ЖурналФинансы

Банки: Непроцентный доход

Альтернативные доходы

Высокие процентные ставки по займам привели к значительному снижению объемов кредитования. Как физические, так и юридические лица стараются в этом году максимально сократить зависимость от заимствований, больше полагаясь на собственные средства. Между тем именно кредитование являлось всегда одним из основных источников прибыли банков и его снижение спроса на кредиты заставило банкиров более активно развивать услуги, позволяющие зарабатывать на комиссии, а не на процентах. 

Банки зарабатывают на комиссии

Ключевая ставка ЦБ в 15 % крайне отрицательно сказалась на объемах кредитования в российском банковском секторе. По большому счету, кредиты стали недоступны ни для бизнеса, ни для населения.

Падение объемов кредитования хорошо иллюстрирует сравнение показателей декабря 2014 года с декабрем 2013 года. В последний месяц 2014 года население заняло в банках чуть больше 8,5 млрд рублей, что на 500 млн меньше, чем в декабре 2013-го. В целом за прошлый год объемы кредитования физлиц увеличились всего на 1,8 %.

По юрлицам сокращение еще более существенное: за декабрь 2013 года было выдано кредитов на 15 млрд рублей, за декабрь 2014-го — 10,7 млрд. При том, что в целом по году бизнес занимал деньги охотно —  несмотря на декабрьское снижение, объемы заимствований в корпоративном секторе выросли на 11 %.

Однако статистика говорит, что рынок кредитования в прошлом году рос в основном за счет крупных заемщиков, тогда как в сегменте малого бизнеса снижение началось задолго до декабрьского обвала.  За последний месяц 2014 года кредитов МСБ было выдано в 2 раза меньше, чем в декабре 2013-го, — 2,2 млрд рублей. За весь год объем кредитования этой категории сократился на 15 %. Индивидуальные предприниматели позаимствовали в банках в декабре 2014-го всего 352 млн рублей, хотя год назад сумма декабря составляла 1,2 млрд рублей. Объемы кредитования ИП за год снизились на 20 %.

Такая ситуация вынуждает банки активно искать альтернативные источники получения дохода.

— В наступившем году банки сконцентрируют свои усилия на получении комиссионного и транзакционного дохода, будут более активны на рынке пассивов, — говорит директор сети операционных офисов Райффайзенбанка по Удмуртской Республике Петр Сычугов. — При этом фокусом 2015 года станет средний бизнес (с годовой выручкой от 400 млн рублей), поскольку кредитование этого сегмента позволяет банкам диверсифицировать свои риски и к тому же, как правило, именно средний бизнес концентрируется на работе с одним банком. В целом для многих банков задачи по увеличению кредитного портфеля уйдут из числа приоритетных. Очень важно будет удержать текущую клиентскую базу. Первостепенное значение сегодня приобретет оперативное и конструктивное взаимодействие банка с клиентами, повышение эффективности работы и качества услуг.

При этом участники рынка отмечают, что банки продолжат привлекать заемщиков и вкладчиков. Даже несмотря на кризис, есть люди и компании, остро нуждающиеся в заемных средства и готовые брать кредиты по нынешним ставкам. Но поскольку таких клиентов не так много, то конкуренция среди банков, несомненно, усиливается. В первую очередь борьба идет за сохранение лояльности действующих заемщиков и кредитование держателей зарплатных карт. Такие сделки для банков наименее рискованны и, соответственно, позволяют предложить, насколько это возможно, низкий процент.

Расчетно-кассовое обслуживание — сколько стоит

Одно из направлений, которое сейчас активно развивают банки, — расчетно-кассовое обслуживание. Потребность в РКО есть у всех средних и крупных предприятий, а также у большей части малых предприятий. Необходимость оптимизировать свои расходы будут побуждать компании искать наиболее выгодные предложения банков.

— В ситуации, которая складывается сегодня в банковской системе, расчетно-кассовое обслуживание становится одним из важных источников комиссионных доходов, — отмечает г-н Сычугов. — Дефицит ликвидности приводит к тому, что банки начинают активнее использовать разного рода маркетинговые ходы для привлечения новых клиентов. В частности, в Райффайзенбанке с декабря прошлого года компаниям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям мы предложили экономить на услугах по РКО таким образом: организации, оплатившие данную услугу авансом за год или два, теперь получают до шести месяцев бесплатного обслуживания.

Ряд банков пытаются привлечь клиентов с помощью «пробников». Организациям предлагают приобрести тестовый пакет обслуживания, чтобы оценить достоинства банка.

— Борьба за клиента на финансовом рынке никогда не ослабевает, и банкиры придумывают все новые ходы, способные привлечь внимание аудитории, — рассказывает начальник операционного офиса «Ижевский» Уральского банка реконструкции и развития Елена Никитина. — Так называемые «пробники», отлично зарекомендовавшие себя в розничных торговых сетях, теперь, похоже, нашли свое воплощение и в банковской сфере. Хочется верить, что их и здесь ждет блестящее будущее. Взяв такой пакет, компания сразу может определить, насколько ей удобно и комфортно взаимодействовать с банком, насколько полезны сервисы банка для решения бизнес-задач и достаточное ли количество услуг банк может предложить.

По ее словам, Удмуртия — активный бизнес-регион и банк рассчитывает на дальнейшее развитие и рост показателей по РКО.

Эквайринг к выгоде банков

Стабильные комиссионные доходы банки получают посредством эквайринга и проведения безналичных платежей. Широкое распространение банковских карт сделало наличие платежного терминала в магазине фактически обязательным требованием со стороны покупателей. Торговые сети предпочитают предоставить возможность клиентам оплатить покупку безналичным способом. С каждого проведенного платежа банку отчисляется комиссия.

—  Развитием эквайринга мы занимаемся уже не первый год и уже достигли хороших результатов, — отмечает управляющий Удмуртским филиалом ВТБ24 Екатерина Шумкова. — Доходность данных операций напрямую зависит от оборота организации, в которой он установлен, здесь банк получает комиссию с каждой проведенной операции, но при этом и организация получает существенную экономию на инкассации выручки.

Услугу эквайринга можно найти в арсенале практически любого банка. Развитие этого направления эксперты считают достаточно перспективным, так как число банковских карт растет, а федеральное правительство всячески побуждает торговые сети принимать безнал. Так, с 1 января 2015 года все торгово-сервисные предприятия с ежегодным наличным оборотом более 60 млн рублей обязали предоставлять своим клиентам возможность оплачивать товары и услуги банковскими картами.

— Доходность эквайринга для банка формируется из нескольких критериев. Помимо очевидных, таких как объем операций, проводимых при эквайринговой поддержке банка, большое значение имеет вовлеченность предприятия в сопутствующие эквайрингу услуги (такие как расчетно-кассовое обслуживание в банке-эквайере — обязательное условие для предоставления услуги в большинстве российских банков) и прочие банковские услуги, не связанные с эквайрингом. Наш банк всячески стремится поощрить комплексное сотрудничество клиента с банком, предлагая индивидуальные решения для своих клиентов, учитывая степень проникновения во все банковские услуги, — рассказывает г-жа Никитина.

Привлекательность своего предложения банки повышают за счет дифференциации ставок в зависимости от оборотов предприятия и количества терминалов.

По словам г-жи Шумковой, рынок эквайринга в Удмуртии уже поделен , и 95 % рынка принадлежит четырем банкам. Дальнейшее развитие ей видится в перераспределении долей тех или иных игроков за счет новых технологий, отсутствия сбоев в работе и удобства как для организации, так и ее клиентов.

Основные игроки на рынке эквайринга в Удмуртии — Сбербанк, ВТБ24, «Уралсиб» и «Русский стандарт». Г-н Сычугов не видит здесь с начала кризиса особых изменений по предложениям и по расстановке сил участников рынка.

— Нельзя сказать, что конкуренция сильно увеличилась, она всегда была большой, — говорит эксперт. — Банки всегда соревновались за предоставление компаниям малого и среднего бизнеса максимально широкой линейки продуктов и сервисов. Как правило, именно тот банк, который предоставит компании самый удобный и разнообразный перечень услуг, получит максимальный объем бизнеса клиента.

По мнению г-жи Никитиной, по сравнению с началом прошлого года уровень конкуренции несколько ослаб.

— Весь 2014 год был весьма продуктивным как для направления эквайринга в нашем банке, так и для развития эквайринга в России в целом. Однако качественное поддержание инфраструктуры крупной эквайринговой сети требует серьезного подхода, поэтому многие банки, занимавшиеся эквайрингом в качестве непрофильного бизнеса или в качестве посредников, ушли из этого бизнеса либо полностью передали свои терминальные сети на аутсорсинг. Мы, напротив, показали заметный рост по направлению эквайринга.

Новые услуги банков

В условиях экономического спада банки разрабатывают новые модели для привлечения клиентов, запускают дополнительные услуги, которые могли бы быть интересны бизнесу и населению. Банки работают над сервисом, повышением лояльности постоянных клиентов. Причем некоторые кредитные организации не скрывают, что выбрали для себя сейчас приоритетом обслуживание населения с более высокими доходами. Так, ВТБ24 открыл в Ижевске в этом году отдельный офис для ВИП-клиентов. В самом банке поясняют, что люди с большим личным капиталом меньше замечают кризисные явления, а значит, продолжают инвестировать.

— Среди новых продуктов, прежде всего, это более широкая линейка депозитов и инвестиционных продуктов, пакеты страховых услуг, пакет услуг «Привилегия для состоятельных клиентов». Я бы не ставила здесь за основу вопрос о получении дополнительного дохода банком. Прежде всего, мы становимся более универсальными, расширяя продуктовое предложение, чтобы клиент, приходя к нам, получал максимум услуг, в том числе от дочерних компаний банка, — рассказывает г-жа Шумкова.

Банки стали плотнее взаимодействовать со страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами, предлагая их услуги на своих площадях, активнее работают над развитием собственных интернет-банков, расширяя их возможности и улучшая сервис.

Впрочем, традиционные банковские услуги по кредитованию и депозитам тоже не стоят на месте. В банках понимают, что сейчас клиенты еще внимательнее смотрят на ставки и условия, а потому активно продвигают свои предложения, постоянно совершенствуя существующие линейки кредитов и вкладов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *