Государственная крепость
Депутаты Госдумы в очередной раз выступили с инициативой возврата госмонополии на торговлю крепким алкоголем. На этот раз предлагается передать исключительное право продавать крепкий алкоголь компаниям, в акционерном капитале которых доля государства составляет не менее 50%. Как выяснил СД, участники удмуртского рынка алкогольной продукции не верят, что эта мера принесёт хоть какую-то пользу и уж точно не поможет победить контрафакт.
50 градусов
Депутаты от «Справедливой России» Михаил Емельянов, Сергей Миронов, Николай Левичев и Федот Тумусов внесли в Госдуму РФ законопроект «О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта», согласно которому право торговать алкоголем предоставляется только тем компаниям, 50% доли которых принадлежит государству. Остальные фирмы попросту не смогут получить лицензию. По мнению авторов законопроекта, если половина пакета акций будет принадлежать правительству, то контролировать алкогольный рынок станет легче. Госкомпании не будут закупать контрафакт, а население, соответственно, не будет им травиться.
Игроки рынка признают, что подделка на прилавки Удмуртии попадает, но объёмы контрафакта никто точно назвать не может. Так, в феврале в Удмуртии задержали грузовик с 15 тоннами этилового спирта. Машина пришла в республику из Самарской области. Задержание злоумышленников произошло при разгрузке товара в одном из складских помещений по улице Пойме в Ижевске. Водитель КамАЗа предъявил сопроводительные документы, согласно которым перевозимый груз являлся бытовой химией. Однако, по версии полицейских, этот спирт предназначался для продажи через киоски.
Шаг влево – расстрел
Видные игроки удмуртского рынка, занимающиеся розничной торговлей спиртным, выступают однозначно против предложения депутатов. По словам директора ООО «Бахус+» Рушании Галлямовой, те условия, в которые сейчас поставлены фирмы, продающие алкоголь, и так достаточно жёсткие.
– Прежде чем начать торговать, компания должна получить лицензию, – поясняет г-жа Галлямова. – Этот процесс совсем не простой. Фирму проверяют от и до. Шаг вправо – шаг влево – расстрел. Нас контролируют со всех сторон. При этом мы закупаем продукцию у проверенных поставщиков. Грешат некачественным алкоголем, как правило, фирмы новенькие, пытающиеся привлечь потребителей более низкими ценами.
По мнению Рушании Галлямовой, подобные чрезвычайные меры ни к чему в итоге не приведут, разве что к тому, что множество предпринимателей понесут потери.
В настоящее время, чтобы получить лицензию на оптовую торговлю спиртным, организация должна иметь уставный капитал не менее 10 миллионов рублей. Для розницы он должен быть не менее 1 миллиона рублей. Кроме того, высоки требования для складских помещений – они должны соответствовать нормам санитарной, пожарной безопасности и тщательно охраняться.
Управлять не умеют
О предложении депутатов заместитель директора по экономике и развитию Торговой группы «Ижтрейдинг» Дмитрий Мельников слышал и ранее. По его словам, до этого сподвижники Сергея Миронова предлагали разрешить заниматься торговлей алкоголем 100-процентно государственным предприятиям. Однако и наполовину принадлежащие правительству компании не лучший способ контролировать чистоту рынка.
– Я отношусь отрицательно, и даже не потому, что мы от этого можем потерять, – отмечает г-н Мельников. – Государство – это худший управляющий: всё, за что оно берётся, в итоге получается плохо или очень плохо. Это чиновничий аппарат, а не профессионалы, знающие рынок. Успешные бизнес-проекты, реализованные государством, можно пересчитать на пальцах.
По мнению эксперта, если подобный законопроект будет принят, ничего, кроме дополнительной коррупции, рынок не получит. Судьба компаний окажется полностью в руках чиновников.
– Для населения это, скорее всего, будет означать удорожание продукции, но качество, в конечном счёте не изменится, – полагает Дмитрий Мельников. – Ясно, что здесь благие намерения, но подобными мерами исключить попадание контрафактного алкоголя на прилавки магазинов не получится. Этот закон будет профанацией.
Как отмечает эксперт, та система, которая сейчас существует при лицензировании компаний, уже достаточно строга. С помощью административных мер государство уже сократило количество игроков на розничном рынке, убрав мелкие фирмы, стало меньше оптовых компаний, говорит г-н Мельников. По его мнению, государство в этом случае поступит «непрофессионально», так как бороться необходимо не с последствиями, а с причиной – с теми, кто непосредственно производит контрафакт.
Национализация?
Непонятным остаётся и то, каким образом предлагается довести в компаниях, торгующих алкоголем, долю государства до 50%. Сейчас как оптовые, так и розничные фирмы исключительно коммерческие. Государство контролирует лишь часть производства алкоголя. Будут ли национализировать существующие компании или создавать новые, пока неясно. По словам министра торговли и бытовых услуг Удмуртии Петра Пономарева, этот вопрос в последнее время очень актуален.
– Подобные предложения появляются у нас давно – предоставить государству монопольное право на торговлю спиртным, – говорит министр. – Но дело не в собственности, не в том, кому принадлежит компания, а в контроле.
Как отметил министр, даже если торговать спиртным будет госкомпания, не факт, что рынок очистится от некачественной продукции, – это прерогатива правоохранительных органов. А вмешиваться государству в коммерческие вопросы, по мнению Петра Пономарева, не стоит.
Пример Удмуртии в этом смысле показателен. До недавнего времени республике принадлежало ОАО «Удмуртспиртпром». Эта компания управляла Глазовским и Сарапульским ликёроводочными заводами. Они, в свою очередь, имели розничные сети по продаже собственной продукции. В прошлом году республика избавилась от принадлежавшего ей пакета акций «Удмуртспиртпрома». Каким образом его можно вернуть назад? Выкупить?
В целом эксперты сомневаются в том, что предложение отдать право на торговлю алкоголем государственным компаниям будет поддержано. По их мнению, это неоправданные меры, которые приведут лишь к потере денег, разрушению рынка и росту коррупции, – риск, что решать, чью продукцию принимать на реализацию, будут не менеджеры, а чиновники в соответствии с собственными интересами, совершенно очевиден.
Государственная монополия
В России было пять периодов, когда действовала государственная монополия на производство и сбыт спиртных напитков.
Первая российская алкогольная монополия была учреждена в 1474 году Иваном III и действовала до 1533 года.
В 1652 году была введена вторая по счёту государственная монополия. Она просуществовала 29 лет.
В 1696 году Пётр I учредил третью государственную монополию. Через 20 лет, в 1716 году, царь ввёл свободу винокурения в России, обложив производителей «винокурной пошлиной».
Четвёртая монополия была введена по инициативе министра финансов Сергея Витте в 1896 году, но в полной мере действовала с 1906 по 1913 год. Винная монополия распространялась на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил очистку на государственных складах и продавался в государственных винных лавках. В 1913 году общая выручка от винной монополии составила 26 процентов доходов бюджета России.
Монополия распространялась только на водку; все прочие спиртные напитки производились и продавались свободно, но были обложены акцизом (а импортные – ещё и ввозной таможенной пошлиной). Монопольные цены на водку были хорошо согласованы со ставками акцизов и пошлин; массовый беднейший потребитель удовлетворялся казённой водкой, а состоятельный потребитель предпочитал все прочие напитки в свободной продаже.
Пятая монополия на алкоголь была введена в январе 1924 года. В 1985 году, незадолго до начала антиалкогольной кампании, продажа водки давала треть доходов от торговли продовольствием или одну шестую часть всего товарооборота советской торговли.
7 июня 1992 года Президент России Борис Ельцин своим указом отменил монополию государства. Однако уже через год была предпринята попытка вернуть госмонополию, и 11 июня 1993 года был издан указ президента о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции.
Но фактически этот законодательный акт так и не был реализован – на рынке уже активно действовали независимые производители, проконтролировать деятельность которых было практически невозможно. Образованная тем же указом Госинспекция по обеспечению госмонополии на алкоголь, ставшая затем федеральной службой, а потом и госкомитетом, в апреле 1998 года была упразднена.
Статистика
Статистика проверок Росалкогольрегулирования не дает ответа на вопрос «Сколько же в обороте спиртного контрафактной продукции?». Приводятся лишь данные о том, сколько выявлено незаконно произведенной и продаваемой продукции. Очевидно, что под понятие «незаконно» в большинстве случаев совсем мелкие нарушения. Именно поэтому доля «незаконного» оборота так велика – около 70%! (от проверенного), а доля изъятой продукции – так мала – всего 5% (от «незаконного оборота»).
Проверено Незаконный оборот Изъято Конфисковано
776329,5 декалитров 542239,4 декалитров 32048,8 декалитров 4267,3 декалитров