Архив журнала

Чем не Moody`s?

В ходе предстоящей в октябре Всероссийской переписи населения государство узнает о нас все, чтобы потом до нас же и донести всю информацию. Что полезного для бизнеса можно будет извлечь из результатов переписи, рассказал руководитель Территориального органа государственной статистики по УР Евгений Данилов.

– Евгений Александрович, Всероссийскую перепись населения хотели отложить в связи с кризисом, но чуть позже все–таки решили провести. Почему в конечном итоге сроки проведения переписи не стали переносить?

– Проведение переписи населения в 2010 году было запланировано еще три года назад, и средства на ее подготовку и проведение выделялись в течение всего этого времени. Мы сформировали базу данных по спискам домов и ориентировочной численности населения, подлежащего переписи, подготовили и уточнили с помощью регистраторов картографический материал,  набрали внештатные службы, обучили сотрудников, организовали рабочие места, договорились об аренде помещений, где требовалось – сделали косметический ремонт. То есть значительный объем работ по подготовке к переписи уже выполнен.

На это были затрачены значительные усилия и средства, поэтому, когда в связи с кризисом предлагалось отложить перепись в целях экономии, возник вопрос об эффективности этих вложений: внештатные службы пришлось бы распустить, от помещений отказаться, подготовленные материалы устарели бы. Поэтому демографы, социологи, статистики отстаивали проведение переписи именно в 2010 году, и, в конце концов, такое решение было принято.

В этом году мы должны набрать 6627 человек временного переписного персонала – это заведующие переписными участками, инструкторы и переписчики, плюс внештатные службы – 115 человек. По окончании переписи еще будет набор кадров – для обработки результатов: кодировщики, бригадиры кодировщиков, диспетчеры, операторы, экономисты логического контроля. Зарплата невысокая, но тем не менее мы создаем рабочие места, и это в некоторой степени повлияет на ситуацию с занятостью населения.

– То есть подготовка идет своим ходом и кризис на ней никак не отразился? Даже на финансировании?

– Расходы, которые были запланированы на проведение переписи – в целом по России это 18 млрд рублей, – сокращены до 10,5 миллиарда. Но затраты на аренду помещений для инструкторских, счетных, переписных участков, охрану этих помещений, предоставление услуг связи и транспорта будут компенсированы местным органам власти из федерального бюджета. 

Самый большой объем связанных с переписью расходов – это зарплата всех категорий временных переписных работников. В целом по России на это выделено из федерального бюджета около 8 млрд руб. Чтобы сократить эти затраты, нагрузку на каждого переписчика увеличили с 350 до 400 человек. Зато количество переписных листов сократили: в 2002 году их было пять, а в этом – всего три. И отменили предварительный обход – в прошлую перепись он был, а нынче не будет.

– На результатах переписи это как-то отразится?

– Конечно, это сокращение не пойдет на пользу. Чем меньше вопросов мы зададим людям, тем меньше информации получим. Но ключевые вопросы в переписных листах остались.

Сейчас нас беспокоит прогноз по отказам от участия в переписи, согласно которому их будет порядка 4%. Это очень большой показатель, он близок к критическим цифрам. Если от участия в переписи отказывается более 5%, ее данные считаются недостаточно объективными, а в случае отказа 10-й части населения результаты переписи уже нерепрезентативны.

В 2002 году от участия в переписи отказался  всего 1% населения. Чтобы и в этом году получить репрезентативные результаты, нужно активизировать информационно-разъяснительную работу. Централизованная компания, конечно, будет, но нам бы хотелось, чтобы и на местном уровне она была поддержана. Поэтому мы просим, чтобы из республиканского бюджета были выделены на освещение переписной кампании дополнительно 1,5-2 млн руб.

– Можно ли уже сейчас прогнозировать результаты переписи на основании данных, получаемых в ходе регулярных наблюдений?

– На основании текущих данных о смертности, рождаемости и миграционных процессах мы рассчитываем изменение численности населения. В ходе переписи мы сможем эти данные уточнить.

Мы сможем уточнить и информацию о занятости населения. Служба занятости считает только зарегистрированных безработных, и, по их подсчетам, безработица составляет 3,5-5%. Мы подсчитываем уровень безработицы по методологии Международной организации труда, проводя выборочные исследования – так, как это делается во всем мире. По нашим данным, она составляет 9-10%. В ходе переписи мы проведем уже не выборочное, а сплошное обследование, и получим точную цифру.

В этом году вопрос безработицы актуален, и, располагая точной информацией, можно будет говорить о том, насколько реально работают существующие программы обеспечения занятости населения, стоит ли их продолжать.

– Но будет ли эта оценка объективной? После переписи 2002 года мы жили шесть лет в условиях роста экономики, а последние два года – в условиях кризиса. Соответственно, если какие-то госпрограммы и были эффективны в 2002-08 годах, 2008-10 годы могли нивелировать их результаты…

– И органы власти, и общественность видят, какие изменения происходили с 2002-го по 2010  год, по результатам наших текущих наблюдений. Поэтому каких-то негативных сюрпризов от переписи ждать не стоит.

Понятно, что цифры можно использовать по-разному: выхватить период роста и приукрасить свою роль в социально-экономической жизни или, наоборот, взять последние два года и говорить, что все плохо. Но это неправильно. Перепись – не политический отчет, и наша задача показать не позитив или негатив, а дать объективные данные. Поэтому и существуют международные стандарты проведения исследований, и проведение переписей раз в 10 лет рекомендовано статкомиссией ООН.

– Какая информация будет получена в результате переписи?

– У нас будет три переписных листа: Л, П и В. Лист Л содержит личные вопросы: возраст, пол, образование, социальный статус, источники дохода, национальность и т.п. Лист П – это вопросы об условиях проживания. Наконец, лист В – это вопросы для иностранцев, которые на момент переписи будут находиться на территории России.

Во-первых, мы получим данные о численности населения и уточним его естественный прирост или убыль. Эта цифра обретет законодательную силу: все социально-экономические прогнозы и программы будут рассчитываться на ее основании, с учетом ежегодного прироста и убыли населения.

Во-вторых, мы уточним состав нашего общества, его занятость, источники доходов, что позволит точнее планировать социальные программы. К тому же мы получим такую информацию, которую, кроме как в ходе переписи, вообще получить невозможно. Например, мы сможем узнать, как люди, имеющие ученую степень, используют свой потенциал: где они проживают, в какой области работают.

В-третьих, мы получим информацию об условиях проживания людей: соответствуют ли они принятым в России стандартам, где и как нужно улучшать жилищные условия. Думаю, что в этом плане ситуация по сравнению с 2002 годом не ухудшилась, но насколько она изменилась – покажут результаты переписи.

В-четвертых, мы получим данные, характеризующие миграционные процессы. Когда проходила перепись 2002 года, оказалось, что в России проживает на 1 млн 800 человек больше, чем официально зарегистрировано. Такие данные очень важны: эти люди ходят в магазины, больницы и т.д., то есть их нужно учитывать в социальных и экономических прогнозах.

– Могут ли результаты переписи пригодиться не только чиновникам, но и, например, представителям бизнеса? Какую полезную для себя информацию они смогут из них извлечь?

– Мы представим данные переписи в том числе и в разрезе муниципальных образований. Соответственно, бизнес сможет строить свои проекты и прогнозы на основании данных о численности, структуре, уровне жизни населения и условиях проживания в конкретном населенном пункте. Например, если строить торговый центр – надо знать, сколько людей будет туда ходить и сколько денег они там смогут тратить. Эти цифры можно будет найти только у нас.

– Да, но это будет небесплатно…

– Информация о результатах переписи появится в открытом доступе на сайте Росстата и на сайте территориального органа – Удмуртстата. В первую очередь, уже в первом квартале 2011 года, будут опубликованы самые общие и самые востребованные данные о численности и составе населения. Остальная информация будет появляться поэтапно до конца 2013 года.

Если будет нужна дополнительная аналитика к той информации, которую мы получим в результате переписи, – допустим, нужно выстроить определенные тренды, сопоставить какие-то данные, – то это платная информация. Мы выпускаем много сборников, аналитических записок, докладов – каталог таких публикаций можно посмотреть на нашем сайте. Если там не найдется нужной информации, можно сформулировать запрос, и, если у нас есть необходимые данные, мы подготовим запрашиваемые материалы.

– Насколько такие материалы востребованы?

– Кто и в каком объеме использует бесплатную информацию, мы не знаем, поскольку она находится в Интернете в открытом доступе. А если судить по нашим аналитическим материалам, которые предоставляются платно по запросу, то здесь порядка 50% потребителей – органы власти. Процентов 40 составляют юридические лица, и госструктур среди них мало, в основном это частный бизнес. И около 10 процентов запросов на аналитику поступает от населения – мы считаем, что это частные лица, хотя и они могут использовать эту информацию в интересах своего бизнеса.

– Получается 50 на 50. То есть можно прогнозировать, что и результаты переписи будут одинаково востребованы как государством, так и обществом?

– Вы знаете, я недавно был на лекции по стратегическому планированию – студенты задавали массу вопросов о том, где и как можно получить ту или иную информацию. Очевидно, у нас еще недостаточно широко распространена статистическая культура: люди пользуются чуть ли не слухами, второстепенными данными тех или иных лиц и структур, ссылаются на маркетинговые исследования.

Многие коммерческие структуры, например Moody`s, делают различные экономические прогнозы и проводят исследования на заказ. Мы тоже предлагаем к изучению и использованию наши данные. У нас в некоторой степени монополия на информацию. Чтобы ее ослабить, мы и выпускаем массу различных аналитических изданий и размещаем информацию в открытом доступе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *