Князи грязи

В России, где дороги гораздо чаще оказываются направлениями, внедорожное многоборье — джип-триал, джип-спринт и трофи-рейды — было обречено на популярность. В столице Удмуртии джиперское движение набирает полные обороты, и если в соседней Перми местным джиперам для этого понадобилось затратить две пятилетки, то Ижевскому внедорожному клубу Off-road club Izhevsk — всего два года. Что заставляет людей взрослых, серьезных и небедных сутками пропадать в гараже ради сомнительного удовольствия побултыхаться час-другой в непролазной грязи? Ответ на этот вопрос искал обозреватель журнала «Свое дело» Александр Поскребышев.

Россия — рай для «проходимцев»

Журнал Любительские гонки на вездеходах по бездорожью очень быстро стали популярны в России, и с каждым годом число поклонников этого вида активного отдыха только прибавляется. Благо, что недостатка в естественных полигонах и автодромах российские джиперы не испытывают. Очевидно, что именно такое удачное стечение обстоятельств — российской природной бесхозяйственности и натуральных ландшафтов — и предопределило повышенную популярность «грязных» гонок у нас в стране.

Впрочем, это, так сказать, инфраструктура, сами же гонщики приходят в джип-триал разными путями. Например, чемпион Пермского края и обладатель кубка Удмуртии ижевчанин Ринат Батршин в триал попал, начав с покатушек на отцовском «Москвиче» и драг-рейсинга по Шабердинскому тракту: «Нашел я тут изюминку, а какую, объяснить не могу».

А президент Ижевского внедорожного клуба Роман Новиков считает, что объединяет его одноклубников одно: «Это болезнь — в обычной жизни нам не хватает экстрима. Кому-то нравится гоняться по асфальту, а кто-то такую езду терпеть не может. Это нужно прочувствовать самому, когда твоя машина бултыхается, прыгает, в твоих карманах и сапогах плещется вода, а ты сам весь измазан толстым слоем грязи. Многие именно от этого получают истинное наслаждение и, приходя в наш клуб, заболевают этим „недугом“ на всю жизнь. Тут никакой доктор не поможет».

В том, что диагноз Новикова точен, убеждаешься, поговорив с пермяком Владимиром Лазуковым (обладателем кубка Удмуртии в зачете стандартных машин), который, несмотря на свой небольшой стаж в джип-триале (всего год), уже стал легендарной личностью.

Лазуков, прозванный джиперами Сильвером, потерял ногу из любви к экстриму, но гоняться не перестал и, видимо, уже не перестанет: «Мне не хватает адреналина, — откровенничает Владимир. — Если другие гонщики выступают каждый сам за себя, то я выступаю от лица всех инвалидов России. Мы должны быть не хуже полностью здоровых людей. У меня все изломано — я же большой любитель этого дела. Из полутора десятков своих мотоциклов разбил половину. Сейчас у меня есть еще три с ручным управлением. Просто я очень ездить люблю. Должен сказать, что в джип-триале главное — на ухабах не торопится. Я когда гонял как дурак, то разбивался. Сначала две ноги сломал, затем таз пополам переломил, а потом ногу оторвал. После этого я решил ездить потихоньку и с умом. Интуицию тут надо иметь. Мой УАЗ ходит там, где сидят все „Лендроверы“. У меня два сына: старший в танковых частях служит, а младшему мотоцикл пока не даю. Боюсь, начнет повторять мои ошибки. Он лучше меня гоняется, но я все равно боюсь. И скрежет железа приводит меня в страх. Но езжу я еще и потому, что хочу этот страх преодолеть, ибо знаю, что самое сильнодействующее лекарство против страха — сила духа. Иногда меня называют инвалидом. А я считаю, что инвалидом мужик становится тогда, когда по-мужски не работает. А если руки-ноги нет, то можно ездить, гонять и даже боксом заниматься. Я решетки варю, двери делаю, машины ремонтирую, металлолом собираю — в своем УАЗе с тележкой приспособился возить две-три тонны».

Удмуртские (да и не только) поклонники джип-триала, наверное, еще долго будут вспоминать Чемошурскую гонку Лазукова, на уазике которого на одном из трамплинов вырвало тягу газа. Недолго подумав, отчаянно храбрый Лазуков решил проблему, усадив в моторный «колодец» сына Сергея. «Сыновей у меня много», — отшучивался позже веселый Сильвер, который перед каждой гонкой привязывает протез к педали сцепления.

Удивительно живописная картина предстала перед округлившими глаза зрителями, когда Сильвер вслепую — с открытым капотом по ориентировке орущего истошными воплями сына — вел свой УАЗ к цели, а его родной человек прыгал вскачь на разгоряченном движке, указывая дорогу и поддавая газу. Демонстрируя чудеса взаимопонимания, по обрывкам слов Лазуковы сумели-таки финишировать! Осознавая, что продолжить выступления не удастся, на финишной прямой Сильвер резко спуртовал, поведя свой джип на высокий трамплин. Тяжелая машина взмыла высоко в небеса и всей тяжестью рухнула оземь. Передний мост не просто лязгнул-треснул, а был вырван с «мясом» и отлетел в кювет…

Отборный УАЗ нынче дорог

Журнал Впрочем, любой участник офф-роад гонок скажет, что, кроме любви к острым ощущениям, чтобы побеждать, джип-триальщик должен все-таки иметь голову на плечах, наизусть знать свой агрегат и обладать серьезным запасом материальной прочности.

Призер ижевских и пермских стартов ижевчанин Александр Зедияров, рассуждая о доступности внедорожного многоборья перед такими видами гонок, как ралли или шоссейно-кольцевые гонки, замечает, что доступность эта все-таки относительная.

«Нам проще и дешевле, — ведет свою бухгалтерию Зедияров. — Мы со штурманом Вадимом Чураковым все сварочные и слесарные работы делаем сами. Конечно, приходится обращаться на сторону, но все равно каждый узел перебран своими руками».

Действительно, чтобы сделать серийный (чаще всего совершенно «убитый» УАЗ пригодным для участия в гонках, джиперам приходится буквально изобретать автомобиль заново. Так, Зедияров и Чураков нашли в интернете конструкции оригинальной подвески, развили и поставили на вооружение. Дело в том, что в динамичной гонке джип-спринт предусмотрено сочетание скоростных участков с высокими трамплинами, и при прыжках при обычной подвеске, с так называемым маленьким ходом, вся сила тяжести при приземлении приходится на мост. Мосты при этом ломаются как спички. А на УАЗе Зедиярова подвеска получилась более энергоемкой, и при прыжках она берет нагрузку на себя, а мост работает в щадящем режиме. Эта находка позволила экипажу дебютантов (Зедияров и Чураков выступали первый сезон) сразу показать высокую результативность.

Мысль коллеги о рукастости джиперов разделяет и г-н Новиков:

«В нашем клубе сложно найти человека, который не знает технику и которому не было бы приятно повозиться с машиной. После неудачи на трассе любой джипер задается вопросом: «Почему случилась поломка?» И когда найдешь свои ошибки, то начинаешь модифицировать машину и занимаешься улучшением ее узлов. Скажу по себе, в такие моменты уже ничего не заботит — ни усталость, ни голод, и ты выправляешь все, чтобы в следующей гонке не повторить свой «косяк».

Впрочем, кроме экономии на механиках и конструкторах и дешевизны исходного материала — автомобиля, экономить профессиональным любителям внедорожных гонок больше не на чем.

«Как минимум, десять тысяч рублей на одну гонку, — раскрывает размер расходных статей предприниматель Батршин. — Причем к каждому старту приходится заново готовить ходовую часть. Мало что выдерживает после этих экстремальных соревнований».

Комплект резины может обойтись джиперу примерно в 30 тыс. руб., а у чемпионского УАЗа и того больше. Специальная резина — без дисков, заказанная за океаном, обходится в 20 тысяч рублей за колесо. Хватает ее максимум на сезон. Если же тюнинговать машину по полной, то расходы на подготовку джип-триального авто вырастают в геометрической прогрессии. Например, на машине Батршина от уазика остались только рама и кузов, да и тот подвергся серьезным дизайнерским изменениям. Но в этом автомобиле отнюдь не рестайлинг, а мощный турбодизель (с рабочим объемом 4,2 л) японской сборки. Правда, эксклюзивные заморские запчасти сделали Батршина заложником долгих ожиданий. По признанию гонщика, после золотого финиша в Перми, чтобы стартовать в декабрьском шоу в Ижевске (это будет джип-спринт с элементами игры в футбол, точнее, в автобол), он теперь ждет сцепления, оптовые поставки которого из Японии в Россию не производятся, а штучный заказ потребует значительных расходов и времени.

Впрочем, на взгляд Романа Новикова, к внедорожным гонкам можно подходить и из расчета в любимом потребительском соотношении. Только вместо баланса «цена-качество» здесь торжествует уравнение «сел-поехал». А если рукастый джипер еще и дружит «с головой», то любой самоделкин имеет возможность неплохо выступать и на зарплату среднестатистического россиянина. Правда, нужно учесть, что эта зарплата идет не на насущные нужны, а на хобби. Так что зарплаты «самоделкину» понадобятся, по крайней мере, две.

Наши грязи не боятся

Что касается автомобильного парка внедорожных гонок, то лидером предпочтений у отечественных джиперов остается УАЗ, затем идет «Нива». А вот в выборе иномарок стоит отметить даже не всеядность, а показатель «кто во что горазд». К примеру, в Ижевске среди зарубежного модельного ряда можно заметить как «луноход» — давно снятый с производства украинский ЛуАЗ, так и двух «американцев». Гигантский Ford Bronco и заряженный Jeep Cherokee. Однако надо признать, что этим мастодонтам откровенно не везет в грязи.

Роман Новиков считает, что дело не в том, что наши внедорожники крепче, а в том, что их больше: «Да, в наших гонках побеждают в основном УАЗы, но берут они количеством, а не качеством. На „Уральском ухабе“ в Перми такой массы сломанных мостов, балок и сорванных полуосей я еще не видел. Про уазики мы знаем все, видим, куда умелые руки совать, а в иномарке… Они ничем не хуже. По-моему, экипажу на Jeep Cherokee надо всего лишь уменьшить ход задней подвески — и кардан больше не будет вылетать».

Кстати, на сентябрьской гонке в Чемошуре экипаж Jeep Cherokee мог претендовать на приз самому находчивому джиперу. По жеребьевке в одном из заездов конкурентом «черокеза» Станислава Капитонова и Виталия Жолобова была «Нива» с водителем Молчановым за рулем и тринадцатым номером на борту. Капитонов на своем ревущем «звере» легко догнал заглохшую машину перед самым крутым подъемом и сходу попытался забраться на чемошурский пик. Однако капитану Jeep Cherokee пришлось пойти на обгон «недвижимого» вазовского вездехода не по песчаной колее, а по траве — и американский джип скатился со скользкой русской горки. Еще она попытка — аналогичный результат. Дело в том, что многострадальный в ижевских триалах «черокез» по ходу заезда снова лишился важного «органа», потеряв кардан заднего привода. Забраться вертикально вверх в классической «позе» — носом вперед — Jeep уже не мог. Обдумав в одно мгновение план дальнейших действий, капитан Капитонов развернул тяжелую технику — и поехал-поехал по почти отвесному склону, как на танке! Публика визжала от восторга и встретила израненный джип и его экипаж как победителей.

А ведь еще недавно многие джиперы посмеивались над коллегами, приезжавшими на триальные гонки на иномарках, и скептически расценивали их претензии на высокие места. «Чтобы сломать бампер „Ниве“ или уазику, нужно свалить не одно дерево, — говорил мне собеседник после первой в истории Ижевска триальной гонки в Чемошуре в мае прошлого года. — А для того чтобы разбить бампер на Jeep Grand Cherokee, много ума не надо. Стукнулся тихонько разок — и готовься отправляться в сервисный центр, где ремонт обойдется в длинную копеечку».

И все же пока «заморыши» уступают «аборигенам», которые способны показывать настоящие чудеса света.

Тенденцию к дальнейшему интенсивному развитию джиперского движения в стране Роман Новиков связывает с увеличением количества мощных автомобилей:

— Предприимчивые люди стали энергичнее покупать машины повышенной проходимости, а асфальта в России как не было, так и не будет. Отсюда не является проблемой найти приемлемую трассу. Дождь прошел — и, пожалуйста, можно кататься. Значит, наш клуб будет расширяться.

Нынче в ижевскую внедорожную команду входят больше полусотни джиперов, и два десятка из них составляют актив клуба, которые специально или с оказией подыскивают трассы для следующих гонок. Пока же регулярно используются три ландшафтных автодрома: два загородных — в Чемошуре и в песчаном карьере в Старом Мартьяново и один в городской черте — в Александровском микрорайоне Ижевска неподалеку от завода керамических блоков.

Именно тут и проходил колоритный заключительный этап розыгрыша открытого кубка Удмуртии. После церемонии награждения все победители и призеры сообща взгромоздились на подиум и как настоящие автогонщики искупали друг дружку и публику шампанским. Отхлебнули по глотку из трофейных чаш искристой и шипучей жидкости и… поехали закрывать сезон.

«Шампанское — напиток для дилетантов, — бросил в эфир со смехом один из гонщиков. — А настоящие джиперы пьют… воду! Огненную».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.