Архив журнала

Как нам дороги отремонтировать?

Сергей Вердиян, владелец группы предприятий «Ассоциация «Север», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

– Во многих странах основным источником средств на содержание, ремонт и строительство дорог являются акцизы на бензин. Как сообщают федеральные СМИ,  правительство России сейчас тоже рассматривает их как источник пополнения дорожного фонда, и есть вероятность, что они будут повышены, а транспортный налог отменен. Я считаю, это было бы разумным решением.

С тех пор как в России ввели транспортный налог, дорожники постоянно жалуются на нехватку финансировая. А когда речь заходит о том, чтобы налог повысить, тут же возникают вопросы социального характера: а как  же пенсионеры, которые пользуются автомобилем три месяца в году, а как же инвалиды, которым без машины не обойтись? И действительно, не совсем справедливо, что они несут такую же нагрузку, как работоспособные обеспеченные люди.

Привязка дорожного фонда к акцизам на бензин позволит уйти от этой уравниловки: вклад каждого автомобилиста в ремонт дорог будет зависеть от того, как часто и много он по ним ездит. И в этом случае будет проще увеличить объем поступлений в дорожный фонд, постепенно повышая акцизы. Их рост, конечно, отразится на ценах, но не в прямой пропорции, и это будет не так болезненно для населения, как увеличение транспортного налога.

Азат Галеев, генеральный директор ООО «Айкай», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

– Я считаю, что формирование целевых дорожных фондов проблему плохих дорог не решит, поскольку ее причины носят не только финансовый, но и технический, и организационный характер.

Во-первых, у нас до сих пор действуют устаревшие стандарты строительства и ремонта дорог, которые не позволяют дорожникам применять новые технологии, поэтому и получается, что по себестоимости дорожных работ Россия занимает одно из первых мест в мире, а по качеству – одно из последних. Эти стандарты надо либо пересматривать, либо отменять – тогда в отрасль придут новые технологии, которые позволят обеспечить хорошее качество по разумным ценам.

Во-вторых, чтобы средства, которые будут аккумулироваться в дорожных фондах, использовались эффективно, нужно обеспечить качественную конкуренцию на рынке дорожного строительства. Заказы должны распределяться на открытых и прозрачных аукционах, доступ к ним должен иметь широкий круг исполнителей, но при этом нужно проработать механизмы контроля качества работ.

Алексей Гарипов, директор МУП «Трест «Дормостстрой», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

– Решение сформировать целевые дорожные фонды принято очень своевременно. Их создание позволит планировать работу дорожных служб, четко зная, какие суммы будут выделены на ремонт, содержание и строительство дорог.

В 2002 году дорожные фонды были ликвидированы по той простой причине, что возникли объективные проблемы с их наполнением. Во-первых, тогда сложилась неблагоприятная экономическая ситуация, и многие предприятия, даже крупные, накопили большую задолженность по платежам в дорожный фонд. Во-вторых, тогда дорожные фонды были внебюджетными, поэтому эффективных инструментов для взыскания долгов с неплательщиков не существовало.

Сейчас ситуация обратная. Транспортный налог, в отличие от платежей в дорожные фонды, на смену которым он пришел, попадает под юрисдикцию налогового кодекса, и уклониться от его уплаты практически невозможно. Администрирование этого налога за несколько лет отлажено до мелочей, и можно четко прогнозировать, какая сумма и в какие сроки будет собрана. И если дорожные фонды будут формироваться на основе транспортного налога, таких проблем с их наполнением, какие были в конце 90-х – начале 2000-х, уже не возникнет.

Помимо этого на уровне регионов в дорожные фонды можно собирать плату за возмещение ущерба дорожному полотну, которая взимается с большегрузного транспорта, доходы от продажи пропусков, которые выдаются тем же большегрузным машинам в период распутицы. Можно, я думаю, предусмотреть и другие источники наполнения, не повышая при этом нагрузку на налогоплательщиков. Формируя дорожные фонды, государство должно взять на себя ответственность за дороги, так же как взяло на себя ответственность за жилищно-коммунальное хозяйство, сформировав Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Я считаю, что нужно предусмотреть целевое финансирование дорожного хозяйства и на муниципальном уровне. Большая часть автотранспорта в Удмуртии зарегистрирована на территории Ижевска, но в бюджете города нет возможности выделять средства на дороги. Было бы справедливо, если бы деньги налогоплательщиков направлялись на те дороги, по которым они ездят.

Олег Красноперов, генеральный директор ООО «АкваАргентум», участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

– Целевое финансирование дорожного хозяйства, конечно, необходимо – чтобы понять это, достаточно просто проехать по нашим дорогам. Но я пока не вижу оснований полагать, что возрождение дорожных фондов кардинально изменит ситуацию. Если госзаказ на дорожные работы выставляется на аукцион, где побеждает фирма с самыми низкими расценками, а не с самым высоким качеством, о какой эффективности распоряжения финансами может идти речь?

Что касается источников формирования дорожных фондов, то этот вопрос следует адресовать на федеральный уровень, поскольку почти все деньги, которые собираются в регионах и на местах, перераспределяются в федеральный бюджет. Мы здесь можем только надеяться, что там хватит здравого смысла не повышать налоги – бизнесу и так сейчас плохо, – и гадать, как будут распределяться средства дорожного фонда. Для муниципалитетов, на мой взгляд, в этом плане мало что изменится: может, дадут, а может, не дадут.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *