Не в деньгах лучший

В марте завершился первый, районный, этап республиканского конкурса «Лучший предприниматель­2009». Выбрать лучших в городах и районах – это самая простая из всех конкурсных процедур, потому что самая формальная: по большому счету, местные власти пропускают в республиканский финал всех, к то правильно составил заявку. Настоящий конкурс только начинается, и самый сложный выбор еще впереди. СД, на правах информационного спонсора и учредителя собственной номинации, ознакомился с методикой конкурсной оценки претендентов на звание лучшего.

Участие и победа в конкурсах, попадание в рейтинги и ТОПы – это один из важнейших инструментов формирования имиджа предприятия. Это прекрасно знают как сами предприниматели, так и организаторы конкурсов и рейтинговые агентства. Поэтому в большинстве случаев за попадание в рейтинги и победы в конкурсах приходится платить. Республиканский конкурс – явление в этом смысле почти уникальное: участие и победа в нем не продаются и не покупаются. Победителя определяют не по размеру платежа в фонд конкурса, а по-честному, на основании рейтинговой оценки.

Оценки участникам выставляют эксперты. В платных конкурсах эксперты получают за это зарплату. В нашем, бесплатном, они работают за идею – поднять престиж предпринимательской деятельности. Наверное, поэтому их не так много, как в ином рейтинговом агентстве, – можно сосчитать по пальцам. Но они к своей работе относятся серьезно.

Один из экспертов конкурса – директор Республиканского бизнес-инкубатора Максим Кожевников. Ему предстоит просмотреть все прошедшие в республиканский финал заявки. Как правило, их бывает около полутора сотен. Максим Кожевников не исключает, что на этот раз будет меньше, – все-таки 2009 год был тяжелым, а вопросы конкурсной анкеты построены так, что во многих пунктах нужно указать не просто годовые показатели бизнеса, а их рост по сравнению с предыдущим годом. И тем не менее эксперт настраивается на большой объем работы и объясняет, как будет проставлять и подсчитывать баллы.

Сначала оценка по пятибалльной шкале выставляется за каждый пункт анкеты. О том, что влияет на оценку, Максим Кожевников не говорит, чтобы исключить манипуляции со стороны конкурсантов. Но, в принципе, понятно, что если, например, к описанию продукции предприятия и ее конкурентных преимуществ приложены комплиментарные отзывы партнеров – это оценку повышает; чем больше рост чистого дохода, валовой выручки, внутренних инвестиций, тем лучше, и так далее.

Далее отраженные в анкетах показатели делятся на четыре группы. Первая группа – показатели имиджа фирмы, сформированности и узнаваемости ее бренда: описание конкурентных преимуществ, буклеты, элементы бренд-бука, свидетельства о наградах, отзывы потребителей и т.п. Вторая – показатели работы по формированию команды: вырос ли штат, проходят ли сотрудники профессиональную подготовку и повышение квалификации, каковы методы стимулирования персонала и т.д. Третья группа – показатели социальной ответственности, например, такие, как благотворительность и использование труда инвалидов. И, наконец, четвертая группа – финансовые показатели деятельности: выручка, доход, инвестиции.

В каждой группе подсчитывается суммарный балл за все показатели деятельности. Максим Кожевников вспоминает, до 2003 года это и была итоговая оценка. В каждой из отраслевых номинаций определяли четырех победителей, ими становились предприниматели с максимальными баллами за имидж фирмы, командную работу, социальную ответственность и финансовые результаты.

В последние годы перед экспертами стоит более сложная задача – выявить единственного и самого-самого лучшего в каждой из отраслей. Это намного сложнее, чем просто суммировать баллы. К примеру, кто-то не смог увеличить прибыль по сравнению с прошлым годом, но при этом увеличил штат и поднял зарплаты. А кто-то не слишком балует сотрудников, зато показывает высокие финансовые результаты. И сумма баллов у них одинаковая. Выходит, оба хороши. Но кто же лучше???

«В принципе, все критерии оценки – и имидж, и команда, и социальная ответственность, и финансовые результаты – равнозначны, — говорит Максим Кожевников. — Но мы сознательно не делаем упор на финансовые показатели. Во-первых, их раскрывают не в полном объеме, во-вторых, бизнес – это ведь не только зарабатывание денег. Поэтому члены экспертной комиссии определили коэффициент весомости каждого критерия в общей оценке. Суммарный балл за финансовые показатели мы умножаем на 0,15, баллы по остальным критериям – на 0,25».

Исходя из такой системы оценки, лучшим предпринимателем никогда не станет тот, чье счастье – в деньгах. Это единственное, в чем сошлись мнения всех без исключения экспертов конкурса. В остальном они между собой не советуются, выставляют оценки с позиции своего опыта, знаний, понимания сути предпринимательства. 

Субъективно? Нет. Итоговый балл складывается из разных, порой диаметрально противоположных экспертных оценок. По-честному. Как в спорте. Как в жизни. 

От редакции

Счастье предпринимателя – не в деньгах. Мы уже 12 лет пишем о бизнесе и бизнесменах и знаем множество невыдуманных историй о том, как люди приходят в бизнес. Так вот люди приходят в бизнес не для того, чтобы заработать миллион, купить дом на Лазурном берегу или заработать на спокойную старость. Люди приходят в бизнес, чтобы жить. Чтобы быть занятыми. Чтобы быть нужными. Чтобы любить свое дело. Чтобы это дело потом продолжали дети.

А по большому счету, в бизнес приходят не для чего-то, а потому что. Потому что умнее любого начальника. Потому что не могут делать, что велено, и уж тем более стоять на месте. Потому что предпринимательство – это их образ мысли, жизни и действия.

В нашей специальной номинации мы наградим именно такого человека.

Может быть, мы не будем объективны. И даже скорее всего. Потому что как можно быть объективным, оценивая то, что ни в чем не измеряется…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.