Главный геройЖурналИнтервьюФинансы

115-ФЗ — инструкция по применению

Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» был принят ещё в 2001 году, однако поправки, сделавшие его частым камнем преткновения во взаимоотношениях предпринимателей и банков, были внесены позже и со временем требования продолжают ужесточаться. Сегодня банки обязаны знать о своем клиенте многое из того, что может указывать на его финансовую недобросовестность. Главным предметом для такого анализа становится банковский счет. Впрочем, и иные данные подлежат рассмотрению, но – строго в рамках соблюдения и исполнения законодательства.

Если у банка возникают вопросы – он непременно уведомляет об этом своего клиента. И дальнейшее развитие событий зависит от того, как сложится его диалог с банком. Предельная открытость – вот способ развеять все сомнения и избежать закрытия счета и множества неприятных последствий в этой связи. К такому выводу нас привела беседа с директором Удмуртского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Александром Чураковым.

— Александр Николаевич, закон 115-ФЗ уже долгое время действует и ещё дольше обсуждается, вызывая споры между предпринимателями и банкирами. Но в Удмуртии его исполнение особого накала страстей, похоже, не вызывает. Значит ли это, что наши предприниматели владеют финансовой и правовой дисциплиной в части исполнения 115-ФЗ?

— В подавляющем большинстве – да, но тема применения Закона 115-ФЗ у нас все же имеет свою актуальность и в ряде случаев — остроту. И не стоит рассчитывать на то, что в ближайшей перспективе полемики между банками и их клиентами не будет возникать. Будет. И вовсе не потому, что кто-то идет на конфронтацию с законом. Просто «сигнальные точки» этот закон расставил столь тщательно, что задеть какую-то из них может самый образцовый банковский клиент. Это допустимо и поправимо – оперативное разрешение ситуации является миссией солидного банка. Но в одностороннем порядке никакой банк с этим не справится. Если клиент отказывается от диалога — взаимодействие едва ли будет продолжено. Банк прекращает оказывать услуги, и это решение продиктовано буквой закона. Но есть ряд абсолютно выполнимых требований и правил, которые позволят избежать столь нежелательного для всех финала. Прежде всего стоит уяснить, что операции по расчетному счету сейчас обладают полной прозрачностью внутри банка. Также банк владеет информацией о характере бизнеса и его масштабах. Нештатные суммы и ряд других нюансов, о которых я хотел бы сказать – и есть те самые «сигнальные точки».

— Как пример — фирма работает и обслуживается в банке много лет, понятный бизнес, все законно. Что должно произойти, чтобы возникли подозрения?

— Много лет – отличный критерий, но не безусловный. Если какая-то из операций клиента попадает в разряд сомнительных, банк не станет закрывать на нее глаза из соображений многолетнего сотрудничества, уверяю вас. Сомнительная операция имеет признаки отсутствия явного экономического смысла или очевидных законных целей. Все рекомендации по определению сомнительных сделок для банков сформулированы Центробанком. Эти рекомендации не секрет и любой клиент может их почитать. Но понятно, что обычному человеку в хитросплетениях банковской терминологии разобраться непросто. И поэтому, в частности, сейчас любой банк при открытии счета выдаёт клиентам памятку о том, как не быть заподозренным в совершении сомнительных сделок.

— Давайте по пунктам: что не нужно делать, чтобы не выглядеть нарушителем 115-ФЗ и не получить блокировку счета?

— Одно из важных правил: если банк запрашивает пояснения или комментарии относительно какой-либо совершенной транзакции, то в ваших интересах их как можно быстрее предоставить, поскольку на такого рода процедуры есть строго ограниченный регламент. Если у банка возникли к вам вопросы — необходимо на них ответить, и лучше сделать это письменно. Во взаимодействии «клиент – банк» всегда присутствует презумпция: если не предоставлены требуемые документы или очевидна попытка клиента скрыть запрашиваемую информацию — благонадежность клиента ставится под сомнение со всеми вытекающими последствиями.

— Чем регламентированы подобные требования банка к своему клиенту?

— Федеральным законодательством, исполнение которого строго координирует Центробанк. Здесь нет и не может быть внутренних инициатив банка или его сотрудника, как кому-то порой может показаться. Просто банк обязан иметь достаточно полное представление о характере деятельности своего клиента – таково требование современных реалий.

Вопрос к клиенту возникает, как правило, при выявлении нетипичной, подозрительной операции по его расчетному счету. Если таких операций проходит несколько – проверка непременно будет назначена, но она отнюдь не репрессивного характера. Согласитесь – у любого банка в приоритете коммерческая составляющая, а значит – желание сохранить клиента. Но вместе с тем отсутствие понимания относительно «чистоты» бизнеса чревато серьезными последствиями для банка, и это недопустимо. Если банку предоставляются разумные объяснения, документы — они непременно будут приняты во внимание и с большой долей вероятности помогут клиенту разрешить ситуацию в свою пользу. Опыт показывает – порой даже самая необычная операция может иметь вполне разумное и объяснимое назначение, и в этом случае обслуживание счета возобновляется оперативно.

Если клиент не реагирует на приглашения Банка, требования о предоставлении тех или иных документов, шаблонно аргументируя защитой коммерческой тайны, то по сути он работает против себя. Банк обязан будет отреагировать на сомнительные транзакции прекращением обслуживания расчётного счета. И такое решение является окончательным. Что же касается сохранения коммерческой тайны – данное обязательство Банка перед клиентом в этом случае, как и во всех прочих, остается незыблемым. Важно это понимать.

— Какие еще правила обязательны для исполнения владельцем расчетного счета?

— Нужно платить налоги. Есть такое понятие — минимальная налоговая нагрузка на бизнес. Считается, что она составляет примерно 1-2% от дебетового оборота. Соответственно, если на счету клиента появляются внушительная сумма, а налог не уплачивается, то возникает подозрение, что это не «живой» бизнес. Бывает так, что клиенты открыли счета в двух-трех банках. В одном банке бизнес оплачивает налоги исполняет ряд иных финансовых обязательств, а денежный оборот в другом банке ведется уже без этих отчислений. Логично, что этот банк следует уведомить об исполнении налоговых обязательств и предоставить соответствующий документ.

— То есть, клиент должен принести документы заранее, понимая, что банк рано или поздно начнёт его спрашивать про налоги?

— Это каждый решает для себя – предоставить заранее или по мере необходимости. Хорошо, если у клиента банка в наличии имеется своего рода «дежурная папка» с полным набором документов по сопровождению бизнеса. Если вас уведомили о приостановке в обслуживании расчетного счета – она станет своего рода «скорой помощью» и позволит быстро возобновить взаимодействие с банком.

Замечу, что банк считает налоговой нагрузкой все налоги и взносы, которые администрирует ФНС. Налоговая нагрузка в 1% — это минимальное требование, Зачастую эта нагрузка кратно выше. Например, по статистике в розничной торговле — 3,7%, в гостиничном бизнесе и общепите — 9.5%, в строительстве — 10%.

— Снятие наличных средств в крупных размерах может вызвать подозрения у банка?

— В идеале, конечно, все платежи проводить следует безналичным путем. Но пока это не везде возможно, и банки прекрасно это понимают. Но вместе с тем регулярное снятие крупных сумм с расчетного счета непременно привлечет к себе внимание и соответствующие меры. С пониманием этого клиент непременно позаботится о том, чтобы при необходимости обосновать снятие наличных, предъявив подтверждающие документы — к примеру, заключенные договоры.

— А если индивидуальный предприниматель получил оплату за услуги, заплатил налог и снял средства? Ведь по сути это его деньги…

— И пусть снимает. Здесь, полагаю, речь идёт о соразмерных суммах. Если клиент платит налоги и его бизнес вполне понятен – у банка вопросов не возникнет. Но поступившая на счет крупная сумма, которая еще и снимается без уплаты налогов, непременно обратит на себя внимание.

— Что значит «непонятного назначения»?

— Это недоработка по части оформления платёжных поручений. Часто пишут: «за товар», «по договору». Это и есть непонятное назначение. Поэтому стоит писать подробно: «платёж за минеральные удобрения по договору поставки номер…» или «платёж за такой-то период по договору займа от такого числа». Это несложно, но важно для понимания банка, обслуживающего ваш расчётный счёт.

Есть ещё один «говорящий» признак — большое количество кодов ОКВЭД, зачастую с совершенно разнопрофильным видом деятельности. В сущности, это размывает понимание о виде деятельности предприятия и позволяет думать о том, что создано оно отнюдь не в производственных целях.

Случается, что банки отказывают даже в открытии расчётного счета. Основанием может послужить, казалось бы, несущественный повод – например, адрес предприятия. Но. Если фирма по торговле стройматериалами открывается по адресу жилого помещения — это странно. Должен быть склад, как минимум. Сомнительно выглядит и открытие фирмы по так называемому «массовому» адресу, многие из которых уже давно состоят в списке ненадёжных. Это говорит о том, что компания фактически будет находиться в другом месте. И такая «игра в прятки» наверняка чем-то обусловлена. Или очевидно номинальный директор: в общении с ним выясняется, что он ничего не знает и не может пояснить по характеру бизнеса, которым якобы будет заниматься.

Редакция СД обращает внимание предпринимателей: 115-ФЗ не так страшен, как о нем говорят. Важно соблюдать вышеозначенные правила и в любом случае вести диалог с банком и не игнорировать его запрос. Отвечайте как можно быстрее, потому что срок отработки запроса банком, а тем более региональным филиалом, как правило ограничен: «отработать за три дня либо заблокировать». Конструктивная реакция — дать ответы, предоставить документы и только потом, когда вопрос о блокировке снят, выяснять подробности случившегося и сделать выводы. Для банков очень важно, чтобы клиенты это понимали и оперативно реагировали на подобные требования. И именно такое взаимодействие созидательно и продуктивно как для банка, так и для каждого его клиента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *