ЖурналРынкиФинансы

Трудности лизинга

Лизинговые компании сегодня переживают не самые лучшие времена — эксперты говорят и о высокой конкуренции, и о снижении спроса, и о затруднениях в работе с банками, у которых берут деньги на финансирование сделок. СД поговорил с экспертами, чтобы выяснить, каково состояние дел на лизинговом рынке.

Деньги дороже

В последние годы интерес к лизингу как к удобному способу приобретения оборудования или техники с рассрочкой платежа в Удмуртии растет. На рынке представлено больше десятка местных компаний и филиалов федеральных. Местные компании больше ориентированы на малый бизнес и, как правило, оперативнее в принятии решений. У федеральных, в свою очередь, больше возможностей для финансирования сделок.

При своих плюсах и минусах все лизинговые компании сегодня переживают не самые лучшие времена — эксперты говорят и о высокой конкуренции, и о снижении спроса, и о затруднениях в работе с банками, у которых берут деньги на финансирование сделок. Сложности с деньгами лизинговые компании испытывают регулярно — эта проблема обостряется обычно во время кризисов, но и в текущем, «полукризисном», году она тоже дала о себе знать.

—  Из-за негативной ситуации в экономике банки ужесточили требования к заёмщикам, в том числе и к лизинговым компаниям. Это выразилось в том, что сейчас нам выдают меньшую сумму и по более высоким ставкам. Таким образом, стоимость денег для лизинговых компаний увеличилась, что повлияло и на ставки для клиентов, — рассказывает представитель компании «Росрегионлизинг» Эдуард Волков.

При этом, как отмечает эксперт, исторически сложилось, что лизинговые компании не являются приоритетными клиентами для банков.

— Открытие кредитных линий для лизинговых компаний считается достаточно рискованным, так как в последние 10-15 лет очень часто банки сталкивались с недобросовестными лизинговыми компаниями, — поясняет г-н Волков. — Действительно, раньше их количество было велико. Сейчас рынок стал более или менее цивилизованным, однако банки по-прежнему не доверяют лизинговым компаниям.

Если ранее лизинговые компании более чем на 60 % финансировались за счет банков (остальное дополняли средства акционеров и прибыль от сделок), то текущий кризис доверия подталкивает к поиску альтернативных источников фондирования — выпуску векселей, облигационным займам и пр.

Падение спроса

Другая напасть — логичная в период экономического спада — снижение спроса. Оно, впрочем, не так велико в сравнении с прочими финансовыми инструментами. По данным агентства «Эксперт РА», в 2013 году номинальный объём новых лизинговых сделок уменьшился на 1,5 %, однако с учётом инфляции можно говорить уже о заметном сокращении рынка в реальном выражении.

Цифры подтверждаются и высказываниями участников рынка.

—  Мы видим, что обращений стало несколько меньше, — отмечает директор филиала компании «Балтийский лизинг» в Ижевске Андрей Назаров. — Причем покупать в лизинг стали меньше и оборудования, и транспорта, и спецтехники. Снизился и средний чек. Лизингоприобретатели стараются выбирать технику дешевле.

По наблюдениям г-на Волкова, снизился спрос в первую очередь на автомобили и спецтехнику — транспорт для дорожных работ, экскаваторы и подобное. В то же время по сравнению с прошлым годом стали больше приобретать оборудование, станки и другие средства для производства. Эксперты связывают изменение спроса с влиянием экономической ситуации в стране на малый и средний бизнес, который является основным потребителем лизинговых услуг. Компании стараются экономить, покупая только самое необходимое оборудование и транспорт. В то же время крупные предприятия, как правило, не сворачивают свои программы по обновлению основных фондов.

Эксперты отмечают, что сложнее сейчас приходится крупным лизинговым компаниям. Чем больше оборот и сделки, тем больше денег им приходится искать. В этом случае они просто ужесточают требования к клиентам, оставляя в приоритете постоянных крупных лизингополучателей. Поэтому индивидуальные предприниматели и бизнес с маленьким оборотом идут в небольшие компании, так что некоторые из таких фирм особо на спад клиентов не жалуются.

—  В этом году у нас поток клиентов достаточно устойчивый — больше, чем в прошлом году, — рассказывает директор Межрегиональной лизинговой компании Максим Баранов. — Я пока не чувствую снижения деловой активности, так чтобы это отражалось на нашей компании. И в прошлом году у нас был поток клиентов, которые покупали станки, и не просто бывшие ранее в эксплуатации, а новые.

Большинство компаний, представленных на рынке Удмуртии, предпочитают иметь широкий профиль. Они предоставляют в лизинг транспорт, спецтехнику, оборудование, помещения. Филиалы федеральных компаний чаще специализируются на транспорте, так как проще отслеживать его историю до приобретения.

Конкуренция банков

Сильную конкуренцию на рынке лизинга теперь составляют и банки, отмечают представители лизинговых компаний.

—  Они начали проводить новую политику — основывать собственные лизинговые направления, создавая серьезную конкуренцию на рынке, — говорит г-н Волков. — Естественно для них в приоритете финансирование дочерних компаний.

Так, в Ижевске работают такие дочерние компании банков , как «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг», «ВЭБ Лизинг».

— Для нас ситуация складывается несколько иначе, так как мы не имеем проблем с финансированием сделок, — говорит директор подразделения в Ижевске «ВЭБ Лизинг» Игорь Симонов. — Мы имеем прямой доступ к деньгам, так как входим в состав группы Внешэкономбанка. В этом плане мы находимся в более выгодном положении по сравнению с другими лизинговыми компаниями.

Это в первую очередь влияет на стоимость лизинговой сделки для покупателя, однако требования к клиентам у крупных федеральных структур, особенно государственных, более серьезные, и времени на одобрение сделки в этом случае требуется больше обычного.

Интересен лизинг не только федеральным банкам. Например, местный «БыстроБанк» также имеет свой лизинговый бизнес. Как рассказала директор департамента развития малого и среднего бизнеса «БыстроБанка» Виолетта Булгакова, банк может подобрать для клиента более удобный для него вариант — лизинг или кредит. При этом банк гарантированно не имеет проблем с финансированием сделки. Впрочем, банки тоже несколько подняли ставки по лизинговым договорам, так как выросла стоимость денег на межбанковском рынке.

Лизинг или кредит

Чаще лизинг оказывается несколько дороже обычного кредита для бизнеса. Привлекательность этого способа приобретения оборудования или транспорта объясняется особенностью работы компаний с собственными финансами.

—  Одно из основных преимуществ лизинга в следующем: когда компания формирует свой баланс, то очень важно, насколько она закредитована, — поясняет г-н Баранов. — Если она закредитована где-то, то банки всё с большим нежеланием выдают деньги, а лизинг не попадает в те же строчки баланса. Во-вторых, лизинг хорош для компаний, у которых стабильная финансовая деятельность. В этом случае появляется удобная прозрачная схема работы с налогами. В частности, на весь период лизинга возникает возможность ставить НДС на вычет. Плюс оптимизация налога на прибыль в лизинге тоже есть. Кроме того, выкуп производится по более низкой цене, соответственно, легче потом этим имуществом оперировать.

Эксперты прогнозируют в этом году падение рынка. По некоторым оценкам, сокращение рынка по итогам года составит 15 %. Выправится ситуация тогда, когда почувствует себя лучше экономика и улягутся страсти в сфере геополитики. Этот год будет проходить в режиме ожидания позитивных изменений, и если они оправдаются, в 2015 году возможно возобновление роста.

Справка

Обычно лизинг подразумевает в конце сделки переход права собственности на имущество к лизингополучателю. На протяжении всего срока лизинга лизингополучатель выплачивает лизинговые платежи по договору (стоимость имущества, сумму страховки, маржу лизинговой компании и налог на лизинговое имущество). Итоговая сумма этих платежей, как правило, значительно больше суммы выплат по банковскому кредиту на аналогичную сумму.

Между тем сейчас всё большую популярность приобретает так называемый оперативный лизинг. Его суть как раз сводится к сдаче оборудования или транспорта в аренду без дальнейшего выкупа.

Этот сегмент достиг в прошлом году, по разным оценкам, от 8 до 10 % в общем объёме российского рынка. Срок при оперативном лизинге короче, чем при обычных схемах лизинга. Такой продукт интересен для компаний, которым оборудование требуется только на какое-то время. С другой стороны, в случае ухудшения ситуации, если компания решит уйти с рынка или сменить профиль, вернуть оборудование лизингодателю гораздо проще.

Однако ставки по оперативному лизингу выше, и, по словам Максима Баранова, в Удмуртии такие сделки пока единичны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *