Февраль 2016: цель миллион тонн молока, госдолг растет, Ижавиа не делится.
Первый в новом году номер СД целиком посвящен анализу прошлого года. Мы поискали и нашли в прошедшем году истории, которые «делали» новости в 2016-м и освежили их, сделав микс из деталей, которые появлялись в течение всего года и тут же тонули в груде новых. Теперь достаточно открыть нужный месяц нашего календаря чтобы вспомнить их во всех подробностях. Тем более что кое какие из них будут актуальны еще долго и найдут свое продолжение в 2017 году: концессия, долги республики, ситуация вокруг Ижавиа, гособорон заказ и проч. Приятного чтения.
Заголовки февраль
Удмуртия возглавила список регионов по числу жалоб на дома для переселенцев из аварийного жилья.
Выручка ОАО «Ижавиа» от продаж в 2015 году превысила 2 млрд рублей.
Удмуртии необходимо дополнительно вложить 7 млрд рублей для достижения ежегодного валового производства молока в объеме 1 млн тонн.
Глава Удмуртии Александр Соловьев пригласил Владимира Путина на открытие моста через Каму.
ООО «Конкорд трейд» приобрело 100% акций ОАО «Удмуртторф» за 355 млн 164,3 тыс. рублей.
За 2015 год муниципальный долг УР вырос на 25% — до 8,9 млрд рублей.
Инвестор презентовал проект жилого комплекса «Ривьера Парк», который будет построен вместо ЖК «Багратион».
Администрация столицы Удмуртии направит на создание собственного печатного издания 5 млн рублей.
Валерий Бузилов зарегистрирован в качестве кандидата для участия в праймериз для выдвижения в депутаты Госдумы седьмого созыва от «Единой России».
Индикаторы. Январь — февраль 2016
Миллион тонн молока
При Александре Волкове Удмуртия гордилась показателями яйценоскости, а при Александре Соловьеве — надоями. Глава республики озадачил чиновников, ответственных за сельское хозяйство, тем, чтобы добиться повышения объемов производства молока до 1 млн тонн в год. Для самих производителей этот показатель ровным счетом ничего не значит — они производят столько, сколько могут.
Но для вышеуказанных чиновников — это руководство к действию. Вообще, удивительно, что в Удмуртии до сих пор еще не вернулись к повсеместному использованию таких вот целевых (или плановых?) методов управления. Публично подобные задачи были поставлены только перед Агентством инвестиционного развития и Минсельхозом УР. Но почему не поставить столь же амбициозные цели и перед другими министерствами? Впрочем, учитывая, что с инвестициями получилось не очень (подробнее об этом на стр. 4), и с молоком пока тоже, может, не стоит.
Заветный миллион тонн должен быть достигнут к 2020 году. Если в 2015 году в республике произвели 720 тыс. тонн молока, то за четыре года необходимо увеличить производство на 280 тыс. тонн — в среднем плюс 70 тыс. тонн ежегодно, для чего необходимо нарастить поголовье дойного стада примерно на 40 тыс. голов (10 тыс. голов в год). По итогам 2016 года молока произведено всего на 18,8 тыс. тонн больше, а поголовье коров даже уменьшилось.
Госдолг Удмуртии
Удмуртия в 2016 году вошла в число регионов с критической долговой нагрузкой — это тот случай, когда объем долга превышает доходы бюджета. Согласно оценке рейтингового агентства РИА «Рейтинг», в середине 2016 года соотношение долга и доходов бюджета в Удмуртии составляло 101,7%.
Всего за прошлый год государственный долг Удмуртской Республики увеличился на 7 млрд 116 млн рублей — до 48 млрд 857 млн (+17%). Республика вынуждена занимать, чтобы, во-первых, обслуживать и возвращать уже взятые кредиты, во-вторых, чтобы финансировать дефицит бюджет (на начало 2016 года составлял 4,4 млрд рублей).
Благодаря тому, что в бюджете на 2017 год доходы запланированы в большем объеме (почти 59,5 млрд рублей), они снова превышают объем госдолга Удмуртии, что позволит делать новые заимствования. Правда, судя по всему, в Правительстве УР предпринимают попытки снизить если не объем долга, то хотя бы стоимость его обслуживания (более 3,2 млрд руб. на 1 декабря 2016 года). Это видно по тому, что за 2016 год в структуре госдолга УР выросла доля бюджетных кредитов: с 31% в 2015 году до 38% — в 2016-м. Кроме того, бюджет на 2017 год принят с дефицитом, который даже в абсолютных цифрах значительно меньше, чем в 2016-м, почти на 700 миллионов, значит, занимать придется меньше. Впрочем, может быть и совсем наоборот — учитывая потери бюджета от изменения налогового и бюджетного законодательства в 2017 году, которые министр финансов УР предварительно оценил в 2 млрд рублей.
Ижавиа на два не делится
Авиакомпания «Ижавиа» стала одним из главных ньюсмейкеров 2016 года — прежде всего по освещению затянувшегося спора с УФАС по УР относительно выделения квоты рейсов для полетов из аэропорта Ижевска для авиакомпании «Саратовские авиалинии». Вначале антимонопольщики просто реагировали на жалобы саратовского авиаперевозчика, требуя от «Ижавиа» объяснения отказа в допуске, а затем решили, что необходимо добиться разделения ижевской авиакомпании на аэропорт и авиаотряд.
По мнению руководителя УФАС Михаила Маренникова, разделение «может привести к увеличению количества рейсов и направлений пассажирских перевозок с/на аэропорт Ижевска, а также снижению цен на услуги пассажирских перевозок в аэропорту Ижевска». Разумеется, взгляд УФАС на ситуацию определен довольно узкими рамками полномочий ведомства, где, конечно, не могут не понимать, что задача слишком сложная, чтобы ее можно было решить с помощью формулы «взять всё и поделить».
Действительно, главная претензия к «Ижавиа» — высокая стоимость билетов (к примеру, на рейсы московского направления). Но она не снизится от того, что в Ижевск начнут летать другие (помимо «Ижавиа») перевозчики. Просто потому, что техническое состояние аэропорта Ижевск позволяет ему принимать лишь ограниченное количество рейсов определенного класса самолетов — в частности, среднемагистральных (как раз такие нужны для того, чтобы летать, например, в Москву). В настоящее время «Ижавиа» может допустить стороннего перевозчика выполнять рейсы на среднемагистральных воздушных судах, только сократив количество собственных рейсов. И поскольку пропускная способность аэропорта при этом не увеличится, то объем предложения останется прежним, и, учитывая спрос на наиболее востребованных направлениях (в целом, по данным «Ижавиа», в 2015 году более 78%), никакого экономического смысла снижать стоимость билетов у сторонних перевозчиков не будет.
То есть решение вопроса упирается в реконструкцию всего аэропортового комплекса — начиная со взлетно-посадочной полосы и заканчивая аэровокзалом (включая переобучение персонала, закупку дополнительного сервисного и ремонтного оборудования и т. д.).
И тут есть определенные сложности. Первая из них в том, что аэродром — федеральная собственность и может быть реконструирован только за счет средств российского бюджета. В начале августа 2016 года появилась информация, что председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев согласовал перенос сроков начала реконструкции на 2017 год, что позволяет надеяться, что проект будет подготовлен уже в этом году, а сами работы по реконструкции будут проведены в 2018–2019 годах. На эти цели должно быть выделено почти 1,5 млрд рублей из федерального бюджета и 319 млн — из республиканского (реконструкция здания аэровокзала, объектов инфраструктуры, очистных сооружений, котельной и т. п.).
Вторая сложность — необходимо решить вопрос с организацией международных полетов из Ижевска. В начале 2016 года генеральный директор «Ижавиа» Александр Городилов в интервью ИА «Удмуртия» объяснил, почему так важен международный сектор для ижевского аэропорта. «Было просчитано, что аэропорт Ижевск в случае начала работы международного сектора становится „плюсовым“ уже на второй год его существования. И это только чартерные рейсы и стопроцентная загрузка по популярным туристическим направлениям», — сказал он.
В вопросе с организацией международного авиасообщения сложность не столько в том, чтобы найти средства на достройку законсервированного здания международного сектора (хотя и в этом тоже), сколько в том, чтобы организовать открытие пункта пропуска через государственную границу. Аэропорт Ижевск в федеральной целевой программе «Государственная граница» не значится. Следовательно, от республиканских властей потребуются и дополнительные усилия по согласованию открытия такого пункта и выделению соответствующего финансирования. Пока существенных подвижек в этом вопросе нет.