Корпоративные перелёты с Ижавиа: выгодно и просто
Лети B2B
Корпоративные клиенты в пассажирской авиации — это не только грузы и чартерные рейсы, увозящие вахтовиков на работу и обратно, но и сотни тысяч сотрудников, ежедневно отправляющихся в командировки во все концы страны, тысячи бизнесменов, отправляющихся на переговоры и заключение сделок…
Будучи обычным пассажиром, не задумываешься о том, что авиакомпании работают не только в рознице — с индивидуальными клиентами, но и в так называемом секторе B2B — с юридическими лицами. И В2В в авиации очень большой сектор: это и грузовые перевозки (быстрорастущий, перспективный и прибыльный сектор авиабизнеса), это и vip-перевозки, организация чартерных рейсов, это и услуги, которые авиакомпании оказывают друг другу (хранение и обслуживание воздушных судов, фрахт, обучение и т. д.). Но эта статья об услуге, наиболее близкой к основной деятельности авиакомпаний, — перевозке пассажиров регулярными рейсами. Близкой, но имеющей заметные отличия, — это корпоративные продажи. Крупные компании работают в этом сегменте давно (позже расскажем подробнее, почему это им выгодно), а в Удмуртии авиакомпания «Ижавиа» вышла с таким предложением к юридическим лицам сравнительно недавно.
Зачем корпоративные перелёты авиакомпаниям?
Действительно, понятно, когда авиакомпания предлагает чартерные перевозки или использует грузовые отсеки для дополнительного заработка, перевозя грузы юридических лиц. Но перевозка сотрудников ничем не отличается от перевозки обычных пассажиров — купили билет, как все, и полетели, ничего не нужно усложнять. Для чего же авиакомпании этим занимаются?
Цель одна — добиться максимальной загрузки воздушных судов. И тут авиакомпании имеют не только внутренних, но и внешних конкурентов.
Во-первых, любой авиаперевозчик конкурирует не только с себе подобными, но и с другими видами транспорта: железной дорогой, автотранспортом. Каждый из конкурирующих видов транспорта везёт пассажиров, которые теоретически могли бы лететь на самолёте перевозчика. Поэтому нужно сделать всё возможное, чтобы компании предпочли отправлять своих сотрудников самолётами.
Вторая причина — обеспечить лояльность сотрудников именно твоей компании. Это особенно важно для крупных перевозчиков с развитой маршрутной сетью за рубежом и по России. То есть каждая компания стремится добиться от корпоративного клиента, чтобы его сотрудники в командировки отправлялись: а) самолётом, б) не просто самолётом, но самолётом его компании и в) их самолётом не только для полёта из пункта И в пункт М, но и для полёта из пункта М в пункт С или пункт П (или любой другой населённый пункт страны).
Иначе говоря, авиакомпании стремятся добиться от своих корпоративных клиентов желанной лояльности. И программы эти так и называются — программы корпоративной лояльности. Хотя выглядит это название не слишком много объясняющим и довольно однобоким. Поскольку речь идёт о взаимных уступках, их правильнее было бы называть «программы сотрудничества» или даже «программы взаимной любви и настоящей дружбы».
Но если серьёзно, чтобы привязать к себе корпоративных клиентов, авиакомпании готовы на довольно серьёзные расходы. Во-первых, очень часто — это индивидуальные условия договора обслуживания с индивидуальными условиями, скидками, сервисными бонусами и прочим. В обмен, разумеется, на гарантированные объёмы покупки билетов. Большие авиакомпании заключают индивидуальные договоры только с крупными клиентами, а небольшие обычно готовы с каждым предприятием оговаривать условия отдельно.
Стандартные условия крупных авиаперевозчиков выглядят в общем виде так: стандартные скидки и привилегии в обмен на определённый объём покупок в месяц. Под скидками в данном случае подразумеваются скидки в дополнение к имеющимся программам лояльности, а привилегии довольно стандартные — отдельная линия колл-центра, бесплатный выбор места и т. п. Иногда это может быть скидка на билеты бизнес-класса, услуги бизнес-залов, возможность забронировать билет в любое время по фиксированной цене и т. д.
Зачем корпоративные перелёты клиентам?
Для чего клиентам договариваться с авиакомпаниями — очевидно — им нужна выгодная сделка. И как во всякой хорошей сделке, цена в ней — не главное.
Разумеется, стоимость — важный параметр, ведь весь смысл такого договора — оптимизировать затраты на транспорт для командировок сотрудников, рационально использовать их рабочее время.
Например, цена билета на поезд ниже цены билета на самолёт. Однако, если специалиста отправляют в командировку из Ижевска в Москву поездом, он минимум один рабочий день проведёт за чаем в купе. То есть компания оплачивает рабочий день, потраченный абсолютно неэффективно, и ещё доплатит суточные. И если специалист высокооплачиваемый, то где тут выгода? То есть транспортные расходы — это не только стоимость билета, но и стоимость времени работника предприятия.
Ещё один аспект, влияющий на стоимость командировки, — цена оперативного решения вопроса. Если дело срочное и вопрос «на миллион», то, очевидно, любой бизнесмен будет искать способ быстрее добраться до места, где этот вопрос может быть решён, а для преодоления больших расстояний ничего быстрее самолёта пока не существует. При этом обычно цена билета уже не имеет значения. Но если у вас цена зафиксирована в договоре, то вам и думать об этом не нужно.
Для компаний также важно планировать расходы и своевременно получать необходимую отчётность по оплате проездных документов. При наличии договора с авиакомпанией планирование не представляет сложности. Поскольку предприятие обычно довольно точно может спрогнозировать количество командировок, зафиксированная в договоре стоимость даст возможность заложить в бюджет необходимый объём средств — без критических перерасходов или недостач.
Также некоторые компании практикуют программы с авансовой оплатой — что-то вроде билета с открытой датой на определённое число полётов по оговорённому маршруту. Что касается отчётных документов, то эта — довольно серьёзная — головная боль бухгалтеров снимается уже тем, что отсутствуют наличные расчёты и посредники в лице тех же командировочных. Расчёты ведутся между предприятиями со счёта на счёт, документы выставляются бухгалтериям. Авиакомпании вдобавок часто предоставляют клиентам — юридическим лицам сервис личного кабинета, где доступны копии оформленных проездных документов и прочая отчётность.
Всё остальное — бонусные программы, выделенные линии колл-центров, накопление миль, скидки на бизнес-класс — по большому счёту, лишь маркетинговые «фишки», обеспечивающие корпоративному продукту авиакомпаний дополнительную ценность и уникальность.
Разумеется, эта ценность и уникальность тоже стоит денег. Поэтому входной билет в категорию корпоративных клиентов крупнейших российских авиаперевозчиков недёшев — вы должны тратить на авиабилеты компании от 300 тысяч рублей ежемесячно только для того, чтобы иметь возможность обслуживаться на стандартных условиях. Для заключения прямого договора с крупным перевозчиком и получения дополнительных привилегий расходы на авиаперевозки должны превышать миллион рублей в месяц.
Небольшие авиакомпании в этом смысле намного лояльнее — они, может быть, и не могут похвастать разнообразием маршрутов, но готовы обеспечивать стабильные перевозки по главным для бизнеса направлениям. Таким, например, как Ижевск — Москва и Ижевск — Санкт-Петербург. И самое главное — для того, что заключить с региональной авиакомпанией договор, клиенту нужно только понимать, что это ему нужно. Дальше всё просто. Разберём на примере авиакомпании «Ижавиа».
Деловой проездной Ижавиа
Авиакомпания «Ижавиа» начала предлагать бизнесу специальные продукты сравнительно недавно, и до последнего времени это были индивидуальные договоры — когда в зависимости от потребностей предприятия-клиента авиакомпания предлагала ему определённые, устраивающие стороны условия перевозки сотрудников. Как уже говорилось выше, такой договор имеет свои плюсы как для клиента, так и для перевозчика.
Но очевидно, что индивидуальные договоры при своих плюсах имеют и большой минус — согласование условий всякий раз требует значительного времени от обеих сторон. Соответственно, есть масса случаев, когда «шкурка выделки не стоит», то есть потребность клиента в перелётах не настолько велика, чтобы тратить время на долгое обсуждение и согласование специального договора. Но вместе с тем массу таких небольших клиентов по ряду причин не совсем устраивает пользоваться услугами авиакомпании, так сказать, в общем порядке.
Какие это могут быть причины? Например, довольно часто, но всегда непредсказуемо возникает необходимость срочно полететь для встречи с клиентом в Москву или Санкт-Петербург, и, соответственно, часто возникает вынужденная необходимость переплачивать за билет, покупая его в последний момент. Или: нет возможности заранее и точно планировать командировочные поездки и, соответственно, нет возможности покупать билеты по выгодным промо-тарифам, но тем не менее такие поездки всё равно случаются и их количество более или менее постоянное.
Таким клиентам нужно стандартное, но в то же время особенное предложение. И такое предложение у «Ижавиа» есть — называется «Деловой проездной». Это, по сути, предоплаченный билет на несколько поездок с открытой датой. Кстати, первый такой проездной авиакомпания разработала по просьбе представителей удмуртских IT-компаний, которые вышеописанные «причины» считают значительными. Новый продукт предназначен для любого бизнеса без всяких ограничений — он доработан, упрощён и, что немаловажно, стал дешевле.
Новый проездной учитывает как потребности владельцев и руководителей предприятий, которым можно оформить проезд бизнес-классом по фиксированной цене, так и возможность отправки сотрудников экономклассом. Кстати, «деловым проездным» вполне может воспользоваться и частное лицо. Если вы летаете чаще раза в месяц и не всегда «по плану», такой проездной — это то, что нужно.
Конкретнее: он действует 6 месяцев и один такой проездной предусматривает приобретение права на 6 рейсов «туда-обратно» или на 12 рейсов «в одном направлении». Цена фиксированная: 4 100 рублей за полёт «в одном направлении» экономклассом и 21 500 — за полёт в «бизнесе». Есть и ещё плюсы: полететь можно в любой день (нужно только решить не позднее чем за 5 часов до рейса — если по телефону — или не позднее 1 часа — если в кассах аэропорта), билет не привязан к конкретному лицу — по проездному можно отправить любого сотрудника компании. А ещё есть возможность бесплатно переоформить уже оформленный проездной документ — правда, только один раз за весь срок действия проездного.