработка и проведение экспертно-аналитических семинаров;
Николай Юрьевич Рупасов — общее руководство социологическим исследованием, проектирование методики количественного исследования и экспертно-аналитических семинаров, формирование итогового отчёта;
Денис Михайлович Сахарных — публикация результатов проекта, общая редакция сборника, историко-краеведческий анализ;
Сергей Викторович Борисов, Александра Михайловна Черемных — проектирование методики количественного социологического исследования;
Вера Геннадьевна Кашина, Алексей Александрович Кашин — подготовка карт;
Константин Николаевич Обухов, Мария Юрьевна Выпова — обработка данных, статистический анализ количественного социологического исследования;
Лилия Сергеевна Воронцова — руководство полевым этапом социологического исследования;
Владислав Викторович Шулаев — PR-анализ.
Технические параметры социологического исследования:
Исполнитель — АНО «ИОЦ «Этноресурс».
Период проведения полевого этапа — с 15 марта по 10 мая 2009 г. Методика — индивидуальное анкетирование по месту жительства. Тип выборки — многоступенчатая. Стратегия отбора единиц анализа — квотирование по половозрастным характеристикам. Общий объём выборочной совокупности — 1300 человек. Максимальная ошибка репрезентативности выборки — 2,8%. Всего выборка включала 26 маршрутов, равномерно представляющих все районы города (как административные, так и «неофициальное» деление) и все присутствующие в городе типы застройки: частный сектор, центр города, многоэтажная застройка в спальных районах.
Карта перемещений/доступности
Карта перемещений/доступности отражает восприятие горожанами физического городского пространства, выраженное в таких категориях, как расстояние, близость/отдалённость (т.е. субъективно воспринятое расстояние), время (затрачиваемое на перемещение из одной точки в другую). Содержание этой карты во многом обусловлено особенностями транспортной инфраструктуры города.
Схемы обмена расширяющихся экономических, образовательных, досуговых возможностей на увеличивающийся транспортный (в плане и времени, и денег) бюджет вообще типичны для современного города. Важнейшей категорией оказывается при этом комфортность перемещения: если она упадет ниже определенного уровня, человек может отказаться от ряда городских возможностей. Или, наоборот, мириться с неудобствами ради достижения конкретного результата.
Таблица 1. Время, затрачиваемое на поездку на работу/учебу в один конец «от двери до двери»
% | |
до 15 минут | 16,9 |
15–45 минут | 55,4 |
45–90 минут | 16,7 |
более 90 минут | 2,5 |
не работаю/не учусь | 8,5 |
Таблица 2. Время, затрачиваемое на поездку до работы/учёбы и район проживания (% по столбцу)
Район проживания | |||||
Индустриальный | Ленинский | Октябрьский | Первомайский | Устиновский | |
до 15 минут | 9,9% | 14,0% | 27,7% | 16,9% | 14,2% |
15-45 минут | 67,6% | 47,3% | 52,2% | 60,0% | 51,4% |
45-90 минут | 16,4% | 26,1% | 10,2% | 14,1% | 18,1% |
более 90 минут | 0,9% | 6,3% | 1,5% | 1,2% | 2,8% |
не работаю/ не учусь | 5,2% | 6,3% | 8,4% | 7,8% | 13,5% |
Таблица 3. Район проживания и район работы (% от ответивших)
Район проживания | |||||
Индустриальный | Ленинский | Октябрьский | Первомайский | Устиновский | |
Индустриал.ьный | 5,56% | 1,51% | 3,34% | 2,86% | 2,86% |
Ленинский | 2,38% | 7,39% | 2,86% | 2,22% | 2,86% |
Октябрьскийй | 4,53% | 2,46% | 10,17% | 3,81% | 4,29% |
Первомайский | 2,07% | 3,49% | 3,18% | 6,91% | 3,65% |
Устиновский | 1,67% | 1,59% | 1,27% | 2,22% | 5,96% |
не работаю/ не учусь | 0,64% | 1,27% | 1,35% | 1,99% | 2,94% |
Во всех без исключения районах наибольший процент вариантов поездки на работу набрал свой же район. Из всего вышеизложенного следует, что заданная географией компактность Ижевска очень ценный ресурс, благодаря которому на протяжении десятилетий сильно сглаживались отрицательно сказывающиеся на внутригородской логистике эффекты урбанизации: Ижевск по численности населения уже относится к «крупным» (более 500 тыс. чел.) городам, в то время как продемонстрированное выше распределение обычно характеризует компактность небольшого города.
Структура проблем по районам тоже различна. Жители Ленинского района чаще других жалуются на большие интервалы движения общественного транспорта, жителям Индустриального не хватает прямых маршрутов в различные части города, жителей Устиновского района больше других беспокоит устаревший подвижной состав. Проблема отсутствия парковок чрезвычайно актуальна для Октябрьского и Устиновского районов, проблема плохих дорог имеет наибольший вес в ответах жителей Ленинского района.
Карта потребления
В структуре ментальных карт карта потребления отражает процессы на «стыке» физического и информационного пространств. С одной стороны, структура потребления косвенно отражает физическую «связность» городской инфраструктуры, уровень работы транспорта, доступность тех или иных сервисов, с другой - через потребление формируется часть городских брендов, идентичность жителей в рамках сообществ или территориальных объединений.
Таблица 9. Места приобретения товаров повседневного пользования / район проживания (% по столбцу)
Район проживания | |||||
Индустриальный | Ленинский | Октябрьский | Первомайский | Устиновский | |
продуктовые супермаркеты | 68,2 | 64,3 | 68,8 | 58,5 | 54,4 |
маленькие магазины у дома, ларьки | 19,8 | 28,1 | 21,6 | 30,9 | 25,2 |
крупные торговые центры | 10,6 | 2,7 | 8,2 | 7,5 | 19,4 |
рынки | 7,4 | 12,7 | 4,6 | 3,8 | 3,1 |
Таблица 10. Места приобретения товаров повседневного пользования / приблизительный доход на одного члена семьи (% по столбцу)
Приблизительный доход на одного члена семьи | |||||
до 3 000 руб. | 3 000 – 5 000 руб. | 5 000 – 10 000 руб. | 10 000 – 20 000 руб. | более 20 000 руб. | |
продуктовые супермаркеты | 56,7 | 60,7 | 62,9 | 65,5 | 80,0 |
маленькие магазины у дома, ларьки | 36,2 | 26,6 | 23,4 | 22,6 | 13,3 |
крупные торговые центры | 7,8 | 7,7 | 10,3 | 15,5 | 20,0 |
рынки | 5,7 | 7,4 | 6,0 | 3,6 |
В качестве мест покупок продуктов питания преобладают сети продуктовых супермаркетов, которые в Ижевске имеют весьма существенное количество торговых точек («Айкай», «Ижтрейдинг», «Столичный»). Показателен крайне низкий процент посещения рынков, хотя последних (с учетом мини-рынков) в Ижевске немало. Начинает складываться практика посещения горожанами моллов (пока среди семей с высоким доходом и личным автотранспортом).
Данные по структуре потребления подчеркивают характеристику Ижевска как компактного города с развитой транспортной структурой, причём, исходя из этих же данных, можно сделать вывод и о высоком уровне потребительской культуры как таковой. В городе уверенно доминируют развитые сети продуктовых супермаркетов, большинство из которых находится в шаговой доступности. То же самое можно сказать и о секторе услуг по уходу за внешностью и здоровьем и о той части розничных точек продажи товаров и услуг неповседневного спроса, которая связана с высокой частотой потребления (например, бытовая химия и хозтовары). Большинство районов города имеют соответствующую инфраструктуру, некоторая напряженность ощущается в Ленинском и в некоторых участках Индустриального и Первомайского районов. Также результаты опроса показывают, что с точки зрения потребительской инфраструктуры в городе сформировался «второй центр» — это территория в Устиновском районе, центром которой приблизительно является перекрёсток улиц Ленина и Молодёжной. Вероятно, в ближайшем будущем северо-восточное направление пространственного развития города обретёт ещё большее значение.
Структура культурного потребления более сложна. Позитивные в городском развитии тенденции, в частности, хороший выбор кинотеатров и кафе, накладываются на ограниченный и явно неудовлетворённый спрос на концерты и театральные постановки. Также заметен высокий спрос на парковую инфраструктуру. В определённой ситуации такое соотношение спроса и предложения может ощущаться горожанами как проблемное: удовлетворение первичных потребностей на фоне последующего недостатка более изощрённых способов потребления неизменно приводит к дискомфорту и фрустрации. Также нельзя не учитывать небольшую частоту посещения мест досуга. Одним из возможных выходов здесь может быть развитие дешёвых сетей досуговых заведений шаговой доступности. Опыт «флагманов» общепита в этой области вполне успешен (сети «Ещё кусочек», «Кружка за кружкой» и др.).
Карта идентичности
Среди прочих видов карт информационного пространства карта идентичности в наибольшей степени привязана к географическому пространству. У большинства людей в городе есть места, где им нравится бывать, а общность этих предпочтений создаёт репутацию локусам городского пространства. Чем больше таких мест активировано в сознании горожан, тем выше связность восприятия города. Чем больше мест с положительной репутацией, тем выше уровень городского патриотизма. В рамках исследования пространство городских брендов измерялось максимально глубоко: не только через предпочтения конкретных мест, но и через идентификацию города с людьми и событиями.
В целях выделения наиболее значимых городских «брендов» (наиболее характерных, узнаваемых зданий и мест) респондентам предлагалось выделить те из них, которые, по мнению людей, в наибольшей степени могут дать характеристику города для приезжего человека, в масштабах жителей всей страны.
Таблица 20. Мягкий рейтинг мест-«брендов»
% | |
Михайловский собор | 75,6% |
Цирк | 44,7% |
Зоопарк | 32,9% |
Арсенал | 26,4% |
Монумент Дружбы народов | 24,3% |
Александро-Невский собор | 22,6% |
Главный корпус Ижевского оружейного завода | 20,5% |
Ижевский пруд | 16,9% |
Президентский дворец | 16,2% |
В следующем вопросе респондентам предлагалось выбрать те утверждения, которые, по их мнению, дают характеристику Ижевска. Дополнительно можно было указать свой вариант ответа – мы специально решили оставить формулировки ответов практически в неизмененном виде.
Таблица 23. Мягкий рейтинг утверждений, лучше всего отражающих образ Ижевска
% | |
Ижевск — столица Удмуртии | 80,9% |
Ижевск — город оружейников | 71,5% |
Ижевск — многонациональный город | 45,2% |
Ижевск — крупный промышленный центр | 32,1% |
Ижевск — образовательный центр | 12,8% |
Ижевск — культурная столица Поволжья | 12,8% |
Ижевск — спортивный центр | 10,7% |
Ижевск — центр Ижевско-Воткинского восстания 1918-1919 гг. | 4,2% |
Карта возможностей
Среди всех выделенных типов ментальных карт карта возможностей в наименьшей степени привязана к физическому пространству, к городской географии. В рамках исследования она выполняет интегральную функцию оценки социального самочувствия горожан и их желания жить и работать в Ижевске, связать с историей этого города свою личную биографию и историю своей семьи.
Шкалы оценок были сделаны достаточно общими по формулировкам, поскольку интересной является именно интегральная оценка горожанами уровня возможностей в городе. Зачастую для формирования положительной городской идентичности достаточно осознания, что та или иная возможность принципиально существует (а городской «интерфейс» доступа к глобальной инфраструктуре «большого мира» исправно функционирует), даже если сам горожанин этой возможностью в данный момент не пользуется.
Для общих оценок были выбраны две шкалы с семантическими формулировками «престижность проживания» и «удобство и комфорт проживания». Для сравнения с Ижевском были выбраны города, по мнению исследователей, наиболее известные горожанам и которые, вероятно, лидируют по частоте посещения. Если интенсивные связи с Москвой характерны практически для любого города европейской части России, то Казань объединяет с Ижевском хорошее транспортное сообщение, связи татарской диаспоры, а также сформировавшийся в последние годы интенсивный туристический поток, который как раз отражает более широкий интерфейс возможностей столицы Татарстана, представленный такими объектами, как комплекс IKEA, аквапарк, элитарными спортивными клубами (футбол, хоккей, баскетбол), несколькими масштабными культурными объектами (Кремль, Раифский монастырь и т.д.). Кроме того, через аэропорты Казани и Нижнекамска летает подавляющее большинство региональных туристических чартеров.
Таблица 37. Шкала «престижность» (%)
Ижевск | Казань | Москва | |
полностью согласен | 17,1 | 25,3 | 43,5 |
скорее да, чем нет | 30,8 | 34,3 | 18,0 |
скорее нет, чем да | 32,0 | 7,0 | 5,5 |
совершенно не согласен | 9,3 | 3,5 | 4,4 |
затрудняюсь ответить | 10,8 | 29,9 | 28,5 |
Таблица 38. Шкала «удобство и комфорт» (%)
Ижевск | Казань | Москва | |
полностью согласен | 23,3 | 19,7 | 14,5 |
скорее да, чем нет | 38,6 | 31,1 | 19,7 |
скорее нет, чем да | 21,0 | 8,1 | 18,5 |
совершенно не согласен | 7,8 | 2,4 | 10,3 |
затрудняюсь ответить | 9,3 | 38,8 | 37,0 |