Management in the City
В октябре в Удмуртии открывается сразу пять топовых вакансий: в пяти городах республики после избрания новых депутатов местных дум заканчиваются контракты глав местных администраций. «Свое дело» выяснил принцип подбора кандидатур на эти должности.
Дело государственной важности
Не секрет, что подбор кадров на ключевые муниципальные должности не проходит без участия президента Удмуртии. Официально замещению вакантных должностей муниципальной службы предшествует конкурс, и должность главы администрации – не исключение. Например, согласно Уставу МО «город Ижевск», порядок проведения конкурса устанавливает Гордума. Она же назначает половину членов конкурсной комиссии, а другую половину утверждает Государственный Совет по представлению президента Удмуртии.
Однако представлением половины членов конкурсной комиссии участие президента в процедуре назначения глав городских администраций не ограничивается. Управление по кадровой работе при Администрации Президента и Правительства УР всегда имеет резерв на такие должности.
«Первыми рекомендации дают муниципальные органы, – говорит руководитель кадрового управления Александр Скобкарев. – Далее кандидатуры проходят несколько ступеней согласования. В самом конце список рассматривается на Совете по кадровой политике при президенте Удмуртии и в конце утверждается президентом. Как только возникает необходимость, мы первым делом поднимаем резерв. В резерве люди все известные, случайных здесь нет. Кроме резерва мы других предложений президенту не делаем».
По словам Александра Скобкарева, в кадровом резерве Воткинска числится три человека: один – на пост главы города и два – на должность главы администрации. Аналогичная ситуация в Сарапуле. На глазовские и можгинские управленческие кресла в резерве числятся по одному человеку. А вот с Ижевском все не так просто. Назначение главы столичной администрации имеет наибольшее политическое значение для республиканской власти, поэтому здесь профильная правительственная структура не задействована – решения принимаются на самом высшем уровне.
Три человека на место?
О том, что «Единая Россия» выдвинет Александра Ушакова на пост главы города, было известно задолго до выборов в Городскую думу, поэтому консультации относительно его преемника на должности главы Администрации г. Ижевска начались еще весной. По нашей информации, с тех пор на рассмотрение президента было предложено три кандидатуры.
В первую очередь в «кадровый резерв», как водится, попали заместители главы администрации. Первый зам Михаил Ушнурцев – протеже Александра Ушакова. Он близок теперь уже бывшему шефу и по возрасту, и по духу, а многолетний опыт совместной работы не оставляет сомнений – сработаются.
Заместитель по социальным вопросам Александр Прозоров – в прошлом бизнесмен, молодой и амбициозный, выдвиженец бывшего лидера удмуртских «единороссов», а ныне министра транспорта и дорожного хозяйства УР Дениса Агашина.
Свою кандидатуру предложило и деловое сообщество. Рассмотреть в качестве кандидата ресторатора Константина Котова Александру Ушакову посоветовал глава Ассоциации «Деловая Удмуртия» Андрей Осколков. Предложение сопровождалось напоминанием о том, что и сам Ушаков когда-то работал в общепите (в 1992-97 годах руководил АО «Глазовский пищекомбинат»), и прозвучало то ли в шутку, то ли всерьез, но к рассмотрению было принято.
Расположить рассматриваемые кандидатуры в порядке приоритетов источники СД затруднялись до самых выборов. По всей видимости, затруднения связаны с отсутствием четкого представления о том, что именно должен уметь будущий глава администрации.
Дипломированный специалист?
Пять лет назад, когда в Ижевске впервые проходил конкурс на замещение должности главы администрации, Городская дума утвердила минимальные требования к соискателям: высшее образование и опыт муниципальной службы. Тогда такие лояльные условия легко было объяснить отсутствием опыта найма управляющего городским хозяйством и оценки его работы. Сейчас опыт – какой-никакой, – казалось бы, появился, и условия конкурса можно попытаться сформулировать поточнее. Однако для экспертов, которых опросил журнал, сделать это оказалось не так-то просто.
Большинство из них уверены, что городское хозяйство следует доверить дипломированному специалисту в области муниципальной службы. «В любой профессии должен работать специалист, получивший специальное образование, – убежден Александр Скобкарев из Администрации Президента и Правительства УР. – Мы даже представить себе не можем, чтобы врачом работал человек, не окончивший медицинский вуз, но при этом считаем, что на государственной или муниципальной службе работать с любым образованием – не обязательно специальным».
С ним согласен и представитель другой кузницы управленческих кадров – заведующий кафедрой правовых основ государственной и муниципальной службы УдГУ, доктор юридических наук Валерий Войтович. «На сегодняшний день в управлении, к сожалению, существует клановость, приближение своих близких и т.п., то есть – абсолютно не управленцев, – констатирует эксперт. – Отсюда только на государственной службе в России, и Удмуртии в частности, по статистическим данным, до 10% профессионалов, а в муниципальной сфере – 2-3%, если наберется 5% – и то хорошо. Чтобы управлять, надо рассчитывать ресурсные возможности, и этого как раз не хватает сегодняшним управленцам. Поэтому получается формальное управление: сказали, что так должно быть, – и считают, что всё само по себе пойдет. А должно быть системное управление, которое предусматривает 7 ступеней: анализ, прогноз, планирование, организация, взаимодействие всех внутренних структур, контроль и учет, кадровая политика».
В УдГУ специальность «государственное и муниципальное управление» сравнительно молодая – выпуски можно пересчитать по пальцам. Да и в целом в России история аналогичных специальностей и кафедр насчитывает всего лишь около полутора десятков лет. Так что круг специалистов, у которых есть и профобразование и опыт работы по специальности, по-прежнему остается узким. И если искать специалиста с успешным опытом, то этот круг еще более сужается…
А вот профессионал в области подбора управленческого персонала директор консалтинговой группы «Донских» Андрей Донских считает, что диплом по специальности – отнюдь не ключевой элемент в наборе требований к кандидату на должность главы администрации. «Высшего образования и опыта работы недостаточно, чтобы стать управляющим городом, – говорит эксперт. – Если называть компетенции сити-менеджера, то это, прежде всего, системность мышления. Любой город – это организм. И нужно понимать все процессы, в нем происходящие. Вопросы производительности труда, оптимизации бизнес-процессов, энергосбережения и т.д. стоят и перед бизнесом, и перед городом, только термины и масштабы разные».
Чтоб человек был хороший
Эксперты называют и некоторые личные качества, которыми должен обладать глава городской администрации. «Самое главное в управленце, какое бы он образование не имел, – считает Валерий Войтович, – чтобы он держал нос по ветру. Это значит чувствовать требования, видоизменения внешней среды и работать во имя и во благо этой внешней среды».
Андрей Донских отмечает, что администратор должен быть спокойным и уверенным в себе человеком. «Быть публичным, двигать новые идеи, зажигать словом мозг людей – задача политика, – объясняет эксперт. – А хозяйственнику пафоса не надо. Он тогда хороший, когда о нем никто не вспоминает, но при этом всё работает: ходит транспорт, есть горячая вода, тепло. У него должно быть адекватное мнение с позиции самооценки. Для него мнение окружающих не так важно, важна уверенность в том, что он делает, и она не зависит от того, что скажут избиратели».
А Александр Скобкарев добавляет: «Он сделал одну ошибку, нехорошо поговорил с гражданином – и гражданин уйдет с полной уверенностью, что у нас вся власть такая. Человек, приходя во власть, не должен чувствовать себя над людьми. Мнение складывается по любому из нас. Это управленец должен чувствовать и знать, уметь брать на себя ответственность за работу всей власти. К сожалению, такое четкое осознание есть не у всех. Отсюда сложности подбора людей».
В целом, с тем, что подобрать идеальную кандидатуру на должность главы городской администрации будет сложно, согласились все эксперты. И все называют одну главную причину: формирование управленческой культуры не только в Удмуртии, но и в целом в России еще только начинается, и выбирать пока попросту не из кого. Правда, эксперты отметили, что в последние годы оно набирает темп. «Сегодня мы стоим на этапе, как минимум, обновления команды, – говорит Андрей Донских. – Мы же видим, что власть в Москве пытается вводить новые принципы управления: раньше никого не снимали за пожары. Здесь речь идет о системной перестройке: начинает формироваться культура ответственности за действие либо бездействие. В итоге мы получим прослойку людей, готовых нести ответственность за свои поступки, дай бог, лет через пятнадцать».
Пока же конкретизация требований к претендентам на должность главы администрации не облегчает, а наоборот, усугубляет проблему выбора подходящей кандидатуры. Так что вряд ли кто-то удивится, если Городская дума Ижевска вновь установит минимальные условия конкурса на эту вакансию. Достаточные, впрочем, для того, чтобы в нем победил одобренный президентом кандидат.