Архив журнала

Дело по зубам

Стоматологические услуги, пожалуй, первыми в постсоветской медицине проторили себе дорогу на свободный рынок. И это немудрено: еще в советские времена стоматолог — это была профессия, позволяющая достойно зарабатывать. И сегодня лечение зубов — один из самых доходных бизнесов, благо, потенциальным пациентом может стать каждый — от мала до велика, а процесс организации бизнеса достаточно прост, хотя и не сказать, что дешев. Как сегментирован рынок стоматологических услуг, и какие вложения необходимы для того, чтобы начать свое стоматологическое дело, разбирался корреспондент журнала «Свое дело» Дмитрий Киро.

Тот факт, что стоматология — дело прибыльное и маржа в этом бизнесе может быть очень высокой, инвесторы до последнего времени как-то не замечали, и очень долго этот рынок развивался непосредственно специалистами — врачами. И только в последнее время в него стали вкладываться инвесторы, не имеющие специального образования, но имеющие желание заработать.

Условно рынок стоматологических услуг можно разделить на три составляющие. Первая — это сектор государственных и ведомственных стоматологий. Они существуют в основном на государственные дотации, хотя оказывают и дополнительные платные услуги. Влияние на рынок оказывают скорее опосредованное. И даже благотворное. Потому что, во-первых, почти бесплатно облечивают малоимущую часть населения, а во-вторых, именно государственные и ведомственные клиники являются кузницей кадров для частных стоматологий. Именно там вчерашние студенты мединститутов набирают практику и опыт.

Вторая — частные стоматологические кабинеты на одно кресло. Это одна из наиболее распространенных форм, которая постепенно теряет свою актуальность. В то же время количество врачей, сколотивших небольшой капитал для покупки оборудования и желающих работать только на себя, не уменьшается.

Однако стоматологи-одиночки, по понятным причинам, не могут составить конкуренцию частным клиникам — наиболее динамично развивающемуся сектору рынка.

Журнал «Разница между стоматологическим кабинетом и клиникой состоит в том, что в кабинете должен сидеть человек-оркестр. Он должен быть и пародонтологом, и терапевтом, и детским врачом, и ортопедом, и тут же хирургом. Пациент приходит лечиться, и он хочет законченный цикл. Ему не нравится, когда говорят: идите — сделайте снимок вон там, потом вернетесь, а потом в той клинике вам удалят зуб, потом придете обратно и т.д. Человеку удобно, когда он приходит в одно место и там получает и консультацию, и все необходимое лечение», — рассказывает Вера Никулина, владелец частной клиники «Смайл».

Этот сектор сегодня динамично развивается как раз за счет того, что в него охотно вкладываются частные инвесторы. Например, совладелец и главный врач сети стоматологий «Лада» Дмитрий Гордон свою первую клинику организовывал на собственные и заемные средства, а для строительства второй уже нашлись соинвесторы.

Любопытно отметить и такой факт: небольшими частными клиниками управляют, как правило, сами владельцы — даже в том случае, если не имеют специального образования. Профессионального управленца в этой сфере найти непросто, да и дорого. Причем — не только в Ижевске. Так, исследуя московский рынок частных стоматологических клиник, обозреватель сайта «Магазин готового бизнеса» отметил: «В стоматологическом бизнесе пока недостаточно быть только инвестором, чтобы получать высокие дивиденды, не появляясь в своей клинике. Этот бизнес продолжает считается творческим, где от таланта руководителя зависит успех всего дела. Задача владельца клиники — предложить пациентам наиболее востребованные виды лечения, подобрать эффективное оборудование и хороший персонал, создать в клинике действенную систему контроля и учета».

От владельца также зависит создание в клинике атмосферы благожелательности, что позволяет «привязать» клиента не только качеством лечения, но и сервисом.

Вера Никулина: «Мы стараемся сделать все, чтобы человек чувствовал, что его здесь ждали. Например, многим нравится, когда сразу несколько врачей занимаются его проблемой. Мы оперативно можем собрать консилиум. Еще больше людям нравится, когда их узнают и когда они знают своего врача. В больших клиниках, мне кажется, такие взаимоотношения складываются годами, а у нас — сразу, за один прием».

Строительство

Первоначальные инвестиции в создание стоматологической клиники такие же, как в любом другом бизнесе — это покупка помещения, перепланировка и ремонт, приобретение оборудования. Специфическая статья расходов — лицензирование. По разным оценкам, минимальные затраты на открытие небольшой стоматологической клиники с покупкой квартиры составят сегодня 6-7 миллионов рублей. Что входит в эту сумму?

В принципе, помещение под клинику можно и арендовать, но в этом случае риски существенно возрастают. Во-первых, в любом случае придется вкладываться в ремонт не принадлежащего вам помещения, во-вторых, монтаж оборудования — дорогостоящая процедура, которую при смене адреса придется пов-торить. И самое главное — многие разрешительные документы, в том числе — санитарный сертификат и медицинская лицензия, выдаются применительно к указанному в них адресу салона. При смене адреса будет потеряно несколько месяцев на то, чтобы получить их вновь. Кроме того, смена месторасположения клиники неизбежно приведет к потере части наработанной клиентуры.

Покупка — более надежное вложение средств. Прежде всего потому, что вложение в недвижимость уже выгодная инвестиция. При самом худшем варианте, если даже ваш стоматологический бизнес провалится, помещение останется вашей собственностью навсегда. К тому же простой подсчет показывает, что за два-три года аренды вы выложите арендодателю столько же, как если бы купили эти площади.

Какие требования предъявляются к помещению, предназначенному под клинику? Если предполагается перепрофилировать под нее жилую квартиру, то желательно, чтобы она располагалась на первом этаже. В месте с хорошей транспортной доступностью, видном, но не слишком людном. Нужно помнить, что СЭС предъявляет жесткие требования к площади кабинета. На одну стоматологическую установку — не менее 14 квадратных метров. Если планируется разместить два стоматологических кресла, то надо прибавить к этому числу еще 7 «квадратов». И так далее — по семь на каждое новое рабочее место.

Если вы не намереваетесь делать в клинике лабораторию, (хотя можно работать с другими по договору), то, чтобы открыть клинику на 1 кресло, нужна 1-комнатная типовая квартира, на 2 кресла — 2-комнатная, на 3 кресла — 3-комнатная. Итак, покупка квартиры — 2-3 миллиона рублей.

Затем — три круга хождения по инстанциям: перевод в нежилой фонд, согласование проекта и с перерывом на собственно ремонт сдача в эксплуатацию. По сути, начинать работать можно уже после того, как дадут разрешение пожарные. Тем более что для получения разрешения от СЭС нужна работающая клиника.

Оборудование

Для клиники, ориентирующейся на средний класс, а именно такие клиники наиболее востребованы, не стоит гнаться за дешевой китайской или корейской техникой. Варианты с подержанной техникой рассматривать тоже следует осторожно. Лучшим вариантом будет приобретение японской или немецкой установки в комплекте за 9000-10000 долларов. Либо подержанной аппаратуры классом выше, но стоит помнить, что обслуживание и запасные части к ней будут на порядок дороже. Кстати, в Ижевске нет специализированного сервиса. На весь город работают два-три мастера, благо оборудование не часто ломается.

Следует также запастись набором расходных материалов: пломбировочные составы, прочая химия, различные гигиенические средства. На это уйдет, как минимум, 1500 долларов. Это первичный набор, необходимый для начала работы. Его придется ежемесячно пополнять. На инструменты приготовьте еще $1000. Нужно приобрести и техническое обеспечение в виде гелиоотверждающих ламп, которые стоят от $300 до $1000. Дополнительные апекс-локаторы — до $1000. Для поточной клиники необходим визиограф. Это, по сути, рентгеновская установка с малой степенью излучения, которая позволяет определить количество и форму зубных каналов. На основе полученной информации создается база данных на каждого пациента, что позволяет облегчить процесс лечения в дальнейшем. В зависимости от модели это обойдется от $9000 до $18 000. Еще один обязательный пункт вашего закупочного марафона — автоклав. Он необходим для антибактериальной обработки инструментов. Стоимость — порядка $2000. Не забудьте про холодильник для лекарственных средств и стерилизаторы. На них уйдет еще $1000. Ну и, конечно, всевозможные шкафчики, стулья и прочая мебель. Набросьте еще $1000.

Получая лицензию, вы, таким образом, приобретаете разрешение на возможность заниматься определенным видом медицинской деятельности. Имеется в виду, что терапия, хирургия, ортодонтия и другие виды работ декларируются отдельно. Расстаться с ней очень легко. Лицензию могут отобрать буквально за все. Даже если, к примеру, всего-навсего неправильно заполнен журнал стерилизации автоклава. И это правильно. Ведь речь идет о человеческом здоровье.

Если не хотите тратить время на самостоятельный подбор документов, то можно обратиться к специалистам. В городе работают несколько таких специалистов. Их услуги можно оценить в 1000-1500 долларов. Сюда входит получение разрешения от пожарных, СЭС и прочая бюрократия. Сама лицензия стоит 8000 рублей. Раньше местные стоматологии лицензировались в Москве. Теперь это можно сделать и в Ижевске — в 1 РКБ.

Персонал

Персонал придется набрать (и соответственно платить хотя бы минимальную зарплату и налоги) еще до того, как вы получите лицензию. Дело в том, что для лицензирования необходимо предоставить таблицы на врачей, все их сертификаты, первичные специализации. Срок рассмотрения документов — 2,5 месяца. По прошествии пяти лет нужно снова лицензироваться. «От покупки квартиры до получения лицензии у меня прошло 2 года 2 месяца», — рассказывает Вера Никулина.

Зарплата врача в частной клинике обычно складывается из небольшого оклада и 10-30% от выручки, в зависимости от его профессионализма. Вера Никулина: «Мы подбираем сотрудников по рекомендациям. Испытательный срок — 3 месяца, человек должен раскрыться как личность. Ведь уровень профессионализма стоматологов в Ижевске примерно одинаковый — что в элитной клинике, что в государственной больнице. Но если врач болеет своей работой, если для него это больше искусство, нежели ремесло, то он –
ценный кадр». В частных клиниках желают видеть врачей с опытом работы не менее 4-5 лет, высшим образованием, приятными внешними данными.

На каждого врача требуется одна медсестра. Так что штат клиники на три стоматологических установки составляет минимум 10 человек: врачи с медсестрами, администратор, бухгалтер и две медсестры «по общим вопросам».

Врач должен постоянно учиться. Многие не решаются вкладывать в образование своих врачей, аргументируя тем, что сотрудник может всегда уйти в другую организацию, унеся с собой вложенные средства и знания. Но, с другой стороны, повышение квалификации сотрудников привлекает клиентов.

Окупаемость небольшой клиники с собственным помещением — 5-6 лет. Не стоит забывать о работе с корпоративными клиентами и сотрудничестве со страховыми компаниями. Именно это направление будет развиваться наиболее активно.

Еще одна проблема — количество стоматологий сегодня еще очень мало на количество нуждающихся в помощи. Это объясняется еще и плохой пропагандой здорового образа жизни. Люди не торопятся вкладывать в собственное здоровье. Поэтому возникает необходимость объединения занятых в стоматологическом бизнесе предпринимателей и государства. В столице этот вопрос уже решается, сегодня намечаются подвижки в этом вопросе и у нас.

Информация

Два типа клиник

Стоматологические клиники можно условно разделить на мануальные и аппаратные. В первом случае все строится на «золотых руках» стоматологов, при этом зачастую используется дешевое оборудование (что привлекает владельцев сокращением затрат на покупку агрегатов). Будет в такой клинике хороший мастер — значит, будут пациенты и бизнес будет процветать. Подводный камень такого подхода известен всем опытным главврачам: хороший стоматолог стоит дорого, ему порой приходится отдавать чуть ли не половину выручки. К тому же многие врачи рано или поздно открывают свои частные кабинеты, уводя пациентов из клиники. Радикальный способ борьбы с этим злом — изначально закладывать в концепцию клиники аппаратные методики, где многое зависит от оборудования, а роль стоматолога уменьшается. В этом случае требуется менее квалифицированный персонал, который легче заменить и обучить.

По мнению специалистов, ставка на замену мануальных методик аппаратными позволяет:

– облегчить труд персонала и снизить риск влияния человеческого фактора — ошибок при оказании услуг;

– существенно сократить время процедур, тем самым увеличив пропускную способность клиники;

– предотвратить «кражи» пациентов клиники персоналом с переводом на надомное обслуживание, а также снизить риск возможного ухода пациентов при увольнении сотрудников;

– снизить расходы клиники (пожалуй, самое главное). Ведь работа на «умном» оборудовании требует от сотрудников меньшего личного мастерства (а значит, и низшей оплаты труда), поскольку многое современное оборудование обеспечивает более высокое качество процедур, в том числе выполнение сложных видов лечения.

Стоматологическая клиника начинается с выбора процедур, которые вы собираетесь предложить пациентам. Вот какие направления возможны в вашей будущей клинике:

терапевтическая стоматология (лечение кариеса, пульпита, периодонтита);

– терапевтическая пародонтология (лечение пародонтита и пародонтоза);

– хирургия (удаление зубов, лечение гнойно-воспалительных заболеваний полости рта, хирургические методы лечения заболеваний тканей пародонта, иссечение доброкачественных новообразований и т. д.);

– ортопедическое лечение дефектов зубного ряда, подготовка к протезированию, имплантология;

– ортодонтия (лечение зубочелюстных аномалий), лечение врожденных дефектов челюстно-лицевой области, в том числе дефектов, приобретенных вследствие травм или ранних заболеваний;

– детская стоматология;

эстетическая стоматология (отбеливание зубов, снятие зубного камня и налета).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *