Новости

Кто замешан в разливе нефти на Чёрном море?

Молчание, которым государственные органы окружили разлив нефти в Чёрном море, наглядно показывает насколько сильный в нашей стране “вертикальные” связи. Возможно, это результат работы специалист по работе с госорганами компании «Транснефть» Владимира Каланда. Его супругу Ларису Каланда в компании называют чуть ли не «серым кардиналом». Что скрывается за молчанием и кто замешан в разливе нефти?

Авария на нефтяном терминале в Чёрном море произошла 7 августа, но общественность до сих пор не поставлена в известность о виновниках. Официальной оценки ущерба природе государственные органы тоже пока публично не озвучили. Источник в правоохранительных органах сообщил, что объём разлившейся нефти будет вычислен на основе пропускной способности насоса выносного причального устройства (ВПУ). Оборудование изъято следователями, но работать с ним, насколько можно судить, будут сотрудники одного из институтов Росприроднадзора в Москве. Немного странно, не так ли?

Ущерб экологии и… бюджету?

Согласно опубликованным в открытых источниках данным, нефть на терминале КТК (АО «КТК-Р») подаётся на танкеры со скоростью 5 тыс. тонн в час, то есть примерно 1,5 тонны в секунду. То есть, согласно самым осторожным оценкам экспертов, в воду Черного моря могло пролиться не менее 100 тонн нефти. Это по осторожным. Неосторожные называют цифры в более чем 300 тонн.

Есть основания предполагать, что руководство АО «КТК-Р» пытается приуменьшить ущерб и масштабы катастрофы : после аварии владелец терминала заявил, будто площадь разлива нефти не превысила 200 квадратных метров (12 куб. м.). Однако день спустя Институт космических исследований РАН опубликовал спутниковый снимок, по которому площадь загрязнения оценили примерно в 80 квадратных километров. Росприроднадзор в распоряжении которого тоже есть снимки, от оценок опять воздержался.

Могло ли ведомство смягчить свою позицию по нефтяному разливу рядом с популярными курортами по собственной воле или ему помогли? Есть ли тут связь с возможностями вице-президента «Транснефти» Ларисы Каланда (курирует правовой блок) и её мужа Владимира Каланда, который, отвечает в компании за связи с государственными органами? Известно, что ранее Каланда был ответственным секретарём комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должности федеральных судей. Многие люди люди в мантиях обязаны ему своей карьерой – видимо настолько, что даже руководители федеральных агентств испытывают перед ним трепет.

Официально об аварии и об операции по устранению её последствий, по-прежнему мало что известно. Почти ничего. В отличие от других подобных случаев, органы молчат и не грозят миллиардными штрафами виновникам. Можно предположить, что тщательное разбирательство в причинах ЧП может пролить свет на некие схемы по отмывке и выводу за границу денег, в которых как предполагают наши источники, могу замешаны менеджеры “Транснефти”. Предполгаемые объемы — около 100 млн долларов США за 10 лет. Потери российского бюджета от неуплаченных налогов — до 2 млрд рублей.

Газета «Наша Версия» рассказывала о том, как устроена эта схема (см. статью «Офшорная эволюция», №9 от 09.03.2021). Аварию на терминале КТК 7 августа можно считать прямым следствием работы коррупционного механизма, который до сих пор никто не остановил.

Буксирный бизнес

Как известно, на ликвидацию разлива нефти в Чёрном море были отправлены четыре буксира: «Арктур», «Антарес», «Алиот» и «Альтаир». На официальном сайте ПАО «Транснефть» говорится, что все они принадлежат самой компании (дочке ООО «Транснефть-Сервис»). Но изучив правовой статус этих судов выяснится много интересного для правоохранительных и налоговых органов.

Если почитать выписки из бербоут-чартерного реестра судов РФ (регистрирует операции по аренде судов без экипажей), то можно сделать вывод, что «Транснефть-Сервис» (ТНС) берет в аренду вышеперечисленные буксиры у компаний, зарегистрированных в кипрских оффшорах – по одному кораблю на оффшор. Это выглядит так выглядит так, что официальная «дочка» госкомпании стремится скрыть величину арендных платежей, чтобы не привлекать внимание налоговиков.

Платежи очень крупные: каждый буксир стоит ООО «Транснефть-Сервис» 6,8 тыс. долларов сутки! В то время как на рынке есть предложения и интереснее — у крупных международных поставщиков вроде KoTug и Smit Lamnalco ставка аренды составляет 2,5 — 3 тыс. долларов.Если это не способ занизить налогооблагаемую базу в России и вывести деньги в офшор, то что это?

“Буксирный бизнес” действует с 2011 когда. Именно тогда «Транснефть-Сервис» (ТНС) выдавило с терминала КТК государственную «Морспасслужбу». И вот что интересно – если сначала услуга обходилась КТК в 28 тысяч долларов в месяц, то с приходом ТНС эти затраты выросли до 890 тыс. долл. в месяц – в 30 раз!

Кто получает почти 800 тысяч долларов в месяц от от «дочки» российской госкомпании? Кипрские фирмы-прокладки, каждая из которых имеет по одному буксиру, принадлежат другим оффшорам: Heawey Enterprise Ltd и First Link Management Services Limited. В руководстве и учредителях те же люди, что и в «прокладках»: Socrates Ellina, Areti Charidemou и Marine Louizou.

Однако интересно, что Socrates Ellina, Areti Charidemou и Marine Louizou уже были замечены в неоднократных контактах с отдельными действующими и бывшими членами руководства «Транснефти», один из которых возможно – бывший работник госкомпани Сергей Киреев.

Он долго работал в системе «Транснефти», в том числе – руководителем вышеозначенной компании «Транснефть-Сервис». В настоящее время – генеральный директор ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), контроль над которым принадлежит “Транснефти”. По словам сотрудников порта, в Москве Киреев проводит куда больше времени, чем в Новороссийске и, говорят именно он фактически до сих пор управляет ТНС. Официально «Транснефть-Сервисе» с ноября 2014 года возглавляет Роман Федотов. Но он же занимает должность заместителя генерального директора НМТП по правовым и корпоративным вопросам. То есть, Федотов – непосредственный подчинённый Киреева. Вот такие “дочки-матери”.

Но являются ли Киреев и Федотов бенефицарами “буксирной схемы”? Скорее всего, нет..

Аварию ждали с весны

ООО «Транснефть-Сервис» стало подрядчиком по обслуживанию морского терминала КТК с 16 марта 2021 года. Под обслуживанием поднимается работа с теми самыми выносными причальными устройствами, в том числе – с подводными механизмами. ТНС стала победителем объявленного КТК конкурса, победив прежнего подрядчика ООО «Ламналко» (входит в международный холдинг Smit Lamnalco). Стоит ли напоминать, что вопреки корпоративным процедурам КТК результаты конкурса до сих пор не опубликованы? А объяснение этому может быть одно: гендиректор КТК Николай Горбань – тоже выходец из структур государственной трубопроводной монополии. До 2016 года он возглавлял АО «АК Транснефтепродукт».

Вероятно, помощь господина Горбаня, было незаменимой при подписании контракта стоимость более миллиона долларов в день между КТК и ООО «Транснефть-Сервис». Ведь, известно, что на момент проведения конкурса у ТНС отсутствовало необходимое сертифицированное оборудование и средства для оказания услуг, включающих ведение подводных работ. Как видно из информации на сайте госзакупок, 11 февраля 2021 года ООО «Транснефть-Сервис» был проведен тендер на закупку водолазного оборудования стоимостью 3,6 млн евро со сроком поставки в декабре 2021 года, а также рабочих катеров. А пока, говорят, что ТНС спускает водолазов на терминале КТК с обычного прогулочного катера (тоже арендованного, кстати).

Согласно документам, именно ООО «Транснефть-Сервис» весной заменило поврежденный шланг на выносном причальном устройстве шланга. Однако в последствии появился пресс-релиз “Транснефти”, в котором вина фактически возложена на ООО «Ламналко», которое якобы отказалось выполнять работы под предлогом отсутствия технических возможностей. И многие СМИ впоследствии это сообщение интерпретировали как бездействие «Ламналко» и фактическую причину аварии.

Но, согласно письму, которое “Ламналко” отправило в марте в ответ на претензии КТК, эта компания не отказывалась от работ: «Смит Ламналко не отказывается от проведения работ, но хочет провести их в соответствии с требованиями и нормами безопасности и соблюдением всех утвержденных КТК процедур, что требует соответствующего времени на подготовку и не может быть выполнено за оставшееся время до истечения срока действия договора». Иными словами, квалифицированного подрядчика выдавили с объекта, проигнорировав возможные последствия, а теперь намерены сделать в этой истории крайним.

Сейчас компания Ламналко намерена составить иски в международные арбитражные и судебные инстанции с целью защитить деловую репутацию. Конфликт, который «Транснефть» намеревалась потушить чужими руками, теперь может выйти на международный уровень. А виной всему желание некоторых людей погреть руки на морских объектах госкорпорации.

Официально

По факту разлива нефти в акватории Чёрного моря было возбуждено уголовное дело по ч 2 ст. 252 УК РФ (загрязнение морской среды, причинившее существенный вред водным биологическим ресурсам и окружающей среде). Если верить источникам в правоохранительных органах, то при обследовании ВПУ было установлено, что причиной выброса нефти явилось разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора, являющегося составной частью устройства, а именно: нарушение целостности внутренней резиновой прокладки клапана № 1 насоса ВПУ. При этом – текущее обслуживание данного ВПУ производилось в 2020 году, но замена деталей была проведена только клапана № 2 насоса, клапан №1 не обслуживался, несмотря на то, что его срок технической эксплуатации максимально составляет 20 лет (истекает в 2022 году).

Кроме того, если довериться тому же источнику, при проведении оперативно-розыскных мероприятий предварительно установлено отсутствие техрегламента по проведению обследования и обслуживания ВПУ терминала КТК и ряда иных технических документов, что приведет к сложности привлечения должностных лиц к ответственности. Если регламента нет, то и нарушать было нечего – так получается?

Источник информации https://versia.ru/kak-svyazana-avariya-na-terminale-ktk-s-larisoj-kalanda-i-buksirnym-piratom-sergeem-kireevym

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *