ДТП оформим сами
Итоги действия европротокола (оформление страхового случая без участия ГИБДД) по договорам ОСАГО в Удмуртии оказались далеки от ожидаемых. По мнению экспертов, ситуацию может улучшить повышение лимита выплат. Однако, как выяснил СД, на либерализацию закона страховщики могут ответить ужесточением выплатной политики и ростом тарифов.
Лимит выплат по ОСАГО при оформлении ДТП без вызова сотрудников ГИБДД может быть повышен с 25 до 75 тысяч рубле й. Такая идея была одобрена Владимиром Путиным, еще будучи кандидатом в Президенты РФ, во время общения с барнаульскими полицейскими. Напомним, предполагалось, что введение европротокола должно было снизить нагрузку на ГИБДД, но на практике лишь добавило головной боли страховщикам.
Доказать, что было
С момента внедрения в 2009 году европротокол получает весьма «постепенное» развитие как в Удмуртии, так и в стране в целом. Одна из причин – недоверие автовладельцев к процедуре упрощенной системы, отмечают в страховых компаниях. Согласно статистике Российского союза автостраховщиков, в настоящее время возмещение в более 80% всех страховых случаев по ОСАГО укладывается в рамки 25 000 рублей. При этом процедуру самостоятельного оформления на практике используют не более 4-5% от всех попавших в ДТП автовладельцев (см. диаграмму).
– Люди опасаются, что, если вторая сторона откажется от ранее обоюдно подписанного заявления, первый участник может быть обвинен в том, что незаконно покинул место ДТП и лишен прав. Многие автовладельцы не до конца понимают процедуру европротокола в целом или не осведомлены о ней. По этим причинам большинство автолюбителей предпочитают дожидаться ГИБДД даже в том случае, когда можно обойтись без этого, – отмечает Светлана Карташова, начальник отдела методологии и анализа департамента по связям с общественностью ООО «Росгосстрах».
Впрочем, и сами страховщики не склонны побуждать своих клиентов к самостоятельности. Так, по мнению г-жи Карташовой, страховщики сталкиваются с высоким уровнем мошенничества в ОСАГО, как организованного, так и на бытовом уровне. Она считает, что при средней зарплате в регионах 5 – 15 тыс. рублей европротокол в его нынешнем виде (а тем более после планируемого увеличения лимита выплат) способствует росту мошенничества. При этом отсутствуют рычаги воздействия на недобросовестных лиц на законодательном уровне.
– С одной стороны, для водителей европротокол – это иногда удобно, поскольку не надо часами ждать экипажа ГИБДД, особенно в часы пик и пробки. Но зачастую возникают сложности при получении страхового возмещения. Люди неоднозначно воспринимают ситуацию. Любая из сторон, когда немного успокоится, может трактовать произошедшее по-своему. Поэтому не всегда разбор ДТП заканчивается мирно и цивилизованно, – уточняет Владимир Лигаченков, директор ижевского филиала СК «Югория».
Между тем эксперты уверены, что недоверие автовладельцев к европротоколу обоснованно. По словам автооценщика Натальи Суббот, люди, оформляющие документы без вызова ГАИ чаще теряют в деньгах.
– Очень часто бывает так, что пострадавшие не рассчитывают, каков в реальности их ущерб. В свою очередь страховая компания может насчитать 25 тысяч рублей плюс 1 рубль и отказать в выплате. Получается, что страховка не сработала. Люди боятся оформлять ДТП самостоятельно, не зная, сколько стоят поврежденные детали, ждут ГИБДД. По моим оценкам, европротокол спасает максимум в 5% случаев. Кроме того, подводных камней при упрощенном оформлении возникает больше, чем при обычном варианте, – очень трудно что-то доказать. Например, если участники покинули место ДТП, то затем в суде гораздо труднее доказать, что оно действительно было. А именно на этом обычно настаивают юристы страховых компаний, отказывая в возмещении на том основании, что ДТП подставное, – поясняет она.
Однако, по мнению Юрия Варлашкина, председателя УРОО Всероссийского общества автомобилистов, основная проблема европротокола заключается не в отсутствии оценочных навыков у автомобилистов.
– Главное, что сумма компенсации действительно недостаточная для «серьезных» машин. Кроме того, страховые компании не очень охотно идут на выплаты. Не скажу, что во всех случаях, но зачастую вопрос затягивается, – отмечает экперт.
Хорошо для честных, выгодно мошенникам
Законодатели предоставили автовладельцам возможность оформлять ДТП без вызова автоинспекторов, соответственно, страховщикам приходится исполнять закон. Хотя и без особого желания. К примеру, страховые компании зачастую требуют представить к осмотру оба автомобиля. Однако при выполнении этого условия самоорганизация участников ДТП наводит страховщика на мысли о предварительном сговоре, отмечают специалисты.
– На мой взгляд, воспользоваться возможностями европротокола стоит, если повреждена лишь одна деталь и пострадавший наверняка знает, сколько стоит ремонт (на месте звонит в сервис и узнает стоимость). Но я всё же рекомендую потратить 1-2 часа на оформление ДТП через ГИБДД, чем потом бегать годами, взыскивая деньги со страховой компании или виновника, – говорит Наталья Суббот, добавляя, что чаще всего люди вообще бросают борьбу за страховое возмещение, на что обычно и рассчитывают страховщики.
По ее мнению, обсуждаемое увеличение лимита выгодно для автовладельцев.
– Сегодня 25 тысяч – это в среднем один бампер бюджетной иномарки. А что под бампером, никто не знает. Бывает, что там обнаруживается большое количество повреждений. Однако их никто не учтет. Соответственно, ущерб превысит лимит ответственности.
А Юрий Варлашкин считает, что 75 тысяч рублей – это многовато. Возможно, стоило бы повысить до 50 тысяч – психологически удобная и оптимальная цифра.
– Конечно, при повышении лимита до 75 тысяч мелкие аварии однозначно пройдут. Но чуть более серьезные случаи опять будут вызывать сомнения, укладывается ущерб в эту сумму или нет. Кроме того, вырастет соблазн для мошенников. На мой взгляд, именно для «мелочевки» хватило бы 50 тысяч рублей. И это облегчило бы работу ГИБДД, особенно в «дни жестянщика». Количество работников ДПС, как известно, сократилось в связи с реорганизацией. Соответственно, повышение лимита приведет к тому, что снизится нагрузка на автоинспекторов и более качественно будут расследоваться серьезные аварии, – уверен эксперт.
Между тем в страховых компаниях к простому повышению лимита не готовы.
– Исходя из практики, для страховщиков европротокол – это возможные дополнительные проблемы. Соответственно, после повышения лимита проблем у страховщиков станет еще больше. У страхователей, вероятно, чуть меньше, но ведь, собственно говоря, мы для них и работаем. Пробелы в оценочных знаниях страхователей при повышении суммы немного нивелируются. При этом, может быть, объёмы страхового мошенничества возрастут, – полагает Владимир Легаченков.
Впрочем, в Росгосстрахе признают, что увеличение лимита выплат по европротоколу неизбежно и закономерно. Но в отсутствие защитных мер либерализация европротокола приведет к всплеску мошенничества и увеличению нагрузки на судебную систему и органы внутренних дел, то есть возникнет обратный от желаемого эффект. Кроме того, негативное воздействие на финансовый результат страховщиков и без того непростой экономической ситуации приведет к ужесточению выплатной политики, уходу компаний с рынка, истощению резерва компенсационных выплат РСА и, как результат, росту тарифов.
Под общую гребенку
По мнению страховщиков, для повышения эффективности работы европротокола необходимы изменения в Уголовном кодексе с введением специальных норм в части страхового мошенничества, позволяющие адекватно и эффективно воздействовать на ситуацию в данной сфере экономических преступлений.
– Мошенников нужно наказывать рублем – человек должен знать, что потеряет намного больше, чем может приобрести, – поддерживает Варлашкин.
Кроме того, отсутствуют механизмы распределения ответственности между участниками. По словам страховщиков, необходим единый, на законодательном уровне утвержденный порядок установления ответственности участников. Существующие нормативные документы не позволяют им (страховщикам, страхователю, потерпевшему) однозначно трактовать свои действия. В итоге возникает большое количество споров.
– В отсутствие ГИБДД в качестве арбитра данная ответственность должна быть возложена на страховые компании, как во всем мире, с установлением единых норм и стандартов (нормативно-правовой акт, посвященный ЕП, максимально описывающий права и обязанности участников и содержащий подробные схемы ДТП), – полагает Светлана Карташова.
По мнению Владимира Лигаченкова, также необходимо повышение страховой грамотности населения. Причём эти усилия должны исходить не только со стороны страховщиков, но и со стороны государства.
Страховые компании можно понять – в результате повышения лимита ответственности вырастет интерес мошенников, соглашаются эксперты. При этом они опасаются, что, боясь подставных ДТП, страховщики будут чаще отказывать в выплатах, соответственно, под общую гребенку попадут и мошенники, и честные автовладельцы.
Справка:
Условия применения европротокола:
- Не более двух участников ДТП.
- Оба участника должны иметь действующие полисы ОСАГО.
- Ущерб причинен только имуществу.
- Обе стороны согласны по всем обстоятельствам ДТП.
- Ущерб составляет не более 25 тыс. руб.