Бланманже с киселем

 Кулинария становится модным трендом в Ижевске. В придачу к традиционным походам в кафе и рестораны потребителям хочется,  как максимум, научиться готовить не хуже ресторанных шеф-поваров, как минимум – совместить приятное времяпрепровождение с обучением азам кулинарии. Именно за этим приходят ижевчане в кулинарные студии, появившиеся не так давно в городе.

Во многих российских городах кулинарные телешоу давно перешагнули с экранов телевизоров в реальную жизнь. В интернете можно найти сотни сайтов всевозможных кулинарных школ по всей стране — от студии Юлии Высоцкой в Москве до никому не известной где-нибудь в Чебоксарах.

Ижевск долгое время стоял особняком от остальных российских городов, жители которых уже не первый год постигают премудрости кулинарного искусства не в интернете, а в реале. Хотя, конечно, некоторые кафе и рестораны нашего города время от времени проводят различные мастер-классы, гастрономические вечера. Первая же полноценная кулинарная студия с названием «Вилка», где каждый посетитель сам себе повар, в столице Удмуртии начала работать осенью прошлого года. Она открылась по инициативе питерского шеф-повара Сергея Григорьева, готовившего, к слову, для самого Владимира Путина и музыканта Мика Джаггера. Несколько лет назад он приехал в Удмуртию по приглашению одного из ижевских ресторанов. Но уже в феврале этого года «Вилка» попала в руки новых хозяев. Готовый бизнес купили три молодых предпринимателя Елена Ногай, Нина Булдакова и Аяз Шабутдинов.

«На тот момент это был совершенно нераскрученный проект, — комментирует Елена Ногай, одна из трех соучредителей кулинарной студии «Вилка». — От прежнего хозяина нам досталось помещение, оборудование, которое тем не менее пришлось докупать, и право использовать бренд — «Вилка». Мы начинали практически с нуля. Самостоятельно разрабатывали концепцию развития бизнеса, алгоритм действий, сами формировали клиентскую базу. Опасений, что дело не пойдет, у нас не было. Мы знали, что этот формат досуга интересен людям — кулинарные студии успешно работают во многих городах России. И наши ожидания оправдали себя».

Не конкуренты 

В феврале же в Ижевске появилась еще одна кулинарная студия — «Розмарин». Этот проект во многом отличается от «Вилки». Кулинарные вечера проходят в просторной кухне организатора студии Татьяны Соловьевой и по своей атмосфере больше напоминают «квартирники».

««Вилка» и «Розмарин» друг другу не конкуренты. Да, занимаемся одним делом, но заворачиваем готовый продукт в разные обертки. На каждую идею есть свой потребитель», — убеждена Татьяна.

Много лет назад, будучи наемным работником, Татьяна Соловьева открывала в Ижевске первую пиццерию «Еще кусочек!». Это весь ее профессиональный опыт, каким-то образом связанный с кулинарией. Разрабатывая проект кулинарной студии, предприниматель поставила перед собой непростую задачу: открыть свое дело, не имея стартового капитала. В активе г-жи Соловьевой были такие личные качества, как гостеприимство, коммуникабельность, организаторские способности, а также увлечение фотографией. Применить их она решила на собственной кухне.

В компаньонки Татьяна взяла подругу Ксению Мунтян. Начальные вложения бизнесвумен оказались минимальными. Партнеры докупили необходимую посуду и продукты для дебютного мастер-класса. Первыми учениками их кулинарной студии стали знакомые, на второе и последующее занятия стали приходить знакомые знакомых.

Доходы и расходы

В мастер-классе кулинарной студии «Вилка» одновременно могут принять участие 12 человек. Кухня Татьяны Соловьевой вмещает чуть меньше — она набирает группы из 9 человек. Стоимость одного занятия в «Вилке» варьируется.

«Цена зависит от набора продуктов, направления кухни, количества блюд, которые мы будем готовить, — объясняет Елена Ногай. — К примеру, дневной мастер-класс, на котором за час-полтора шеф-повар научит готовить одно блюдо, стоит 500-600 рублей. На вечерних занятиях, которые длятся три часа, наши гости готовят уже три блюда. Поэтому их стоимость составляет 1200-1500 рублей».

Цена входного билета в кулинарную студию «Розмарин» едина всегда — 2000 рублей. За эти деньги здесь научат готовить салат, основное блюдо и десерт. Своим опытом в «Розмарине» сегодня делится Линар Мухаметшин, шеф-повар ресторана отеля Park Inn. В «Вилке» ведущие мастер-классов меняются в зависимости от их тематики.

Что касается статьи расходов, к ней, прежде всего, можно отнести закуп продуктов для мастер-класса и гонорар шеф-повару. У учредителей «Вилки» в статьи расходов входит еще и арендная плата, от которой по понятным причинам избавлена Татьяна Соловьева.  Кроме того, время от времени приходится докупать кухонную утварь.

Впрочем, мастер-классы — не единственное направление работы кулинарных студий. В «Вилке» проводят также вечера открытой кухни, когда шеф-повар готовит перед гостями, и каждый может ему помочь. Практикуется также  проведение детских праздников, дней рождения и корпоративов.

«Все мероприятия проходят в нашей кулинарной студии, — объясняет Елена Ногай. — К примеру, на дни рождения мы предварительно готовим фуршетный стол, чтобы можно было сразу перекусить, а салат, основное блюдо и десерт именинник и его гости готовят уже сами».

Главное  общение

Стоимость мастер-классов формирует клиентскую базу кулинарных студий. В «Вилку», по словам организаторов студии, приходят молодые люди 25-35 лет. Нередко это семейные пары со средним и выше среднего уровнем дохода. Однако и студенты здесь довольно частые гости. «Розмарину» отдают предпочтение те, кому за 30. Все гости  в основном успешные в своем деле ижевчане.

«Не секрет, что многие обеспеченные люди устали ходить в рестораны, им это уже неинтересно. 8 марта, например, к нам пришла женская компания. Гостьи заявили: «Праздновать в кафе скучно» и начали готовить для себя  ужин под чутким руководством шеф-повара, — рассказывает Татьяна Соловьева.  — Конечно, кто-то приходит к нам, чтобы научиться готовить что-нибудь вкусное, необычное, а потом удивить близких своим кулинарным мастерством. Но мы все же делаем ставку не на овладение кулинарным искусством и известного в Ижевске шеф-повара, а  на общение. Хочется, чтобы наши гости не только научились  вкусно готовить, но и интересно провели время, отдохнули, нашли новых знакомых. В первую очередь мы решаем проблему живого человеческого общения, а не  удовлетворяем интерес к кулинарии».

Трудности ожидаемые и непредвиденные

Обе кулинарные студии сейчас в начале пути. Главная задача, которая стоит на данном этапе перед организаторами обеих школ, — завоевать свою аудиторию. Пока, как и для всех стартаперов, это самое сложное. По признанию наших собеседников, новые клиенты появляются благодаря сарафанному радио. Многие приходят на мастер-классы по рекомендации друзей и коллег. Кроме того, существенную роль играют созданные в социальных сетях группы,  а у кулинарной студии «Вилка» есть еще и свой сайт.

Еще одно прогнозируемое препятствие – непонимание потенциальных клиентов, что такое кулинарная студия.

«Многие ижевчане понятия не имеют, что такое кулинарная студия. Спрашивают, нужно ли приносить на мастер-класс сменную обувь, фартук, ножи, продукты, — говорит Елена Ногай. — Приходится объяснять элементарные вещи».

А вот к тому, что могут возникнуть проблемы с покупкой продуктов в эпоху изобилия, организаторы кулинарных студий готовы не были. Однако, как выяснилось, в Ижевске с трудом можно найти даже корень фенхеля и охлажденное филе утки.

«Сложнее всего найти продукты для мастер-класса по паназиатской кухне. К примеру, где в Ижевске купить тесто для эби гёдза — паназиатских пельменей? А  мирин — сладкое японское саке? — улыбается Елена Ногай. — Ресторанам паназиатской кухни проще, у них налажены связи с поставщиками. Мы же не можем закупать продукты заранее и складировать их. Всё необходимое покупаем непосредственно перед мастер-классом».

«Мероприятия в нашей кулинарной студии проходят практически каждый день. У нас много идей по дальнейшему развитию бизнеса, которыми я, по понятным причинам, не стану делиться. Но в том, что у нас будут клиенты, не сомневаюсь», — резюмирует Елена Ногай.

«Говорить о прибыли пока рано. Мы только начинаем, прощупываем почву. Мастер-классы проводим не так часто — всего раз в две недели. Но уверенность в том, что всё у нас получится, есть, — говорит Татьяна Соловьева. — Идей много. К примеру, летом планируем проводить выездные мастер-классы на природе. Если же говорить о развитии бизнеса, хочу найти помещение, привести его в порядок и в сентябре открыть кулинарную студию за пределами собственной кухни. Хотя вряд ли это будет кулинарная школа в  чистом виде».

Взгляд со стороны

Интерес населения к кулинарии ижевскому ресторатору, владельцу сети Welcome Group Максиму Коновалову понятен. «Во-первых, приходит интерес: а что я ем?  Во-вторых, приходит понимание, что кроме борща и салата оливье есть еще много чего интересного. Ну и кулинария аполитична. На фоне негатива, льющегося с телеэкранов, она почти всегда позитивна», — отмечает ресторатор.

«Готовить блюда, обильно сдобренные майонезом, уже не модно.  Даже домашняя кухня стремится если уж не к высокой, то, как минимум, близкой к ресторанной, — согласна с г-ном Коноваловым ведущая кулинарных рубрик в СМИ, фудфотограф Ольга Маркова. — Но далеко не все умеют готовить даже элементарные блюда, а интернет для многих в этом вопросе не помощник. В отличие от опытного кулинара, который может сразу указать на ошибки. Кроме того, кулинарные студии — отличное времяпрепровождение. Меня удивляет, почему Ижевск так долго шел к их открытию».

Между тем Максим Коновалов признался, что сам давно планирует открыть кулинарную студию  в Ижевске. Но эта задача не на первых позициях списка желаний. На вопрос о перспективах существования кулинарных студий в Ижевске ресторатор отвечает: «Надо давать себе отчет в том,  что это сложный бизнес, который вряд ли сможет стать крупным. Это добротный малый бизнес. Кулинарные студии пользуются явным спросом. И пока будет спрос, они будут жизнеспособны. Вопрос в том, что, как и в любом другом бизнесе, необходимо постоянно улучшать сервис, отстраиваться от конкурентов и предлагать что-то уникальное.  Словом, двигаться вперед и развиваться».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.