Архив журнала

Целевое программирование

Перед удмуртскими министрами поставлена задача – путем участия в различных федеральных программах привлечь в республику максимум «федеральных» денег. В период кризиса это особенно необходимо. На какие суммы может рассчитывать республика и что мешает привлечь больше, выяснил журнал «Свое дело».

Ищите да обрящете

В 2009 году в России действуют 53 федеральных целевых программы (ФЦП). На их реализацию в бюджете изначально закладывалось 1134 млрд рублей, но из-за пересмотра главного финансового документа страны по большинству программ произошли изменения.

По этой же причине до сих пор не утверждены объемы финансирования для регионов. «Работа по зачислению регионов в федеральные программы на текущий год все еще идет, и суммы по отдельным ФЦП меняются каждую неделю», – говорит замминистра экономики УР Михаил Зайцев. По большому счету, в этом году регионам пришлось во втором квартале заново проводить работу по участию в ФЦП.

К началу мая Минэкономики располагало данными о поданных заявках на участие только в 22 ФЦП общей суммой около 4,5 млрд. В отношении еще 31 ФЦП данные уточняются: где-то заявки в стадии формирования и рассмотрения, а где-то их нет вообще.

Справедливости ради надо сказать, что участвовать во всех без исключения ФЦП Удмуртия не может по совершенно объективным причинам. Например, в утвержденном к финансированию списке есть целый блок программ развития отдельных регионов – Чеченской Республики, Юга России, Дальнего Востока, Курильских островов, Калининградской области. Также по объективным причинам мы не можем претендовать на финансирование в рамках повышения устойчивости сооружений в сейсмических районах и развития космодромов.

Однако большая часть федеральных программ все же открыта для всех  регионов. И тот факт, что Удмуртия из года в год отправляет заявки на участие только в половине из них, в Минэкономики объясняют не чем иным, как «нерасторопностью министерств».

Новому составу республиканского правительства приходится брать с места в карьер: с первых дней на новом посту решать самый ответственный вопрос – формирования максимально возможного бюджета для контролируемой отрасли. От этого зависит и выполнение собственно государственных функций, функционирование госучреждений и социальной сферы и объем государственного заказа для предприятий республики. За работой в этом направлении с равным вниманием следят как в администрации президента республики, так и в бизнес-кругах. Например, большинство подрядных строительных организаций сейчас работает на госзаказах – это основной источник получения работы и зарплаты.

По словам Михаила Зайцева, активность работы того или иного министра в части утверждения финансирования по ФЦП играет немаловажную роль и при назначениях: «Президент Удмуртии при отборе кандидатур наверняка смотрит и на это направление работы главы того или иного ведомства».

Разочаровать президента не хочет никто. Так, новый министр культуры, печати и информации Дмитрий Иванов заявил о готовности приступить к этой работе чуть не с первых дней своего назначения: «Проведу кадровые перестановки и вплотную займусь разбором заявок по федеральным целевым программам».

Все спланировать

Большинство новых министров в апреле оказались недоступны для комментариев – в первые дни работы в новой должности сложно найти время для общения с прессой. Тем более что, говоря об участии в ФЦП в 2009 году, им пришлось бы в большей степени комментировать действия предшественников, нежели свои собственные.

Срок подачи заявок на участие в ФЦП – за год до принятия бюджета. Чтобы получить финансирование в 2009 году, заявку надо было отправить федеральному заказчику программы еще в конце 2007-начале 2008 года. Если это не было сделано, сейчас уже ничего не изменить. Зато самое время вскочить на подножку уходящего поезда – подать заявки на 2010 год. Но и в этом случае шансы на успех максимальны по тем направлениям, для которых на 2010 год предусмотрено финансирование по республиканским целевым программам, – Москва выделяет регионам деньги только на условиях партнерства. Если таких программ нет, добиться включения в ФЦП будет сложно. Очевидно, в этом, а возможно, еще и в следующем году новым министрам будет сложно оправдывать ожидания, если их предшественники не планировали работу отрасли как минимум на два года вперед.

В республиканских министерствах уже приходят к пониманию важности такого планирования. Например, в Минстрое УР проанализировали причины проволочек с формированием заявок на участие в ФЦП и пришли к выводу, что дело в подготовке проектно-сметной документации на включаемые в заявку объекты. С финансированием проектной работы из года в год возникали проблемы, и проекты не всегда успевали сделать в срок. В этом году, по словам заместителя министра строительства УР Василия Гилева, республика впервые попала в подпрограмму ФЦП «Жилище» по подготовке проектно-сметной документации на объекты капитального строительства и получит на это целевые средства. Значит, можно надеяться, что в следующем году в заявки на финансирование по различным ФЦП можно будет включить больше объектов капитального строительства.

Много субъективного

Стратегическая задача организовать долгосрочное планирование работы по федеральным целевым программам стоит перед всем новым кабинетом министров. Но для этого помимо потребностей республики в финансировании нужно как минимум знать еще и планы федеральных властей. А они постоянно меняются.

«Программу по развитию молочного скотоводства, например, просто положили «под сукно» – новый министр сельского хозяйства России приостановила ее продвижение, – сетует министр сельского хозяйства УР Александр Коробейников. – А по этой программе Удмуртия могла бы получать 80 млн рублей в год».

О планах по разработке новых программ федеральные министры не докладывают регионам так же, как и о приостановке ранее намеченных. И большинство наших экспертов сходится во мнении, что узнать, куда ветер дует, можно только имея хорошие личные отношения в кабинетах Белого дома. «Правительству республики надо переехать в Москву, а здесь оставить топ-менеджеров для использования полученных федеральных средств, – напутствует новых министров председатель комиссии Госсовета Удмуртии по экономической политике, промышленности и инвестициям Андрей Гальцин. – Я знаю, как работают другие субъекты, тот же Татарстан, – они буквально живут в Москве».

Размеры финансирования по ФЦП – тоже в большей степени субъективный вопрос. Строгие математические методики расчета объемов финансирования существуют лишь для некоторых программ. В большинстве же случаев, по словам Михаила Зайцева, сколько получит тот или иной регион по конкретной федеральной программе, зависит от убедительности аргументов, которые соискатель приведет в пользу своей заявки – в документах и на словах в ходе личных встреч.

Спросят по форме

Объективно оценить работу, результат которой зависит от стольких субъективных факторов, достаточно трудно. И тем не менее в Министерстве экономики намерены ужесточить контроль в этом направлении.

Как говорит Михаил Зайцев, все министерства и ведомства должны будут каждый месяц отчитываться перед Минэкономики о работе по привлечению средств ФЦП и институтов развития – Инвестиционного фонда РФ, «Внешэкономбанка». Специально для этого разработана единая форма отчетности. В ней отражены и показатели исполнения программ. Строго спрашивать с министров за исполнение федеральных программ, по словам Михаила Зайцева, решили, «чтобы не повторялись ситуации, какая недавно произошла с Минстроем».

В апреле Фонд содействия ЖКХ приостановил финансирование Удмуртии (и еще 20 регионов России) из-за невыполнения условий софинансирования: вместо положенных 32% республика вложила в капитальный ремонт многоквартирных домов 26% собственных средств, а в расселение аварийного жилья – 25%.

Министру строительства Александру Ходыреву пришлось объясняться перед президентом республики: «Бюджет Удмуртии и города, участвующие в программе фонда, внесли свою долю финансирования вовремя; подвели некоторые районные муниципальные образования».       

Впрочем, в Минэкономики признают, что пока не знают, как именно «будут строго спрашивать», – механизмы ответственности чиновников за срыв финансирования по программам пока не разработаны. Но, по утверждению г-на Зайцева, они появятся вскоре вслед за единой формой отчетности по ФЦП. Первый доклад по форме должен лечь на стол президента республики уже в мае.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *