Игры разума
В Ижевске набирает популярность интеллектуальный досуг. Еще несколько лет назад в среде городской интеллигенции началась игромания – вслед за «Мафией» в клубах начали играть в настольные игры – «Монополию», «Манчкин», «Элиас» и другие. А совсем недавно в Ижевске открылось представительство московского клуба «60 секунд». Желающих стать членом клуба в Ижевске оказалось столько, что организаторам приходится ограничивать число команд.
Немного истории
«60 секунд» – это вариация известной телеигры «Что? Где? Когда?» с той разницей, что одновременно играют от 10 до 25 команд. Клуб открылся в Ижевске по инициативе Рустема Юсупова. Два года назад большой любитель интеллектуальных игр на одной из встреч с такими же, как он, поклонниками преферанса и покера познакомился с основателем московского клуба «60 секунд» Леонидом Эдлиным. Так к этим увлечениям добавилось еще одно — игра в вопросы-ответы. Вскоре ижевчанин предложил основателям клуба открыть филиал в Ижевске — на тот момент «60 секунд» работал только в Москве. Прошло время, и представительства интеллектуального сообщества стали открываться в российских городах. Осенью прошлого года клуб появился в Санкт-Петербурге и Казани, а в апреле состоялось его официальное открытие в Ижевске.
Стремительный старт
«В большинстве городов наша игра набирала обороты с большим трудом, — признается Леонид Эдлин. — К примеру, четыре года назад, когда мы только начинали, в Москве на первую игру собралось всего три команды, в Петербурге — десять. Ижевск стал приятным исключением, ваш город бьет все рекорды. Участие в премьерной игре приняли сразу 18 команд».
«Есть ощущение, будто в Ижевске многие ждали, когда же им предложат «размять мозги». На вторую игру пришли уже 22 команды, на третью — 27, а начиная с четвертой игры из-за огромного количества желающих нам пришлось ограничивать число участников — теперь в «60 секунд» играет не более 25 команд. Мы бы и рады принять больше, но пока это технически сложно, — комментирует руководитель клуба «60 секунд» в Ижевске Рустем Юсупов. — Всего же хотя бы раз в игре приняли участие уже 45 команд».
Организатор игры в Ижевске без ложной скромности заявляет, что был уверен в том, что «60 секунд» обречена на успех. По словам эксперта, он точно знал целевую аудиторию. «Я понимал, что игра будет интересна представителям самых разных профессий в возрасте около 30 лет, что к нам придут люди успешные, думающие, самодостаточные, попробовавшие в своей жизни массу развлечений, но душа которых требует чего-нибудь нового», — говорит Рустем Юсупов.
Прогнозы оправдались. В «60 секунд» в Ижевске играют банкиры, предприниматели, производственники, журналисты, рекламные менеджеры… «В отличие от других городов у нас это не просто игра, а клуб друзей. Игроки общаются между собой, заводят знакомства. Всё очень душевно, по-домашнему. Это именно то, чего я хотел, открывая клуб в Ижевске», — доволен Рустем.
Расходы
Что касается первоначальных вложений, то, по словам организатора, их практически не было. Даже на рекламу не было потрачено ни рубля. Об игре ижевчане узнавали в соцсетях, через «сарафанное радио».
Сейчас основные расходы администрации клуба связаны с выплатой зарплаты помощникам. Проект довольно персонифицированный, нужно уделить внимание каждому участнику: отправить новости, фотоотчет с очередной игры, ответить на вопросы и пожелания посетителей официальной группы клуба в соцсети. Всё это занимает немало времени.
Еще одна статья расходов — франшизные платежи и покупка призов. Они недорогие, но приятные. В перспективе эти затраты должны быть сведены к минимуму. Уже сейчас часть подарков игрокам предоставляют партнеры. Их интерес очевиден — упоминание названия компании во время игры.
Даже за аренду помещения платить не приходится. Игры проходят в BBQ Гриль&Бар. Рустему Юсупову удалось договориться с владельцем сети Welcome Group Максимом Коноваловым о взаимовыгодных условиях. Каждая команда во время игры должна сделать заказ на ужин общей стоимостью не менее 2000 рублей. Ижевский ресторатор признается, что предложение проводить в гриль-баре интеллектуальные игры было для него неожиданным. Но согласие дал сразу.
Что сыграло в пользу положительного решения: коммерческая выгода или интерес к новому развлечению в Ижевске? «Сказать сложно, — признается Максим Коновалов. — С одной стороны, это выгодно финансово, так как среда (игры клуба «60 секунд» проходят по средам. – Прим. ред.) не самый популярный день для посещения ресторанов и клубов. С другой стороны, не каждое мероприятие я бы согласился проводить в нашем заведении, даже если бы оно было выгодным. Мне нравится формат игры: взрослые, успешные люди меряются интеллектом, а нашему BBQ исподволь достаются интеллектуальные лавры».
Доходы
Клуб «60 секунд» для его основателя Леонида Эдлина сначала был всего лишь увлечением. Но всего за год количество игроков выросло в десять раз. В результате за четыре года интеллектуальный клуб превратился в успешный бизнес. Организатору ижевского представительства, по его словам, клуб пока приносит больше морального удовлетворения. «Нам пока рано говорить о стабильных доходах – мы существуем всего месяц. Клуб приносит деньги, но небольшие — в основном это деньги спонсоров и взносы участников (100 рублей с человека, 600 — с команды. — Прим. ред.). Но мы точно видим перспективы развития и не собираемся останавливаться», — откровенен Рустем Юсупов.
Клуб «60 секунд» точно может приносить и материальное удовлетворение, считает Леонид Эдлин. Кроме того, в Москве в «60 секунд» активно играют на корпоративных мероприятиях. «Это основная статья доходов клуба. Наша игра, если ее правильно построить, является и тим-билдингом, и прекрасным тренингом, а если руководство компании таких задач не ставит, то «60 секунд» — это просто хорошее развлечение для думающей публики», — говорит Леонид.
Нескучно
Сами игроки отмечают, что в Ижевске очень мало развлечений подобной направленности да и вообще предложений по организации досуга для незаурядных людей. «Активным людям хочется общаться, развиваться, состязаться друг с другом, поэтому игра «60 секунд» попала на очень благодатную почву, — размышляет Алексей Куприянов, главный редактор газеты «Лидер Почта». — Организаторы тоже не подкачали, бывают, конечно, мелкие недочёты, но в целом всё проходит легко и непринуждённо».
По мнению Дарьи Жуковой, игрока одной из команд, члена Ассоциации развития города, люди изголодались по живому общению, устали от дурацких шуток по телевизору, от соцсетей. «Конечно, можно было бы просто встретиться с друзьями, погулять, сходить в ресторан. Но все те, кто постоянно участвует в игре, учились в хороших вузах, и им не хватает именно интеллектуального времяпрепровождения. Хочется блеснуть умом, а негде. Игра «60 секунд» такую возможность дает».
Михаил Кротиков, капитан лидирующей в рейтинге команды «Прости-Прощай», начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Удмуртэнерго», считает, что «всплеск интереса связан с попаданием в целевую аудиторию и инструменты продвижения, а именно социальными сетями. «60 секунд» и подобные клубы — это то, в чем Ижевск нуждался, а сейчас получил. Первоначальный ажиотаж, конечно, спадет, сформируется более или менее постоянный круг участников, но, я надеюсь, будут развиваться и другие варианты интеллектуальных игр».
По мнению Сергея Казанцева, руководителя представительства ЗАО «ФИНАМ» в Ижевске, «образование в столице Удмуртии всегда было на высоте, в советские годы и сейчас в городе была довольно большая прослойка интеллигенции. В наши дни представителям этого социального среза не хватает эмоций, общения с друзьями, разговоров не только о работе, но и на отвлеченные темы. Всё это игроки «60 секунд» получают».
Не конкуренты
Игра «60 секунд» — младший брат другой популярной еще с советских времен игры «Что? Где? Когда?». Не один год клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» ведет активную деятельность в Ижевске. Теперь конкуренцию им составляет клуб «60 секунд».
«Мы не конкуренты, — говорит Рустем Юсупов. — Открывая клуб «60 секунд», я, конечно, познакомился с организаторами клуба «Что? Где? Когда?» в Ижевске. У нас совершенно разные целевые аудитории. «60 секунд» — это, прежде всего, развлечение, а «Что? Где? Когда?» — уже профессиональный спорт. В Москве, например, люди, поигравшие какое-то время в клубе «60 секунд», с успехом участвуют в профессиональных соревнованиях по спортивному «Что? Где? Когда?». Да и сами организаторы — не последние люди в этой игре. Профессиональные игроки уже приходили к нам в качестве участников, и в дальнейшем, я уверен, нас ждет только сотрудничество».
Перспективы
Рустем Юсупов предполагает, что ижевский филиал клуба «60 секунд» будет развиваться с оглядкой на Москву. Там создали несколько лиг: для продвинутых команд и новичков. Кроме того, в столице есть корпоративная лига. Кстати, в Ижевске в «60 секунд» уже сейчас играет немало корпоративных команд, их количество, вероятно, будет расти.
«Сейчас я играю с друзьями, но планирую создать корпоративную команду, — говорит Сергей Казанцев. — «60 секунд» — это не только интересно, но и полезно для поднятия корпоративного духа».
Все участники игр «60 секунд» рисуют радужные перспективы развитию не только клуба, но и в целом интеллектуального бизнеса в Ижевске. «Мне кажется, уже миновал пик массовой миграции молодых и дерзких умов в столицы, — комментирует Алексей Куприянов. — Многие поняли, что работать и зарабатывать можно и в Ижевске. Посмотрите на игроков: все успешные, состоявшиеся люди, ведущие активный образ жизни, а не живущие по принципу «дом-работа». Так что перспективы развития очень даже радужные».
Все замечательно, за исключением того, что организаторы игры деликатно умалчивают откуда берут контент (вопросы для игр). Причем, в озвученных статьях расходов, затрат на него нет. Это примерно так же, как начинающий предприниматель хвастался, что электроэнергия у его производственного объекта даровая – просто подключились к висящему над головой проводу… Впрочем, не будем придираться к хорошему начинанию и спишем это на издержки старта.