Дороже золота
Деловая репутация компании – это актив, который приобретает всё большую ценность в условиях жёсткой конкуренции. Что делать, если ваша деловая репутация пострадала в результате негативных высказываний или публикаций в СМИ? Своим опытом делится консультант журнала «Свое дело», руководитель юридического агентства Defence Екатерина Перевощикова.
Про важность деловой репутации в современном бизнесе вряд ли нужно говорить много – она очевидна. Для публичных компаний репутация прямо сказывается на курсе акций, в малом бизнесе плохая репутация грозит потерей клиентов и партнёров, в конечном итоге разорением. Не случайно поэтому именно деловая репутация компании часто становится объектом посягательства недобросовестных конкурентов.
Если деловая репутация компании пострадала, то первое, что необходимо сделать, – это решиться действовать, понимая, что защищать своё «доброе имя» можно и нужно – закон предоставляет для этого достаточно средств.
Выбор оружия
Закон даёт юридическому лицу, деловая репутация которого пострадала в результате распространения порочащих сведений, не соответствующих действительности, различные способы для защиты:
– требование опровержения порочащих сведений, не соответствующих действительности, в судебном порядке;
– опубликование ответа в том же СМИ, где были опубликованы сведения, ущемляющие права и законные интересы организации;
– требование о возмещении убытков, причинённых распространением сведений, порочащих деловую репутацию.
Следует сразу отметить, что российская судебная практика относительно компенсации морального вреда в пользу юридических лиц противоречива. Долгое время арбитражные суды отказывали юридическому лицу в праве на компенсацию морального вреда, так как «юридическое лицо не может испытывать физических и нравственных страданий». Что верно, то верно. Но проблема в том, что очень трудно рассчитать убытки, причинённые компании выходом в свет статьи с порочащими сведениями или распространением негативных слухов в сети Интернет. И если теоретически возможно оценить изменение продажной цены компании (при одинаковой стоимости активов и обязательств предприятия) до и после распространения порочащих сведений, то доказать причинно-следственную связь между падением цены и распространением порочащих сведений практически невозможно.
Поэтому взыскание оценочного, нематериального ущерба зачастую остаётся единственным вариантом получить какую-то компенсацию с распространителя «чёрного пиара». Сначала Конституционный суд РФ, а за ним и президиум Высшего арбитражного суда РФ пришли к выводу, что юридическое лицо в случае умаления его деловой репутации вправе требовать взыскания «нематериального вреда, имеющего своё собственное содержание (отличное от материального вреда, причинённого гражданину)».
NB! «Суммы, взыскиваемые в качестве компенсации нематериального вреда, обычно не столь велики – от десяти тысяч до нескольких сотен рублей. Рекорд принадлежит делу по иску ОАО «Альфа-Банк» к ЗАО «КоммерсантЪ. Издательский Дом», в рамках которого в пользу ОАО «Альфа-Банк» было взыскано 30 000 000 руб.
Факты или суждения?
Если вы считаете, что о вашей компании были распространены порочащие сведения, то прежде, чем доводить дело до суда, необходимо определиться с рядом вопросов:
– являются ли указанные сведения сведениями о фактах либо оценочными суждениями?
– соответствуют ли они действительности либо нет?
Сведения о фактах – это сведения о том, что некий конкретный факт (действие) имел место в объективной действительности, и этот факт можно проверить. Оценочные суждения (то есть субъективное мнение автора, не содержащее утверждений о конкретных фактах) проверить на предмет соответствия действительности невозможно. Так, утверждение о том, что некая фирма плохая и ею руководят «воры и обманщики», является субъективным суждением и взыскать денежную сумму в качестве компенсации в данном случае вряд ли удастся. Другое дело, если приводятся конкретные факты неэтичного либо противоправного поведения в хозяйственной деятельности фирмы.
Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа признал сведениями, порочащими деловую репутацию, утверждения о связи истца с криминальными кругами и использование им в своей профессиональной деятельности противоправных методов для достижения коммерческих целей. Арбитражный суд города Москвы признал распространением сведений, порочащих деловую репутацию компании «Маршал Кэпитал Партнерз Лимитед», утверждения в статье газеты «Ведомости» о том, что компания Marshall занимается рейдерством, в частности, что «Marshall создает суперкомпанию, которая является основным подрядчиком “Связьинвеста” по освоению бюджета на строительство сетей (только в этом году — 12 млрд руб.). Причем создает рейдерскими методами, перекрывая владельцам подрядчиков финансирование, чтобы они согласились отдать акции» (http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2011/08/26/266251#ixzz1Zca6KCod).
Для того чтобы однозначно определить, имеется ли в вашем случае утверждение о фактах либо всё-таки оценочное суждение, лучше обратиться к квалифицированному юристу.
Не вырубить топором
Самое главное, что необходимо сделать, если в отношении вашей фирмы были распространены порочащие сведения, – это зафиксировать факт их распространения. В качестве доказательства распространения порочащих сведений могут выступать: экземпляр печатного издания, аудио- или видеозапись, любые письменные доказательства. Если источником чёрного пиара является Интернет, то самый надёжный способ зафиксировать нарушение – это обратиться к нотариусу, который составит протокол осмотра страницы сайта, где были распространены порочащие сведения, с указанием точного времени осмотра. Опираясь на собранные доказательства, можно готовить исковое заявление и отстоять своё доброе имя в судебном порядке.
Надеемся, что эти простые советы помогут вам обезопасить деловую репутацию вашей фирмы, ведь именно она в конечном итоге оказывается дороже золота.
Екатерина Перевощикова
Юридическое агентство Defence
Тел. 77-11-43
юр-дефенс.рф, jur-defence.ru