Архив журнала

Максим Коновалов: Когда все едят, мы танцуем.

Ижевский ресторатор Максим Коновалов встретился с молодыми предпринимателями за завтраком, и рассказал им, почему он занялся реорганизацией управления своей сетью общепита, почему некоторые клиенты ему дороже всех остальных, а перепечи — идеальное блюдо для фастфуда. Журнал «Свое дело» тоже пришел позавтракать, а заодно слушал и записывал. Публикуем как комментарий к обзору рынка общепита «Здоровей едали».

Встреча была организована АНО «Центр молодого предпринимателя УР», за что ему — Центру молодого предпринимателя — отдельное спасибо.

…У нас не было маркетинга до настоящего времени. Мы не занимались маркетингом осознанно. Все на коленке было…

…Меня сейчас представили в должности «генеральный директор ресторанного холдинга» — на самом деле это не так уже. У меня сейчас должности нет и я от этого мучаюсь очень сильно. В узком кругу меня пока называют ПСД — председатель совета директоров…

…Мы тут затеяли небольшую реорганизацию, благодаря которой приходится, правда, еще больше работать…

…Пришло осознание, что компания то как-то раз и выросла. У меня в пятницу в очередной раз был шок по поводу того, что мы преодолели планку в 700 человек в общепите и в торговой компании — 400 человек. Нас уже 1100 человек работает — это ж страшно себе представить. И вот реорганизация нужна чтобы страшно не было и для того, чтобы каждый на своем уровне знал, что ему надо делать и за что он отвечает…

…У нас не было отдела маркетинга. У нас не было отдела по контролю качества. У нас не было производственного отдела. Получается, что мы сейчас набираем людей, которые должны будут оформить то, что у нас раньше делалось интуитивно и сильно зависело от человеческого фактора, в какие-то системные функции и документы…

…Не было такого, что я родился и через пять лет понял, что я общепитом хочу заниматься…

…У нас с детьми есть любимый мультфильм — «Кунг-фу панда». И там есть фраза: «Все случайное неслучайно». Так вот в общепит мы попали случайно. У нас работал парень, руководитель отдела закупок, который в 2003 году как-то серьезно очень увлекся кофе — «подсел», что называется. И однажды он пришел ко мне с бизнес-планом: «Максим, давай открывать кофейню». Я говорю: «Давай, покажи бизнес-план», а сам надеюсь — вот сейчас покажет, я его пошлю, и он пойдет. Так и вышло, но он через неделю снова пришел, потом снова и опять. В общем, когда он принес уже «живой» бизнес-план, я понял, что уже не отвертеться…

…Мы его купили магазин «Ландыш», где торговали нитками, иголками и т.д. и когда мы его закрыли, мне позвонили из минторга и сказали: «что ж вы делаете, в этом районе нитки купить негде». С тех пор мы с минторгом не общаемся — я считаю, что они нам не нужны, а они — не знаю, что они там себе считают. Живем в параллельных мирах…

…После «Кофе 7» мы уже для себя решали, что делать: «либо развивай либо закрывай». В отношении общепита было принято решение что да, бизнес интересный, надо развивать. Доразвивались до 22 точек продаж в городе. Формат абсолютно разный — начиная от народных и заканчивая совсем не народными. Самая крупная сеть — это «Кружка за кружкой». «Мама Pizza» — два заведения. Остальные — единичные…

… Общепит — это бизнес, построенный на воровстве (идей — прим. ред.). Это Аркадий Новиков сказал. Как появляются идеи? Первое, это, конечно, путешествия. Причем необязательно за границу. Просто нужно глаза открывать — книги считать. Идея может прийти во время просмотра кино, чтения газет. Плюс — если это бизнес ваш, то мне кажется, что идеи сами придут. Ну и ключевой момент — нужно искренне захотеть, чтобы вашим гостям было хорошо…

…Я покривлю душой, если скажу, что не интересуюсь, чем мы зарабатываем. Конечно, интересуюсь. Но если заработок — это самое главное и единственное ради чего вы работаете, то ничего не получится…

…В общепите существует два способа принимать гостей — первый гость пришел с 200 рублями, а ты из него выжми 250. Вот это подход не очень хороший. У нас другой — вот у гостя есть 200 рублей, а ты добейся того, чтобы он вместо одного раза в месяц пришел к тебе два раза — ты в сумме больше получишь. Ия считаю, что «Кофе 7» именно поэтому успешное заведение, что там средний чек 200 рублей…

…Есть такая мировая сеть «Старбакс» — я их не люблю за невкусный кофе. Но что у них хорошо — ты можешь сидеть в кафе сколько угодно, и ни одна сволочь не подойдет к тебе со словами «что заказывать будете?». Там принципиально официантов нет. И человек может сидеть хоть весь день работать — вайфай бесплатный. Понятно, что в «Вине и мясе» такая концепция не прокатит. Но самое важное — помнить об интересе гостя, а деньги — они потом сами придут…

…Мне нравится, когда из меня рисуют образ такого продуманного, правильного бизнесмена. Хотя это миф. У нас, как я уже говорил, до сих пор нет отдела маркетинга…

…Когда мы пишем бизнес план, то конечно, мы там указываем, что аудитория такая-то, пол, возраст, привычки и т.д. — но надо понимать, что это все условно. Когда заведение открывается, оно начинает своей собственной жизнью жить. Планируешь одних — приходят другие. Более-менее мы попали по «Бару веселых историй». Немножко ошиблись в «Веранде», в «Virdgin». Главное уметь исправить ситуацию. Рынок общепита в Ижевске настолько незаполненный, что ошибки он пока прощает…

…В книгах все правильно пишут, но они не учитывают твоей конкретной ситуации, твоих обстоятельств. Мне нравится поступать как в названии книги у Брэнсона «Наплюй на все — возьмись и делай»…

…Часто приходят люди и говорят — вот посоветуй, у меня тут с бизнес-планом что-то не получается. Я говорю — «Нафига тебе бизнес-план? Ты попробуй. Получится — не получится, жизнь покажет»…

…Чем меньше у тебя за плечами, тем проще рисковать. Вот мне сейчас уже не так просто — сильно ошибусь — значит, подведу людей, которые за мной стоят. Когда такого бэкграунда нет, ошибаться легче — а в этих ошибках набирается опыт, благодаря которому через несколько лет вы уже будете сидеть на моем месте и рассказывать какие вы прозорливые и талантливые…

…У нас с Константином Котовым, чего уж тут стесняться, крупнейшие в городе сети общепита. И раньше мы оба занимались тем, что открывали «интересные заведения» — мы, например, хотели китайский ресторан открыть, Костя — пивоварню. Но в данный момент все иначе — сегодня все, что будет появляться, будет повтором существующих брэндов…

…Еще три года назад я считал, что Ижевск не готов к сетевым заведениям с одинаковым названием, меню. Потому что 3 года назад люди просили «дайте нам нового, дайте нам нового», а сегодня они устали бегать от места к месту. И по «бонусному клубу» мы замечаем, что люди очень мало мигрируют…

…Сегодня наши ключевые бренды, которые мы будем развивать — это «Кружка за кружкой» и «Мама Pizza». Может быть не сильно интересные, но они самые успешные по бизнесу. Новых заведений много откроется, но это в основном будут повторы. Мы штук пять планируем открыть, из которых может быть одно будет нового формата, но все равно близко к существующим. Потому что эксперименты слишком дорого нам обходятся…

…Я не знаю, почему в Ижевске нет русской кухни. Может быть, мы в этом направлении двинемся. И очень интересно, почему в городе не открывается заведений удмуртской кухни — пусть не чисто удмуртских, но с включениями каких-то блюд. Мы в «Веранде» себе на лето запланировали провести месячник современной удмуртской кухни…

…На самом деле перепечи — очень хорошее блюдо для фастфуда. Ведь любой фастфуд это — «ем руками, без приборов, готовится быстро, выдерживает продолжительное хранение в обычном тепловом режиме». Получается, что перепечи — это идеальный фастфуд. Не знаю, кто сможет эту тему пробить — может и появится когда-нибудь…

…С одной стороны, когда сеть одинаковых заведений — работать легче. Одно меню, одни стандарты — не надо креативить. Но, например, у нас в «Кофе 7» блины с мясом и в «Веранде» блины с мясом, и они разные. И, скажем, в «Веранде» повар облажался — мы всегда можем сказать — «это у нас концепция там такая». В сетевом заведении так не скажешь — потому что концепция везде одна и та же. Принцип «макдональдса» — куда бы я не пришел, стандартный гамбургер будет одинаковый. Получается, креативить надо меньше, но тяжелее выдерживать стандарты. В нашей ситуации сложно тем, что у нас сеть и облажавшись в одном заведении, мы можем у человека отбить охоту ходить и во все остальные тоже…

…Специализация важна. Когда происходит размывание концепции, и в меню заведения все — от суши до шашлыков, а музыка — от хауса до шансона, то человек перестает понимать, куда он попал и конечно он не станет это место определять как «свое»…

…Когда мне говорят, что «нам дороги все клиенты», я не в это не верю. У нас не так. Как только мы понимаем, кто основные гости заведения, мы начинаем работать в первую очередь для них. Не надо бояться признаться себе, что у вас есть клиенты более дорогие, чем все остальные. Придут ли остальные или не придут — вопрос для нас второй. Важно чтобы возвращались НАШИ гости, чтобы им было хорошо. Это банальная мысль. Её легко произнести, но сложно реализовать…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *