Архив журнала

Какой бренд нельзя зарегистрировать?

Комментирует юрист Удмуртской торгово-промышленной палаты Андрей Савостин:

– Закон содержит четкое определение товарного знака и знака обслуживания. Это — обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. При этом правовой защитой со стороны государства пользуются только зарегистрированные брэнды, то есть те из них, на которые получены соответствующие свидетельства.

Подбирая слово, словосочетание или предложение, которое вы хотели бы зарегистрировать в качестве торговой марки, надлежит знать об ограничениях, указанных в законе.

Во-первых, товарный знак не должен состоять только из отдельных цифр, букв, не образующих какого-либо слова, в том числе из аббревиатур, например «444», «Р», «АГВ» и прочее, поскольку приобретение исключительных прав на отдельные буквы одним лицом лишило бы других возможности использовать их в названии своих товаров.

Такие элементы, как отдельные цифры, буквы, не образующие слова, могут быть включены в состав торговой марки, но только как неохраняемые элементы. Либо — наряду с другими охраняемыми элементами (например, вместе со словами, картинкой и пр.), или если цифры, буквы имеют оригинальное графическое исполнение.

Однако если вы в течение длительного времени выпускаете товары, маркируемые аббревиатурой, буквами или цифрами, и ваша продукция хорошо известна на рынке именно под таким «именем», его можно зарегистрировать как товарный знак при условии предоставления доказательств, подтверждающих приобретение обозначением так называемой «различительной способности».

Во-вторых, следует отказаться от использования таких слов, о которых можно сказать, что они каким-либо образом характеризуют товары или услуги. Так, нельзя зарегистрировать в качестве брэндов слово «кухонный» применительно к мебели, как указывающее на вид товара; слово «best» в отношении практически любых товаров и услуг как говорящее об их качестве, к тому же в превосходной степени. Не станут торговыми марками и надписи, дающие информацию покупателю о количестве товара («10 штук»), его свойствах («антисептический»), цене («20 рублей»), месте производства («Кострома») и т. п.

Нередко возникают спорные ситуации, когда сложно с определенностью сказать, характеризует слово товар (услугу) или нет. Например, название населенного пункта по общему правилу зарегистрировать нельзя, однако если речь идет о никому не известном поселке (Кленовая гора), положение меняется кардинальным образом.

Бывает и так, что, имея на вооружении неохраноспособные элементы, удается найти оригинальное решение. В частности, при помощи создания нового, вымышленного слова, тем не менее, вызывающего у потребителя вполне определенные ассоциации. Пример такой удачной находки — товарный знак «Длянос», образованный путем сложения слов «для носа» и предназначенный для маркировки капель от насморка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *