Крестьянский рынок

Идея создания сельхозбиржи в Удмуртии так и останется в статусе идеи, уверены аналитики.

Эксперты отмечают незаинтересованность в ее практической реализации со стороны Правительства УР, большие затраты и сложность окупаемости проекта биржи.

Депутаты Госсовета УР выступили с инициативой создания  в Удмуртии первой электронной сельскохозяйственной биржи. «Биржевая торговля сельскохозяйственной продукцией имеет богатую историю как в России, так и за рубежом», — подчеркнул на сессии Госсовета УР Александр Любимов, ректор Сельскохозяйственной академии. «Товарные биржи способствуют регулированию рынка: в период снижения рыночных цен на хлеб содействуют стабилизации и их последующему повышению, в период повышения цен удерживают их от резкого роста. Все это содействует росту и повышению устойчивости сельскохозяйственного производства». (Подробное интервью ректора ИжГСХА об идее создания сельскохозяйственной биржи – на стр. 16).

По мнению парламентариев, сельхозбиржа — единственное, что может помочь мелким и средним производителям республики, страдающим из-за кризиса и диспаритета цен. Владимир Невоструев, председатель постоянной комиссии ГС УР по АПК, неоднократно отмечал, что сельхозпроизводители Удмуртии испытывают серьезные финансовые трудности из-за роста цен на ГСМ. Только за последний год повышение цен на горюче-смазочные материалы составило порядка 30%, электроэнергию — 30%, а минеральные удобрения  стали дороже почти в 2 раза.

Это, по мнению директора ОАО «Тепличный комбинат «Завьяловский» Анатолия Полтанова, уже сложившаяся традиция. «Как только начинается посевная – цены идут  вверх. Поэтому развитие невозможно. Инвестор не идет на село, считая сельское хозяйство убыточным бизнесом», — сетует г-н Полтанов.

Каждое сезонное увеличение основных затратных статей лишает крестьянские хозяйства оборотных средств, которых и так не хватает.

В помощь труженикам села

Помочь справиться с этими трудностями, по мнению Александра Любимова, сможет электронная биржа, где мелкий и средний сельхозпроизводитель будет продавать свою продукцию (молоко, зерно, мясо) по выгодной для него цене. По словам Любимова, торговля будет проходить в Интернете.

Анатолий Полтанов считает, что плюсы в создании биржи очевидны: «Это современный метод торговли, когда производитель не выезжает на поиски покупателя своей продукции, не стоит у прилавка и, следовательно, не тратит время и средства на сбыт. Необходимость в этом уже назрела, потому что вопрос ценовой политики, как никогда, актуален. Необходима информация о ценах для производителей, потому что очень часто перекупщики сбивают цену и давят на колхозника, скупая его продукцию по низкой цене. С биржей информация о ценах будет доступна».

Как отметили депутаты Госсовета, эта биржа должна стать самоокупаемой и не потребует дополнительных бюджетных вливаний.

Однако, по словам Олега Мубаракшина, директора Представительства ОАО «Брокерский дом «ОТКРЫТИЕ» в г. Ижевске, расходы на ее создание потребуются весьма внушительные. «Комиссия биржи в настоящее время (ММВБ или РТС) составляет сотые доли процента. Эти доходы должны обеспечить расходы на создание и поддержание электронной площадки. Мы оцениваем расходы на создание сельхозбиржи в Удмуртии (сервер, написание программы и т.д.) до 50 тысяч долларов и до 100 тысяч долларов в год на поддержание работы системы. Таким образом, в среднем в год нужно отбивать 120 тысяч долларов, что примерно возможно при обороте минимум в 600 млн долларов или более 14 млрд рублей в год (по данным Удмуртстата, за первый квартал этого года сельские хозяйства УР произвели продукции на 4,7 млрд рублей. – Прим. ред.). Таким образом, потребуется реализация около 3 млн тонн зерна или около 0,2 млн тонн мяса», — предполагает аналитик. Вторым граничным условием, по его словам, является доход маклера (брокера). На тех же биржах он составляет 0,1%. «Чем больше участников торгов, тем лучше для участников торгов. С оборота в 14 млрд рублей маклеры могут заработать примерно 14 млн руб. в год.  Этих средств будет достаточно для оплаты работы примерно 16 человек или менее чем 5 маклерских компаний. Можно исправить экономику проекта, если увеличить комиссию биржи и брокера. Но тогда это приведет к увеличению транзакционных издержек, которые лягут или на производителя, или покупателя», — считает г-н Мубаракшин.

По мнению Сергея Казанцева, директора Ижевского представительства инвестиционной компании «ФИНАМ», на практике эта идея не реализуема: «Потому что емкость сельскохозяйственного рынка Удмуртии достаточно мала. Очень сложно будет найти инвестора под этот проект. Коммерческим структурам он будет неинтересен, потому что любой коммерческий проект рассчитан на извлечение прибыли. А по предварительным оценкам, объем предполагаемых сделок, совершаемых на этой бирже,  будет слишком маленьким — большая часть сельхозпродукции в Удмуртии уходит по прямым договорам».

«Появление биржи на территории республики будет наиболее оптимальным в том случае, если объемы производимой местными фермерами продукции будут покрывать потребности региона в данной продукции и смогут обеспечить значительные обороты по экспортным поставкам. Если же местные производители не будут обеспечивать потребности региона, то и при наличии биржи влияние спекулятивных факторов на цены будет значительным», — добавляет Сергей Фильченков, аналитик ИК «ФИНАМ».

Планы пятилетки

Идея создания сельскохозяйственных бирж интересует многие сельскохозяйственные регионы — в частности, Кубань, где действуют более полутысячи средних и крупных сельхозпроизводителей. Большинство таких предприятий крайне заинтересованы в реализации своей продукции с помощью биржи. Поэтому уже в этом году кубанские власти планируют реализовывать через биржу не менее трети всего кубанского зерна, которая будет продаваться по реальной рыночной стоимости.

«А в перспективе обороты биржевой торговли должны увеличиться еще больше, коснувшись практически всех местных сельхозпроизводителей. Региональные власти рассчитывают, что Кубань займет лидирующие позиции в биржевой торговле зерном, поскольку регион имеет высокие объемы производства сельскохозяйственных культур, а также существует возможность экспорта продукции при помощи морского сообщения», — говорит Сергей Фильченков.

В Удмуртии, где объемы сельскохозяйственного производства по сравнению с Краснодарским краем меньше в разы (там, например, за первый квартал 2007 г. сельхозпродукции было произведено на 17,1 млрд рублей), создание сельхозбиржи менее перспективно.

«Наши сельхозструктуры не готовы работать в режиме биржи, — предполагает Сергей Казанцев. — Продажа контактов через биржу требует обязательного исполнения. Но большинство наших производителей не готовы гарантировать исполнение обязательств. Эта возможность есть только у крупных холдингов, которые только начинают создаваться в республике. Поэтому всерьез говорить о бирже можно будет не ранее чем через 5 лет».

По мнению аналитиков, активно заняться созданием сельскохозяйственной биржи должно Правительство УР. «Наиболее оптимальным решением будет привлечение для осуществления данного проекта коммерческих структур и государства. Местные власти могут оказать консультационную поддержку бирже, которая будет создана в качестве самостоятельного юридического лица — акционерного общества. Региональные власти смогут оказывать и финансовую помощь бирже при условии доли участия в данном проекте. Кроме того, для работы биржи потребуется наличие партнерского банка, который возьмет на себя функции ее расчетного центра. Специфика и удобство региональной биржи заключается в том, что в отличие от биржи национальной производители и покупатели смогут оперировать небольшими лотами, предлагая при этом широкий спектр товаров», — поясняет г-н Фильченков.  

Однако Правительство УР пока идею сельхозбиржи не рассматривает в качестве руководства к действию. В Минсельхозе УР заявили, что реализовывать этот проект не станут. «Если найдутся коммерческие структуры, которые смогут это реализовать, мы готовы помочь советом, данными или другой необходимой информацией», — заявил СМИ министр сельского хозяйства УР Александр Коробейников.

В любом случае, по мнению Олега Мубаракшина, этот проект экономически неэффективен в рамках одного региона. «Большинство региональных бирж, созданных в начале 90-х, умерло. Были попытки запустить систему складских расписок, но все попытки не были доведены до конца. Средства лучше направить на другие цели, например, на обучение сельхозпроизводителей премудростям рынка фьючерсов и опционов. А также на объяснение законодателям необходимости принятия законов, позволяющих нормально торговать на этом рынке», — заключает эксперт.    

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.