Журнал

Это кино. Ижевск. Обзор рынка кинотеатров

 В конце декабря в Ижевске открылся новый многозальный кинотеатр «Империя грез», что позволило городу обогнать по насыщенности кинозалами даже Москву. Эксперты рынка кинопроката говорят о том, что в связи с этим конкуренцию в столице Удмуртии можно уже считать очень высокой, однако не исключают, что она может еще усилится с приходом новых кинотеатральных сетей.

 Плюс один

Кинотеатр нижегородской сети «Империя грез» с 5 залами открылся в конце декабря в новом торговом центре «Сигма». Для «Империи грез» это первый опыт выхода за пределы родного региона, а Ижевск благодаря этому, по обеспеченности кинозалами вышел на пятое место среди столиц Приволжья. Теперь столица Удмуртии опережает большинство примерно равных по численности населения региональных центров и уже сегодня охват кинозалами здесь выше, чем в Москве.

Сейчас ижевчане могут выбирать между семью кинотеатрами и в общей сложности 31 залом. «Ижевск достаточно обеспеченный кинозалами город, — отмечает исполнительный директор агентства Movie Research Александр Лужин. — После открытия «Империи Грез» индекс насыщенности кинозалами на 100 тысяч человек повысился до 4,9. Это высокий показатель для города с населением менее миллиона человек. Для сравнения, в городах, примерно с таким же уровнем населения, этот показатель составляет: в Саратове – 2,6, Липецке – 4,1. Но при этом есть сопоставимые по количеству населения города, в которых этот показатель намного выше: Тюмень — 5,7 Рязань — 8, 1».

Таким образом, Ижевск уже обогнал Нижний Новгород, Самару (по 4,0), Ростов-на-Дону (4,3) и Москву (4,7).  Между тем, в этом отношении столице Удмуртии пока далеко до Екатеринбурга (6,9), однако мы совсем близки к Казани (5,2). Среди примерно равных с Ижевском по численности населения городов Приволжья столица Удмуртии тоже выглядит довольно уверенно. Она занимает 3 место по этому показателю, после Чебоксар и Оренбурга.

Четыре из семи ижевских кинотеатров — «Роликс», «Киномакс», «Very Velly» и «Империя грез» — входят в крупные региональные сети. Еще три — «Дружба», «Ижсталь» и «Россия» — проекты местных предпринимателей.

Впрочем, конкуренты пока не заметили серьезного влияния нового игрока на рынок — в новогодние праздники они пережили небывалый приток посетителей и пока не готовы взвешенно оценивать ситуацию.

«Безусловно, после открытия «Империи грез» в городе образовался некий переизбыток кинозалов, однако в праздники мы этого не ощутили, — отмечает заместитель директора по кинопрокату киноцентра «Россия» Лилиана Запольских. — Все билеты в наших кинозалах бронировались за 2-3 дня до показа и количеству посетителей было явно больше, чем в прошлом году».  Г-жа Запольских предположила, что объективно оценить  влияние открытия нового кинотеатра можно будет в апреле-мае.  А начальник отдела маркетинга и рекламы кинотеатра «Роликс» Елена Сафина отметила, что вхождение на рынок «Империи грез» не произвело должного эффекта из-за того, что у нового кинотеатра было мало рекламы и начало его работы осталось незамеченным для многих жителей города.

Однако в самой «Империи» старт в Ижевске оценивают как очень удачный. «Наши ожидания от начала работы по количеству посетителей вполне оправдались, даже более чем, — говорит управляющий кинотеатром «Империя грез» Лариса Угрюмкина. — Мы удачно вышли на рынок. Если проект действительно будет пользоваться популярностью, владельцы сети не исключают строительство в Ижевске и Удмуртии новых кинотеатров». В открытие «Империи грез» в столице республики собственники вложили около 60 миллионов рублей.

Представители небольших кинотеатров склонны к более пессимистичной оценке конкуренции:  «Ситуация с растущей конкуренцией, безусловно не радует, ведь фильмов ежегодно больше не становится и население не увеличивается с такой скоростью, — отмечает менеджер по прокату кинотеатра «Дружба» Ольга Попова. — Легче справляться, безусловно, многозальникам, которые могут предложить более широкий репертуар. У нас всего два зала, и наш кинотеатр один из самых старых в Ижевске из тех, что прошли реконструкцию под современные технологии. Но, тем не менее, все эти моменты стимулируют к тому, чтобы тщательнее подходить к выбору фильмов для показа. Мы пытаемся прочувствовать нашего зрителя и, помимо фильмов, выходящих в широкий прокат, предложить ему собственные кинопроекты — в частности, различные фестивальные и артхаусные фильмы, которые он может посмотреть только у нас».

При этом г-жа Попова назвала давней мечтой провести реконструкцию кинотеатра с тем, чтобы увеличить количество залов, и хотя пока это не входит в первостепенные задачи руководства, со временем эту мечту вполне реально воплотить в жизнь, считает она.

«Большое количество кинозалов, конечно, способствует привлекательности кинотеатров, 5 залов для одного кинотеатра для нашего города, я думаю, вполне оптимальное число, — говорит представитель «Роликса» Елена Сафина. — Влияет и  расположение в крупном торговом центре. В этом отношении киноцентр и магазины с продуктовым супермаркетом как бы делятся друг с другом трафиком. Хотя, я думаю, что чаще всего к нам приходят на запланированный просмотр фильмов, заранее узнав о подходящем сеансе, нежели по пути в магазин».

Вкусы

Эксперты отмечают, что «поход в кино» — привычная и популярная у ижевчан форма досуга. Однако теперь никто не ходит «просто в кино» и  наполняемость кинозалов напрямую зависит от появления новых картин с мощной рекламной поддержкой. Это главный фактор, привлекающий зрителей в кино. Менее значимые, но также играющие роль критерии выбора: качество залов (включая качество звука и изображения, удобство кресел и их расположение), месторасположение кинотеатра и сопутствующая инфраструктура (например, расположение в крупном ТЦ дает возможность сделать попутно покупки и предполагает наличие места для парковки) и, наконец, формат – 3D хоть и не совершил обещанной революции в кино, но своих поклонников имеет.

«Интерес к 3D-формату, безусловно, в Ижевске есть, — говорит г-жа Запольских. — Выбор в пользу 3D люди делают, если рассчитывают увидеть интересные спецэффекты. К примеру, на «Сталинград» к нам шли именно на 3D, 2D был не столь популярен. У фильмов в 3D уже устоялась определенная аудитория, — это дети и молодежь от 4 до 25 лет, которым больше интересны анимационные фильмы и фэнтези».

Перспективы развития

Перспективы для дальнейшего развития рынка кинопоказа в Ижевске есть, уверены в Movie Research. Александр Лужин говорит, что просто теперь девелоперам стоит тщательнее подходить к выбору места  их расположения. Так, московская компания «BPG» отказалась от планов разместить кинотеатр в строящемся ТРЦ «Италмас» на перекрестке улиц 40 лет Победы и 10 лет Октября, — хотя предыдущие владельцы этой стройки намеревались здесь открыть мультиплекс, — сыграла свою роль близость двух других кинотеатров. Однако в Ижевске есть районы, где насыщенность не только кинозалами, но даже торговыми центрами очень невелика. Например, Ленинский район.

«Безусловно,  Ижевск не «закрыт» для дальнейшего увеличения рынка, потенциал роста присутствует  и, прежде всего, за счет открытия кинотеатров в удаленных районах города, — считает г-н  Лужин. — Центр уже бесперспективен. Здесь кинотеатры сгруппированы в шаговой доступности друг от друга, к примеру, «Ижсталь», «Россия», «Дружба» и «Империя грез». При этом в  заведениях установился определенный ценовой паритет (билеты на вечерние 3D сеансы – порядка 300 рублей и дневные – в среднем 200-250 рублей), так что открытие дополнительных кинозалов здесь приведет к жесточайшей конкуренции».

«Более логично, в городах с таким высоким уровнем кинофикации, как в Ижевске, развивать рынок кинотеатральных услуг за счет предложения оригинальных репертуарных решений. И, безусловно, от этого бы выиграли зрители Ижевска», — добавил представитель агентства Movie Research.

Участники рынка отмечают, что расширение репертуара за счет менее кассовых фильмов — дело рискованное. Однако в качестве способа привлечь аудиторию  разные кинотеатры проводят тематические фестивали, предлагая авторское кино, арт-хаус, сотрудничают с Ижевским киноклубом.

Вновь открывающиеся кинотеатры в качестве своего преимущества часто используют возможность сразу предложить более свежие технологии, позволяющие улучшить звук и картинку. Чтобы оставаться конкурентоспособными, кинотеатры постарше либо проводят некоторую модернизацию оборудования, либо более гибкую ценовую политику. Как говорят представители кинопроката, бизнес остается рентабельным, ведь посетителей становится с каждым годом все же больше. Однако это может измениться, если в Удмуртию захотят прийти другие киносети, такие как «Синема Парк» и «КАРО Фильм». Это самые крупные сети, уже освоившие рынки в соседних с Удмуртией регионах. Однако пока эти компании интерес к Ижевску не выказывали.

 Справка

Количество кинотеатров и кинозалов в крупных городах ПФО

ГородКоличество кинотеатровКоличество кинозаловКоличество кинозалов на 100 тыс. населения
Чебоксары7306,4
Казань11605,2
Оренбург4285,0
Ижевск7314,9
Самара8524,0
Нижний Новгород9454,0
Киров6142,9
Ульяновск4162,6
Саранск262,0

По данным Удмуртстата, средняя цена билета в кинотеатр в Ижевске в декабре 2013 года составляла 175 рублей 69 копеек, что на 11 рублей выше, чем в год назад. В среднем по России поход в кино стоит 223 рубля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *