Чувство долга

Платежная дисциплина администрации Ижевска становится одной из самых обсуждаемых в бизнессообществе тем. По информации управления финансов, на конец марта обязательства по текущим муниципальным контрактам исполнены лишь на 5%. Предприниматели сомневаются в надежности города как бизнеспартнера, а банкиры, наоборот, считают его благонадежным заемщиком.

Надежды на ответственность

Мартовское отключение подсветки одного из символов города — Монумента дружбы народов – пролило свет на острейшую проблему муниципального бюджета — долги. Например, задолженность муниципальных учреждений перед ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» на 10 марта превысила 50,8 млн рублей. Энергетики заявили, что не могут продолжать неоплачиваемый отпуск электроэнергии и вынуждены прибегнуть к таким крайним мерам, как ввод ограничений.

«Есть ряд групп потребителей, которых мы не отключаем, – это школы, учреждения здравоохранения, некоторые другие социальные объекты. В отношении прочих потребителей мы будем вводить ограничения. Это вынужденная мера, призванная подстегнуть финансовую дисциплину муниципальных учреждений, когда все остальные меры – переговоры, увещевания и предупреждения — исчерпаны», — пояснил руководитель УЭСК Денис Детинкин.

Основания для беспокойства относительно платежной дисциплины города есть и у других исполнителей муниципальных контрактов. На 24 марта муниципалитет имел договоров на сумму более 5,5 млрд рублей. По ним выплачено лишь 283 с небольшим миллиона — 5,2%. Глубина задолженности – с IV квартала 2007 года.

По словам директора ООО «НатурПродуктъ» Сергея Красноперова, недавно заключившего муниципальный контракт на поставку продуктов питания, его компания с просрочками по платежам со стороны администрации Ижевска пока не сталкивалась. «Не могу сказать, каким должен быть порог нарушений платежей, после которого мы бы отказались от муниципальных контрактов. Задумаемся, когда с этим столкнемся. Думаю, что сфера продуктов в этом смысле остается единственной безопасной. Сомневаюсь, что власти когда-нибудь лишат продовольствия, например, детские дошкольные учреждения», — говорит он.

Между тем его коллеги уже страдают от «нерасторопности» муниципалитета с точки зрения оплаты поставок. Как отмечает генеральный директор  ООО «СК «Русский двор» Дмитрий Русских, просрочки платежей по муниципальным контрактам были всегда. Однако в последнее время они стали допускаться все чаще. «Сегодня платежная дисциплина администрации находится на грани допустимого для нас уровня. Вопросы о взыскании задолженности города мы уже решаем в суде. На мой взгляд, муниципальные и государственные структуры в нынешней ситуации в целом должны по-прежнему оставаться более надежными партнерами, чем коммерческие организации. Тем более что речь идет о поставках социально-значимых товаров», — считает бизнесмен.

Судиться с муниципалитетом решаются немногие – чтобы в дальнейшем не потерять шансы на заключение контрактов. Директор НП «Лига общественных объединений предпринимательства УР» Виктор Любимов полагает, что суд – это крайняя мера, сначала нужно попытаться договориться в рабочем порядке. Но особо рассчитывать на муниципальные контракты при просчете перспектив своего бизнеса, по мнению эксперта, не стоит. «Во-первых, на тендерах устанавливаются очень низкие цены. Во-вторых, именно сейчас пойдет длительная просрочка по оплате в связи с тяжелым исполнением бюджетов. Нужно искать другие пути, просчитывать тщательно все свои риски, но гнаться за муниципальными заказами я бы не советовал», — поясняет эксперт.

Однако, по словам управляющего Ижевским филиалом ОАО «Русь-Банк» Михаила Болычева, обслуживание муниципальных контрактов для многих клиентов банка остается достаточно интересным и позволяет поддерживать объемы бизнеса. «Что касается банков, то принятие кредитных рисков только под залог выручки по муниципальным контрактам в настоящий момент затруднено. Но планируемое поступление средств по таким контрактам учитывается банками при анализе ликвидности бизнеса заемщика», – добавляет он.

Объективные причины

Причина плохого исполнения расходных обязательств города очевидна – тенденция к ухудшению исполнения доходной части бюджета, наметившаяся в кризисном 2009-м, сохраняется и в 2010 году. На 22 марта налоговые и неналоговые доходы исполнены на 82,3% от плана на I квартал. Не исполняется план и в части доходов от продажи земельных участков (24,6%), а также от сдачи в аренду земли (66,3%). Плата за наем муниципального жилого фонда собрана на 105,8% от плана, а доходы от реализации имущества выполнены на 138%.

Комментарии к этим цифрам в большинстве случаев сводятся к одному емкому слову – кризис. К примеру, падение продаж земельных участков иначе как стагнацией в строительной отрасли объяснить не может никто. Рычагов влияния на эту ситуацию у муниципальной власти нет.

Реализация и аренда муниципального имущества – вроде бы другое дело, и чиновников часто обвиняют в неэффективном управлении этими процессами. Но начальник отдела продаж коммерческой недвижимости ООО «Комос-Строй» Николай Поливанный опровергает расхожее мнение. «В последние годы управление имущественных отношений администрации города показало себя как один из наиболее эффективных менеджеров по продаже коммерческой недвижимости, – утверждает эксперт. – Проблема снижения объемов продаж связана в основном с тем, что самые лучшие объекты уже распроданы, остались неликвиды – подвалы, цоколи, помещения на окраинах города. В связи с действующим законодательством управление вынуждено назначать за них среднерыночные цены, которые неадекватно отражают потребительскую ценность таких помещений. Если бы речь шла о свободном рынке недвижимости, то средством решения проблемы было бы снижение цен, предоставление рассрочек. А им приходится продавать так, как есть».

В условиях объективного сокращения собственных доходов, как никогда, актуальным становится вопрос собираемости налогов. Председатель комиссии по бюджету и финансам Гордумы Ижевска Олег Красноперов отмечает (см. интервью с ним на стр. 9), что в последнее время местный бизнес стал массово прописываться в регионах с лучшей налоговой базой, в основном в Пермском крае.

Как рассказал представитель крупной торговой организации, работающей в Удмуртии, но зарегистрированной в Пермском крае, «финансовой выгоды здесь, по большому счету, нет: налоговая база других регионов практически такая же, а налог на прибыль магазинов, расположенных в Удмуртии, уплачивается на территории республики. Кроме того, сдавать отчетность в другой регион неудобно. Бегут, прежде всего, от чрезмерного административного давления – например, со стороны налоговой инспекции».

По мнению Олега Красноперова, вопрос привлечения налогоплательщиков в Удмуртию в целом и в Ижевск в частности необходимо поднимать и решать на всех уровнях власти.

Один из многих

С финансовой точки зрения Ижевск называют самым проблемным муниципальным образованием республики. Но это только потому, что он самый большой. В остальных муниципалитетах проблемы в основном те же. Только масштабы меньше.

Причина такой ситуации в том, что бюджетная система страны оказалась несостоятельной в условиях кризиса. По мнению Олега Красноперова, ее конструкция похожа на перевернутую пирамиду: из всех налогов, собираемых на территории города, в местный бюджет идет лишь около 5%, остальное направляется в республиканский и федеральный бюджеты. Причем на самый верхний уровень уходит более половины всех поступлений республики. Таким образом, сначала налоги отбираются по максимуму, а потом на различные нужды спускаются субсидии и субвенции. Но во время кризиса на них решено экономить.

Как отмечает директор ижевского представительства ЗАО «Финам» Сергей Казанцев, экономическая ситуация отражается на бюджетах с определенной задержкой. В целом в экономике наблюдается некоторое оживление, но бюджеты будут еще какое-то время страдать от последствий кризиса, даже если начнется экономический подъем. В текущем году, по мнению эксперта, ситуация с исполнением бюджета Ижевска не улучшится.

Занять, чтобы нанять

Возможность поправить финансовое положение муниципалитетов в целом и Ижевска в частности эксперты связывают с поддержкой бюджетов высших уровней и банков. Благо последние к городу вполне лояльны, да и город более аккуратно расплачивается с банкирами, чем с поставщиками товаров и услуг.

Как рассказал начальник управления инвестиций и кредитования АКБ «Ижкомбанк» (ОАО) Игорь Смышляев, в мае прошлого года «Ижкомбанк» открыл невозобновляемую кредитную линию в сумме 30 млн рублей городскому управлению финансов, и на сегодняшний день по выданному Ижевску кредиту никаких нарушений платежной дисциплины нет. К тому же нормативными актами Банка России при кредитовании предприятий бюджетов всех уровней предусмотрена процедура минимизации резервов. Поэтому муниципальные заемщики для банков вполне приемлемы.

 «Несмотря на ухудшение финансовых показателей бюджетов муниципальных образований, в кредитовании этого сегмента я ничего плохого не вижу, – пояснил эксперт. – Риски здесь не выше, чем при работе с бизнесом или физическими лицами. Хотя еще два-три года назад банки не совсем охотно кредитовали бюджеты — было интереснее сотрудничать с предприятиями из-за более высоких ставок по кредитам. Сейчас, в посткризисный период, у предприятий дела идут несколько хуже, чем у бюджетов.  Конечно, условия кредитования, предлагаемые на муниципальных тендерах, не самые привлекательные, но если уровень риска приемлемый, а муниципалитет своевременно обслуживает кредиты, то такое сотрудничество для нас интересно. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств мы даже можем договариваться о пролонгации кредита».

Именно за счет банковских кредитов Ижевск планирует покрыть почти весь дефицит бюджета на 2010 год – 150 млн рублей. Таким образом, чтобы рассчитаться по старым долгам, город войдет в новые.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.