Дмитрий Данилов “Инком-Инвест”: “Бизнес без мечты – это полная чушь”
Дмитрий Данилов занимается предпринимательством уже 20 лет. И все это время работает вместе с двумя партнерами. Поэтому о бизнесе говорит только «мы». Поучаствовал в реализации не менее десятка бизнес-проектов в самых разных сферах, каждый из которых был по-своему удачным. Однако, только занявшись строительством жилья, Дмитрий, по его словам, начал получать настоящее удовлетворение от бизнеса: «У нас есть и контроль, и сопричастность, и собственный продукт. Сегодня это наше основное направление, и нам очень хочется именно здесь реализовать весь накопленный за эти годы потенциал».
Справка СД
Дмитрий Данилов
Генеральный директор Группы компаний «Инком-Инвест».
Родился 25 декабря 1975 года. Женат, пятеро детей.
Увлекается спортом. Является членом Ассоциации мини-футбола Удмуртии.
Начал предпринимательскую деятельность около 20 лет назад с двумя партнерами, вместе они осуществили более десяти успешных бизнес-проектов. Наиболее известные из них — «Удмуртская промышленная компания», «Удмуртская шинная компания», сеть шинных магазинов «Гараж».
Основные направления деятельности на протяжении последних 10 лет под эгидой «Инком-Инвест» — строительство жилой, загородной и коммерческой недвижимости, а также управление собственными объектами недвижимости.
В портфолио компании — несколько жилых домов и крупнейший загородный поселок в южном пригороде Ижевска. Самый известный из перспективных проектов компании — микрорайон комплексной квартальной застройки на 9 тысяч жителей в городке Металлургов.
От терминалов до строительства домов
— У нас в компании три равноправных партнера, поэтому когда речь заходит о бизнесе, всегда говорю «мы». Мы втроем с самого начала, и все мы разные. Это позволяет подходить к одному вопросу с разных точек зрения. Иногда — диаметрально противоположных. На мой взгляд, это преимущество, которое позволяет избегать стратегических ошибок.
Если бы мы не чувствовали пользы от союза, то он бы просто прекратил существовать. Мы все прагматичны, и за каждым решением стоят конкретные задачи и цели. Нам удавалось за короткий срок взращивать бизнесы до хорошего уровня — до уровня, когда ты смотришь на результат и понимаешь: работали не зря.
Через первый год совместной работы мы поняли, что нам нужно юридическое лицо и бренд. Был конец 90-х, немного денег и много энтузиазма. Мы не смогли придумать ничего лучше, как взять два модных на тот момент слова, каждое из которых звучало солидно, — «Инком-Инвест». И добавили приставку «торгово-финансовая группа», хотя никакой группы в то время еще не было.
С того времени мы попробовали себя в довольно большом количестве бизнесов — от сети платежных терминалов до производства высокотехнологичной проволоки и строительства домов. Всего больше десяти проектов. У нас не было ни одного года, когда бы мы фиксировали убытки, — количество активов в управлении компании росло, а мы продолжали искать свою стезю.
«Удмуртская промышленная компания» — один из самых сильных брендов, который у нас был. Бизнес существует до сих пор, хотя мы уже не имеем к нему отношения. Начался он практически случайно. Неожиданно для себя мы стали поставщиком труб для одной из нефтедобывающих компаний и подумали: «А почему бы и нет?» Очень быстро мы оказались лидером среди трейдеров в Удмуртии, а по сортаменту для нефтедобывающих компаний —трейдером номер один в России.
За 20 лет диапазон выбора бизнеса был от «не открыть ли нам клинику ЭКО?» до «не построить ли крематорий?». Мы были готовы с радостью браться за любую идею. И все, за что мы брались, имело успех в том или ином виде. Но при этом каждый раз что-то было не то. И каждый из нас понимал и чувствовал это.
Пробы пера в новых бизнесах — это способ найти дело, которое позволит оставить после себя заметный след. ЭКО и крематорий —экстремумы на этом пути. Но от клиники ЭКО отказались, потому что в этом бизнесе главный — доктор. Он знает, что и как делать, а мы не являемся экспертами. У нас не хватило бы знаний, даже чтобы нанять на работу нужного специалиста. Хотя с точки зрения творчества нет, наверное, более творческой работы, чем создание нового человека. Крематорий — обратная история. Очень доходный бизнес, но мы решили, что зарабатывать на горе — это не для нас.
Круг замкнулся: длинный период поиска привел к тому, что мы вернулись к «Инком-Инвест». Точкой отсчета стало начало работы в жилом девелопменте. Единственное, что мы не учли: слово «инком» или слово «инвест» содержатся в названиях огромного количества застройщиков. И среди них
— большое число застройщиков неблагонадежных. В прошлом году мы решили, что будем проходить процесс ребрендинга.
Девелопмент — созидательная история
В 2006 году никаких сомнений насчет того, идти ли в девелопмент, не было. Первая волна отложенного спроса позволяла продать все что угодно: жилье на самых ранних этапах строительства скупалось с высокой наценкой — плюс 30–40% к себестоимости. Сейчас мы понимаем, что таких всплесков может уже и не быть, рынок начинает усложняться, и войти на него становится все труднее, потому что потребитель становится все искушеннее.
Мы купили землю и получили разрешение на строительство в 2008 году. И тут экономика рухнула, все упало. Наступил кризис. Нас уберегла только та самая тяга к поиску «своего» дела: наличие других бизнесов помогло в тот момент выжить.
Попробовав строить жилье, мы почувствовали, что это очень созидательная история. Ты видишь, как строится дом. Понимаешь, что он будет жить своей жизнью долгие годы. Это ответственность и вместе с тем позитивное взаимодействие: люди приходят к тебе, чтобы улучшить свои жилищные условия, начать новую жизнь, подарить новую жизнь. А ты им помогаешь — строишь дома.
Мы остановились на девелопменте, потому что только здесь мы получили возможность творчества, вовлеченность в процесс и, самое главное, контроль над происходящим. Занимаясь трейдингом, мы находились между молотом и наковальней: с одной стороны — производитель, с другой — покупатель. Каждый диктует свое. Занимаясь шинами, тратили свою жизнь на продвижение чужих продуктов. А в данном случае у нас есть и контроль, и сопричастность, и собственный продукт. Сегодня это наше основное направление, и нам очень хочется именно здесь реализовать весь накопленный за эти годы потенциал.
Мы построили несколько жилых домов в разных районах города и реализуем проект в сфере загородной недвижимости — поселок Тихие зори. Последний оказался очень успешным, неожиданно в том числе и для нас: он обогнал по темпам застройки многие проекты, расположенные на более выгодных направлениях. При этом мы не сделали ничего экстраординарного — просто объяснили людям, когда и что будет: дороги, коммуникации и прочее. Ощущение завтрашнего дня, понимание перспектив дало такой бум строительства, что нам не пришлось его стимулировать.
В сфере жилья наш флагманский проект — первый в Удмуртии микрорайон комплексной квартальной застройки в Октябрьском районе Ижевска. Это территория садоводческих массивов в Металлурге. Нам очень понравилось место: с одной стороны — граница жилой застройки Ижевска, а с другой — практически центр города. Плюс уникальные природные условия — водоем и лесной массив.
Испытывать гордость за то, что делаешь
Помню, что где-то столкнулся с интересной цифрой: 10–12 лет нужно на то, чтобы построить хорошую девелоперскую компанию.
За это время накапливаются необходимые компетенции, и их можно с успехом капитализировать. Когда я читал это, мне казалось, что мы сделаем все за 2-3 года. Но вот уже 10 лет мы занимаемся девелопментом, и до сих пор я воспринимаю нашу компанию как стартап: мы в самом начале пути и все, что сделано, только прелюдия.
Два года назад наступил момент, когда мы поняли, что не хотим продавать «квадратные метры». Мы хотим создавать бОльшее с целью подарить счастливую жизнь покупателям. Практика показала, что эта позиция и принципы естественным образом оставляют прибыль как самоцель бизнеса на втором плане, формируя миссию компании.
Для нас важно не просто построить, а гордиться, как это сделано. Во-первых, в девелопменте все очень длинно. С момента покупки земли до момента, когда дом готов, проходит четыре-пять лет. Соответственно, приходится брать на себя большие риски и детально прорабатывать каждый продукт, чтобы он соответствовал времени, запросам и трендам. Во-вторых, мы всю жизнь прожили в Ижевске и не собираемся никуда отсюда уезжать. Поэтому нам важно видеть через год, пять и десять, что наши дома все так же хороши и люди в них счастливы.
В этот момент начинает происходить нечто качественно иное — девелопер создает среду. Среду, в фокусе которой — человек с его простыми истинами и потребностями. Сегодня, когда покупатели спрашивают, сколько стоит квадратный метр, мы отвечаем риторическим вопросом: «Спрашиваете ли вы, покупая автомобиль, сколько стоит одна лошадиная сила?» Стоимость квадратного метра отнюдь не показатель качества жилья и качества жизни.
Продавать среду, а не квадратные метры
Сейчас нам открывается огромное количество нюансов, которые, как ни парадоксально, лежат вне сферы строительства. Во всем, что касается формирования среды, вопросы, связанные со строительством, — базовые, но не основные и занимают только 20–30%. Все остальное совершенно из других областей.
Все современные сильные девелоперы продают не квадратные метры, а среду. Сделать качественное благоустройство и качественную архитектуру несложно. А вот сформировать среду — это серьезный вызов, который стоит перед девелопером. В нашей компании все понимают, что мы, как застройщики, как никто другой, ответственны за формирование среды не только там, где мы строим, но и в городе в целом.
Примеров, когда застройщики думают только о квадратных метрах, более чем достаточно, в том числе и в Ижевске. Лесные массивы полностью вырубаются только для того, чтобы было удобно строить. Строители очень много думают о строительных нормах, СНиПах и обо всем остальном. Но очень мало думают о людях. Как они будут жить? Чем они будут заниматься? Как будут проводить свое свободное время? Как сделать так, чтобы ответить на эти вопросы и сделать жилье доступным?
Вы замечали, что есть одинаковые внешне дома по соседству, но жизнь в них совершенно разная? В одних — чисто, уютно и приятно находиться, в других — все наоборот. Понятно, что в первом случае жилье будет стоить дороже, а во втором — дешевле. Это та добавочная стоимость, которую формирует уже среда, а не конструкция здания. Тот, кто раскроет рецепт формирования дружелюбной среды, сможет успешно ее создавать и не менее успешно реализовывать на рынке. Это нетривиальная задача, и, чтобы ее решить, нужно в нее погрузиться, нужно этим жить.
Комплексная застройка, в особенности комплексная квартальная застройка, позволяет девелоперу реализовать свои идеи по формированию среды. К сожалению, застройщики этими возможностями не пользуются. Пока комплексная застройка у нас представляет собой массивы, застроенные многоэтажными свечками, концентрирующими вокруг себя безжизненное пространство.
Мы для себя решили, что наша комплексная застройка будет другой, — масштаб строительства должен быть соразмерен человеку. Шесть — девять этажей, ширина улиц, размеры парковок и их удаленность, баланс между количеством проживающих и парковочным пространством. Все должно восприниматься человеком как удобное и понятное. А если в удобных и понятных пространствах есть условия для наличия сценариев возможного времяпрепровождения — это идеальная история.
Застройщик должен сформировать среду таким образом, чтобы исключить или минимизировать возникновение конфликтов. Именно он должен предусмотреть, чтобы там, где паркуются автомобили, они не мешали людям. А там, где мешают, возможность парковки вообще была исключена. Или рекреационная зона и лес — мы эти зоны не просто принимаем во внимание, а берем их в проектирование и обустраиваем таким образом, чтобы там можно было с пользой и с удовольствием проводить время, а не обходить стороной.
Задача руководителя — перестать принимать решения
Мы поняли, что можно жить без должностных инструкций, — они нам не нужны. Классическая эффективность сотрудника формируется как «каторга за деньги»: формируется задача, оговаривается вознаграждение и начинается давление. При этой схеме сотрудник крайне редко получает удовлетворение от того, что он делает. Наибольшая же эффективность достигается тогда, когда человеку нравится то, чем он занимается.
Моя задача как управленца и руководителя — перестать принимать решения. Чем меньше я принимаю решений, тем больше решений принимается в местах, наиболее близких к проблеме. Чем больше решений принимает сотрудник, тем больше ответственности на него ложится. Мы стремимся к тому, чтобы человек мог заниматься тем, что ему интересно. Любой может прийти и сказать «мне это неинтересно». И всегда находится тот, кому это ближе. Человек сам берет на себя ответственность — ему ее не навязывают — и формируется еще большая эффективность.
В последнее время я понимаю, что управление ценностями более важно, чем управление компанией. Сегодня важнее не молодость и знания, а ценностные установки человека. Профессиональные знания можно добрать, но если ценностные установки человека не совпадают с ценностями компании, то он не будет работать эффективно. Поэтому мы в последнее время подбираем людей в компанию не только по возрасту и знаниям, но и по их ценностным характеристикам. Нам не нужен человек, который готов за деньги делать то, чем он не будет гордиться.
Ошибки, которые совершаются для того, чтобы попробовать что-то новое, безоговорочно прощаются. Мы находимся на рынке, где почти невозможно сделать что-то уникальное. Что-то, что нельзя скопировать. Единственный способ бежать впереди — это постоянные изменения, постоянная проба чего-то нового. Когда ты постоянно что-то пробуешь, невозможно не совершать ошибок. Ошибся? Молодец! Сделай выводы и помни: теперь ты знаешь, как этого можно избежать.
Бизнес без мечты — это полная чушь. Мы не говорим: «У нас есть план». Мы говорим: «У нас есть мечта». Мир слишком быстро меняется, чтобы можно было все предусмотреть на годы вперед. Есть детализированный план – максимум на полгода. А есть стратегическая мечта – выйти в течение 10 лет еще в четыре региона России. Нам важно оставаться трезвыми в моменте времени, а не зомбироваться глобальными целями, которые могут так и остаться нарисованными на флипчарте.
Редакция журнала «Свое дело» благодарит клуб предпринимателей «Деловар» за возможность поучаствовать во встрече с Дмитрием Даниловым и предоставленные фотоматериалы.