Потребительский рынокПравила бизнесаСтартапы

Марат Бибишев: Есть парикмахерские для женщин, а есть Big Bro

Марат Бибишев — предприниматель из Казани, чей бизнес тем не менее крепко связан с Ижевском. Именно здесь от открыл первый барбершоп Big Bro, который за два года вырос во франчайзинговую сеть — 39 партнеров
по всей России. Марат планирует уже в этом году довести количество партнеров-франчайзи до 100 и подумывает о выходе за пределы страны.

СПРАВКА СД

Марат Бибишев. 27 лет. Родился в Набережных Челнах, учился и живет в Казани. Бизнесом занимается на втором курсе университета. Первые деньги зарабатывал выполнением курсовых и контрольных работ для сокурсников.

В 2015 году совместно с партнером открыл в Ижевске первую  парикмахерскую сети барбершопов Big Bro. Сеть развивается по моедли франчайзинга. В настоящее время Big Bro имеет 39 партнеров-франчайзи по всей России.

Стоимость франшизы 350 тысяч рублей. Роялти 5% от выручки. Необходимые вложения: 0,8-1,4 млн рублей.

Как пришел в бизнес

Я начал заниматься бизнесом на 2-3 курсе университета. Было много разных проектов, большинство из которых долго не прожили. Но некоторые длились довольно длительный период времени и если не принесли мне денег, то точно многому научили. Первым, более-менее большим проектом был прокат велосипедов — я скопил деньги, купил велосипеды и начал сдавать их в прокат. Этот бизнес был самый плохой из всех, но он дал мне толчок.

На пятом курсе мы с партнером сделали в Казани фотошколу, которая действует по сей день. Сейчас это целая сеть — около 30 филиалов по всей стране и насколько мы выяснили, мы сейчас являемся крупнейшей фотошколой в мире — крупнее нам найти не удалось. Это очень длинный проект, переживший очень много бизнес-моделей и очень много кризисов, пока мы не нащупали правильную бизнес-модель. Сейчас этот бизнес хорошо масштабируется и мы уже подумываем об открытии подобной школы рисования.

В один из периодов, когда в фотошколе были не очень хорошие времена, мы решили попробовать другую нишу и какое-то время —порядка двух лет — я занимался общепитом. Общепит оказался самым сложным бизнесом которым я занимался. Он требует много времени и при достаточно больших оборотах рентабельность оказалась очень низкой. От четырех миллионов, вложенных в один из баров я не получил ни рубля прибыли — только возврат.

Когда в Казани открылся первый барбершоп, я сходил, подстригся и вышел оттуда в полной уверенности что «это не пойдет». Там стрижка стоила 1200 рублей и это было дорого. Но потом я понял, что продолжаю туда ходить, увидел что бизнес развивается. Я подумал — «интересно» — и стал изучать этот бизнес.

Вечеринка в честь дня рождения Big Bro в Ижевске
Вечеринка в честь дня рождения Big Bro в Ижевске. Фото из группы Big Bro Ижевск в VK

Big Bro

Big Bro оказался первым проектом, который у меня действительно получился. И это не просто так — из своего ресторанного бизнеса я вынес простой и в тоже время важный урок: для того чтобы понять, будет ли успешен конкретный проект, не обязательно сначала его сделать. Прежде нужно провести очень большую работу над анализом темы, которой ты хочешь заниматься. Буквально полгода я разбирал проекты барберошопов, анализировал рынок за рубежом и в России, посещал разные барбершопы и т.д. Перед тем как открываться, я понимал про этот бизнес больше, чем многие из тех, кто уже работал в нем. Решение начать было принято в тот момент, когда я понял, что с вероятностью 80% «получится»: в России 200 барбершопов, рынок растет и практически никто не закрывается — нужно идти и завоевывать этот рынок.

Есть три основных критерия, по которым  я выбрал это бизнес. Первый: есть потребность и она очень глубокая. Практически никакие форс-мажорные факторы не могут на нее повлиять. В том же общепите, если наступил кризис, человек всегда может начать питаться дома. У наших клиентов растут волости и их нужно стричь несмотря на кризис. Например, последний кризис мы никак не заметили. Второй: высокий процент повторных покупок. В предыдущих бизнесах мне не нравилось, что постоянно нужно искать нового клиента. В той же фотошколе — человек прошел три-четыре курса и больше он не придет, ему это ни зачем не нужно. Третий: понятная аудитория. Обслуживая клиента, ты получаешь цифры и информацию, которые можно посчитать и что-то про него понять: как часто он стрижется, покупает или не покупает продукты и почему, сколько пришло новых клиентов, откуда. А, например, в общепите ты постоянно думаешь: «Почему людей нет, что не так»? Там огромное количество факторов, которые влияют на конечный результат, а ты не знаешь какой именно — то ли официанты плохо обслуживают, то ли продукт по какой-то причине не нравится, то ли интерьер…

Big Bro — сеть мужских парикмахерских. Наш продукт только для мужчин. У нас стригут только мужчин и работают только мужчины. Две базовые ценности: первая — хорошая стрижка, вторая — мы делаем это в комфортной для мужчин атмосфере.

Есть парикмахерские для женщин, а есть Big Bro. Это наше отличие. Миф, что есть унисекс-парикмахерские. Все традиционные салоны красоты во всем сделаны для женщин: начиная от интерьеров и набора услуг и заканчивая музыкой, которая там играет. Наша задача была сделать так, чтобы мужчина приходя в Big Bro понимал, что это сделано для него. У нас даже музыка своя — никто не включает какое-то эфирное радио, где полно рекламы —  мы создали собственное радио Биг Бро, где играет музыка, которая нравится мужикам и это радио играет во всех парикмахерских.

Есть барбершопы, где работают женщины — администраторами и даже мастерами. Но я считаю это крупная ошибка и мы поддерживаем строгий стандарт в этом отношении. У нас даже среди владельцев очень мало женщин — всего три таких партнера. У мужчин должно быть свое место, где они могут расслабиться, не делать грудь колесом и спокойно пообщаться в своем кругу.

Ошибочно мнение, что стрижка бороды является одним из главных продуктов барбершопов. Уход за бородой приносит 3-5% от выручки. Остальное – стрижка волос (65-70%) и продажа товаров (25-30%).

У администратора задача на уровне бизнес-процесса стать клиенту знакомым. Не втереться в доверие, не навязать дружбу, а просто познакомиться — узнавать его. И на третье-четвертое посещение клиент уже приходит уже заранее пообщаться, выпить напиток — он не случайный человек, он идет к знакомым.

Бибишев Марат

Как это работает

В марте 2015 года не было ни одной парикмахерской. И вот через два года у нас 23 открытых парикмахерских и еще 16 находятся на стадии открытия. При этом у нас ноль закрытий. Это тоже показатель —  я не знаю ни одной сети, где бы не было закрытий. Четыре партнера-франчайзи у нас открывают по второй парикмахерской. При этом собственная парикмахерская у нас только одна — в Ижевске. Остальные — франчайзи.

За почти два года мы выросли по месячной выручке в 100 с лишним раз. В январе этого года она превысила по сети 11 миллионов рублей. Мы обслуживаем в месяц 11 тысяч клиентов. Возвратность клиентов больше 70%.

Наша ближайшая цель — открыть 100 парикмахерских. Мы хотим закрыть ее уже в этом году. Конечно 100 парикмахерских у нас не откроется, но должно быть подписано договоров на 100 парикмахерских. При этом мы не подписываем договора со всеми подряд — очень многим отказываем. Например тем, кто хочет купить франшизу в качестве хобби для себя или для жены. Отказываем в большинстве случаев владельцев салонов красоты, которые «я в этом деле все знаю». Нам важно находить партнеров, которые будут работать над развитием бизнеса, потому что от каждого из них зависит и развитие всей сети.

Франчайзинг — это основа нашего бизнеса. Я очень люблю франчайзинг и считаю, что эта модель дает огромные возможности всем — полный wi-win: как управляющей компании, так и франчайзи и всей экономике в целом. Многие думают, что достаточно просто запаковать свой бизнес и продавать его по франшизе. Такое часто встречается, но наша цель иная. Мы даже не употребляем термин «продажа франшизы», мы занимаемся привлечением партнеров. Наша задача не продать упаковку, а сделать продукт — эффективную парикмахерская, которая приносит прибыль нашим партнерам и нам соответственно.

Для нас очень важно контролировать качество работы франчайзи и мы стараемся уделять этом все больше и больше внимания. Например, каждый мастер который приходит в сеть — к любому франчайзи в любом город — проходит  обязательное согласование с управляющей компанией по фотографиям работ этого мастера. Мы имеем право запретить партнеру брать того или иного мастера.

Основная проблема большинства компаний, работающих по франчайзингу, состоит в том, что франчайзи просят у управляющей компании что-то, а она им это не дает. У нас ситуация обратная: нам приходится заставлять партнеров делать все, что мы им говорим, потому что некоторые не делают, считая, что и так все хорошо идет. Но если мы видим, что партнер может расти, а он не хочет, мы обязаны его заставить.

Мы пока не поняли сколько нужно барбершопов на то или иное количество населения. Рынок огромен и потолка мы пока не чувствуем. По моим ощущениям, в Ижевске можно открыть три-четыре парикмахерских. Даже в самых маленьких городах, где открываются наши партнеры, все работает.

Редакция журнала «Свое дело» благодарит клуб предпринимателей «Деловар» за возможность поучаствовать во встрече с Маратом Бибишевым и за предоставленные фотоматериалы. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *