Архив журнала

Занятные истории

Рынок потребительского кредитования в России растет невиданными темпами. Однако быстрее кредитных портфелей банков растут опасения аналитиков, предрекающих кризис, который может вызвать массовый невозврат кредитов. Действительно, получая сверхприбыли на потребительском кредитовании (реальная ставка по экспресс-кредитам достигает 60-70% годовых), банкиры просто закрыли глаза на риски, с которыми оно связано. Зато угрозу кризиса остро почувствовало государство. С 1 июня 2005 года в России вступил в силу закон, регламентирующий деятельность бюро кредитных историй (кредитных бюро) — принципиально нового инструмента на российском финансовом рынке. В перспективе он может существенно снизить долю «плохих» кредитов в портфелях банков и соответственно удешевить сами кредиты.

Согласно данным еженедельника «Smartmoney», суммарный кредитный портфель банков за последние 2,5 года увеличился в 5 раз, достигнув к 1 июля, по данным ЦБ, 1,5 трлн руб. ($56,5 млрд). Однако просроченная задолженность по кредитам гражданам росла еще быстрее — в 11,7 раза с начала 2004 г.: ее объем к 1 апреля 2006 г. перевалил за $1 млрд, а уже через три месяца едва не была достигнута планка в $1,5 млрд.

Источники, близкие к банкам, называют более скромные цифры. Задолженность населения перед банками на сентябрь составляет 37 миллиардов рублей, а доля должников в общем количестве заемщиков всего 10-12 процентов. При том, что с июля по сентябрь рынок вырос примерно на 15 процентов.

Банки не любят афишировать потери и в отчетности маскируют просрочку. Известно, к примеру, что один из лидеров потребительского кредитования Хоум Кредит энд Финанс Банк в конце прошлого года списал безнадежные долги на 370 млн руб., а еще более 1 млрд руб. «плохих» кредитов продал коллекторскому агентству за 12,5% от номинала. Общие потери банка от проблемной задолженности по итогам года превысили 3,8 млрд руб. — порядка 15% кредитного портфеля ХКФБ на конец 2005 г.

Этот факт наглядно демонстрирует, насколько рискованным может быть кредитный бизнес для банков. Конечно, эффективная ставка (с учетом всех комиссий и сборов) на рынке экспресс-кредитования колеблется в диапазоне 35-60%, в то время как по автокредитованию — 20-25% годовых, ипотеке — 15-20% годовых. Но огромный уровень потерь снижает брутто-маржу банка по экспресс-кредитам, как минимум, до таких же уровней, как у более стабильных кредитных продуктов. И, кроме того, иметь дело с множеством мелких заемщиков дороже, чем со сравнительно небольшим числом крупных.

В отличие от автомобильного или ипотечного кредитования, банк не отслеживает, на покупку каких товаров клиент берет потребительский кредит. Потому риск невозврата выше, чем при уже упомянутых автомобильном, ипотечном кредитовании и факторинге с регрессом, когда, в случае задержки очередного платежа покупателем, деньги автоматически снимаются со счета продавца. Появление в договоре различного рода комиссий, дорогостоящих страховок и т.п. неудивительно — банк должен заработать в любом случае.

Чтобы снизить риски или ввести систему скидок на кредитные продукты, в мировой практике пользуются услугами кредитных бюро, где имеется определенный законодательством набор сведений о заемщике — иначе говоря, «кредитная история». Кредиторы — банки, финансовые компании, компании-эмитенты кредитных карт, инвестиционные компании, торговые компании, предоставляющие коммерческие кредиты — на постоянной основе обмениваются информацией о платежеспособности заемщиков через подобные организации. Они не всегда могут оценить будущие доходы и риски, связанные с инвестиционными проектами, для осуществления которых заемщик берет ссуду.

Первые попытки организации кредитных бюро в России были предприняты в середине 90-х годов. В 1995 году ряд российских банков и процессинговых компаний, имеющих отношение к карточными программам, работали над созданием Межбанковского бюро кредитной информации, которое планировалось создать в начале 1996 года. В разработке устава бюро принимали участие представители 20 банков, в частности, Московского банка Сбербанка, ОНЭКСИМбанка, «Менатепа», Столичного банка сбережений, Московского банка реконструкции и развития, а также компаний UCS, «Кардцентр» и STB-Card. В бюро планировалось собирать базу данных кредитных историй по всем держателям карт российских и международных платежных систем (на первом этапе лишь о недобросовестных клиентах), а также о держателях чеков. Предполагалось, что доступ к базе будет открыт только для банков — участников бюро. При этом войти в состав участников можно было лишь при согласии всех уже имеющихся на момент его вступления членов системы. Но процесс создания кредитного бюро так и не вышел за рамки подготовительного этапа.

Закон «О кредитных бюро», вступивший в действие с 1 июня 2005 года, уже обязывает банки передавать кредитные истории своих заемщиков в одно из кредитных бюро. Но, во-первых, только при согласии на это заемщиков, а во-вторых, закон не обязывает банки передавать кредитные истории в какое-то конкретное, например, государственное кредитное бюро. И это привело к тому, что хотя такие бюро создаются, банки не спешат заключать с ними договора. Почему?

Потому что сами кредитно-финансовые учреждения не заинтересованы в разглашении (пусть даже ограниченном) информации о своих заемщиках. Ни о хороших, ни о плохих. Хорошие заемщики, исправно оплачивающие свои долги, нужны банкам, потому что они зарабатывают на них деньги. Это понятно, и банки не заинтересованы в том, чтобы их лучших клиентов «уводили» конкуренты. Что касается заемщиков плохих, то любой банк заинтересован в том, чтобы переложить проблемы с возвратом долга на другой банк. В этом случае банкиры рассуждают примерно следующим образом: «Если человек должен мне денег, то пусть он пойдет и займет в другом банке и отдаст мне. А если и там будут знать, что он должен мне денег, то в долг ему не дадут, и, следовательно, мой должник не сможет мне вернуть долг».

В этом смысле очень показателен пример Сбербанка РФ, который имеет в своем распоряжении примерно половину всех кредитных историй в РФ. Как только вышел Закон «О кредитных бюро», Сбербанк объявил об учреждении собственного кредитного бюро, куда, собственно, и будут переданы эти кредитные истории. Это, в свою очередь, означает, что другие кредитные учреждения вряд ли смогут получить эти сведения. Во всяком случае — по разум-
ной цене. Такого рода стратегии придерживаются и другие крупные банки. Им хотелось бы получить в обмен на свою информацию доступ к аналогичной по полноте базе данных других банков, но сегодня они на это рассчитывать не могут.

Таким образом, несмотря на то, что попытки создания кредитных бюро как бизнеса предпринимаются, в целом рынок кредитных историй пока еще очень сырой. Об этом же говорит опыт региональный. В Удмуртии, например, кредитных бюро, предоставляющих сведения о кредитных историях на коммерческой основе, пока не существует. Хотя попытки создать такую организацию время от времени предпринимаются.

У нас в республике существует пока лишь прецедент некоммерческого партнерства по обмену кредитными историями. Инициатором его создания была корпорация «Центр», которая на основе базы данных о своих покупателях создала закрытый интернет-сайт, где сведения о кредитных историях могли получать не только магазины, входящие в структуру корпорации, но и другие предприятия — на основе обмена информацией.

«В нашей сети кредитные истории уже работают. Мы продаем товары в рассрочку уже четыре года, и сегодняшние наши заемщики — это, в большинстве своем, те, кто уже пользовался услугой рассрочки в нашей сети. Поэтому процент невозврата у нас сравнительно невелик, — говорит глава корпорации „Центр“ Сергей Ощепков. — Стратегия компании опирается на высокий уровень подготовки кредитных специалистов и менеджеров. Поэтому „чистый“ по документам, но неблагонадежный по другим естественным характеристикам заемщик не может получить товар в рассрочку».

Казалось бы, бизнес кредитных бюро довольно прост: создать базу данных о кредитных историях и затем за плату предоставлять всем желающим доступ к ней. Однако в действительности он намного сложнее, чем кажется. Кроме того, что нужно получить доступ к сведениям о кредитных историях (а это возможно только с согласия банков и их заемщиков), нужно еще обеспечить безопасность этой информации и ее актуальность. То есть связь между банком и бюро кредитных историй должна быть всегда двухсторонней. То есть нужно договориться с банком не только о том, чтобы он покупал доступ к базе данных кредитных историй, но и, в случае выдачи кредита, делился с бюро информацией о том, насколько добросовестно тот или иной заемщик гасит этот кредит.

Журнал Наиболее сложным является воп-рос формирования стоимости услуг кредитного бюро. Во-первых, банк, по сути, сам делает часть работы, передавая бюро кредитную историю заемщика и актуальную информацию о процессе погашения долга. Во-вторых, банк как потребитель не имеет никакой возможности проверить, насколько достоверны кредитные истории, которые попали в бюро не из его базы данных. То есть — это, скорее, дополнительный риск, который банку опять же приходится брать на себя, ведь бюро кредитных историй никакой ответственности за невозврат кредита не несут.

В зарубежной практике стоимость запрашиваемой информации о заемщике зависит от полноты сведений. Обычно разделяют две степени детализации отчетов: «белую» (white, positive) и «черную» (black, negative). Самые детальные отчеты — «белые» содержат весь комплекс информации об активах и пассивах ссудополучателя, гарантиях, структуре задолженности по срокам и времени погашения, его занятости и истории его семьи. «Черный» отчет содержит информацию лишь о прошлых невозвратах и просрочках ссуд. Есть еще скоринговые системы проверки, которые применяются при выдаче экспресс-кредитов — они также имеют свою цену.

Однако не нужно забывать, что в развитых странах рынок кредитных историй уже давно сформировался. Как правило, на национальных рынках таких стран доминируют всего несколько организаций, ведущих кредитные истории граждан. Соответственно это позволяет кредиторам рассчитывать на достаточно полную и достоверную информацию о заемщике, регулируя, таким образом, свои риски. Очень часто — это государственные организации. У нас, кстати, также многие эксперты говорят о том, что наиболее эффективной формой системы обмена кредитными историями был бы некий единый государственный центр. Хотя, с другой стороны, это означает создать еще одну монополию.

Иностранцы тоже присматриваются к новому рынку. Первые попытки занять свободную нишу предприняла корпорация «Дан энд Брэдстрит СНГ» в конце девяностых. Но неожиданно столкнулась с нежеланием большинства банков раскрывать даже «черную» информацию. Несмотря на высказываемую поддержку самой идеи, банки, опираясь на сложившийся стиль работы — точечный маркетинг, кредиты инсайдерам, залоговые схемы, перекредитование, личные связи и интересы, не проявили практической заинтересованности участвовать в системе обмена информацией.

Тогда они попробовали пойти по пути обязательного предоставления информации по безнадежным ссудам кредитному бюро. Банк России, по их замыслу, должен был издать специальные инструкции, а законодательство соответствующим образом изменено. Предусматривалось создать кредитное бюро на акционерной основе с участием крупнейших коммерческих банков как корпорацию, подконтрольную в своих функциях Банку России, или на базе компании, определенной на условиях тендера и имеющей соответствующие характеристики, такие как у самой корпорации. Однако эти предложения тоже не привели к конкретным результатам.

«Иностранцы не знают российской специфики, и им еще придется многому научиться, мы же не можем опираться на их опыт. Поэтому процесс перехода к цивилизованному рынку кредитования будет не быстрым и трудным, но интересным», — комментирует Сергей Ощепков.

Таким образом, институт кредитных историй в России еще не твердо стоит на ногах. Пока не совсем ясно, выйдем ли мы на одну из мировых моделей его функционирования, либо же создадим свою. Важно также понимание самими заемщиками своей выгоды от хорошей кредитной истории. Ну, а создание мощной и организованной системы сбора информации, обеспечивающей высокий уровень безопасности, под силу только крупным кредиторам при четкой поддержке государства.

 

Информация

Из закона РФ «О бюро кредитных историй»

Статья 4. Содержание кредитной истории

Кредитная история включает в себя:

Закрытую (конфиденциальную) часть кредитной истории, содержащую информацию:

– об источнике формирования кредитной истории:

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование;

организационно-правовую форму;

данные свидетельства о государственной регистрации и сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

идентификационный номер налогоплательщика.

– о субъекте кредитной истории:

фамилия, имя, отчество физического лица, полное, а также сокращенное и на иностранном языке (в случае, если имеются) наименования юридического лица;

место постоянного жительства физического лица, юридическое и фактическое местонахождение юридического лица;

сведения о государственной регистрации юридического лица и паспортные данные физического лица, последнее место работы физического лица;

идентификационный номер налогоплательщика (для физических лиц — в случае, если присвоен);

информация о руководителе и главном бухгалтере юридического лица и сведения о входящих в орган управления юридического лица лицах, осуществляющих обязанности единоличного или коллегиального органа управления и имеющих право давать обязательные указания и подписывать договоры;

сведения об органе управления юридического лица;

сведения об учредителях и участниках, владельцах долей в уставном капитале юридического лица свыше 20%.

– об обязательстве заемщика:

сумму обязательства заемщика на дату заключения договора займа (кредита);

срок исполнения обязательства заемщика в полном размере в соответствии с договором займа (кредита);

фактический срок исполнения обязательства заемщика в полном размере;

фактический срок уплата процентов в полном или неполном размере в соответствии с договором займа (кредита);

вид, собственник обеспечения (включая третьих лиц).

Открытую часть кредитной истории, содержащую следующую информацию:

– уникальный идентификатор субъекта кредитной истории, присвоенный бюро кредитных историй;

– информацию, предоставляемую в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона государственными органами (данные государственной регистрации юридического лица; подтверждение идентификационного номера налогоплательщика указанного заемщиком; данные об объявлении банкротства юридического лица);

– иную публичную информацию, характеризующую платежную дисциплину заемщика по исполнению договоров займа (кредита).

Статья 10. Требования, предъявляемые

к создаваемому бюро кредитных историй

1. Руководитель бюро кредитных историй должен иметь:

– высшее юридическое или экономическое образование;

– опыт работы в бюро кредитных историй (или организации, выполнявшей сходные функции) не менее двух лет, а при отсутствии специального образования — опыт работы в бюро кредитных историй не менее пяти лет;

– отсутствие непогашенной судимости.

2. Бюро кредитных историй обязано обеспечить безопасность хранения закрытой (конфиденциальной) части кредитной истории.

3. Доля юридического или физического лица, являющегося участником группы лиц, либо нескольких лиц — участников одной группы лиц, находящаяся в собственности или в распоряжении, не может быть более чем 20 процентов акций (долей) бюро кредитных историй.

4. Бюро кредитных историй обязано состоять в саморегулируемой организации бюро кредитных историй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *