Сахар на горького

В апреле в Ижевске открылось первое в Удмуртии арт-пространство «Сахар». Оно объединило художников, дизайнеров, модельеров и прочих неординарных творцов региона, которые хотят не только творить, но и продавать свои творения. «Сахар» — это не просто магазин, шоу-рум, но еще и творческая мастерская, фотостудия, концертная и киноплощадка, выставочный зал.

Идею создания первого в Ижевске арт-пространства не один год вынашивали Ирина Загребина, создатель бренда изделий из кожи «312 bags», и Алена Петрова (больше известная в творческой среде под псевдонимом Дарали Лели), продюсер и директор модельного агенства Mademoiselle Oudmourte. Обе не один год прожили в Будапеште, где и узнали о существовании подобных творческих кластеров. Вернувшись в Ижевск три года назад, Ирина Загребина и Дарали  решили и в своем городе создать нечто подобное.

Сообразили на шестерых

«Многие спрашивают, почему я вернулась в Удмуртию, не осталась в Венгрии? Кому-то это покажется странным, но я поняла, что здесь у меня больше перспектив, лучше условия  для развития собственного дела. Хотя бы потому, что в Ижевске мне не нужно платить за аренду жилья и мастерской, — признается Ирина Загребина. — Я ничуть не жалею о принятом решении».

Подобное решение приняла и Дарали Лели. Молодые стартаперы постоянно вспоминали творческую атмосферу Будапешта, уютные мастерские и магазины местных дизайнеров и мечтали создать в Ижевске свой творческий уголок. От мечтаний к реальным действиям перешли в конце прошлого года, выступив организаторами нескольких небольших дизайн-маркетов. Весной собрали команду единомышленников, нашли помещение, в котором и воплощают теперь все свои творческие замыслы.

На втором этаже старинного особняка, напротив Национального театра Удмуртии, ранее располагался ювелирный салон. «Помещение нам понравилось, но сумма, которую нужно было сразу же выплатить арендодателю, была для нас неподъемной. Отказываться от места не хотелось. В результате  всего за четыре часа мы нашли соучредителей «Сахара» и дизайнеров, которые согласились с нами сотрудничать. А потом всего за восемь дней собственными силами отремонтировали помещение и открылись», — с улыбкой вспоминает те горячие дни Ирина Загребина.

В итоге в состав учредителей арт-пространства «Сахар» вошли шесть человек: кроме Ирины Загребиной и Дарали Лели,  Ильф (владелец магазина виниловых пластинок «33 оборота»), Антон Майоров и Александр Дзюин (в «Сахаре» они владеют фотостудией «Сова» и представляют одежду торговой марки Cosh’n’Cosh), Олеся Лузина (хозяйка магазина тканей и пряжи).

Резиденты

Как утверждают учредители «Сахара», им важно продать не только свой товар и услуги, но еще и сделать всё возможное, чтобы в Ижевске и за его пределами узнали о существовании создателей интересных брендов, представителей hand-made и других творческих направлений из Удмуртии. Вот почему «Сахар» обзавелся еще и «резидентами». На данный момент это 10 дизайнеров одежды, столько же — аксессуаров. Кроме того, здесь свои работы размещают художники. Все они преимущественно из Ижевска, но есть и представители Перми, Самары.

Тактика, на мой взгляд, выбрана верно. Это прямое попадание в целевую аудиторию. Арт-пространства рассчитаны не на массового потребителя, а на людей творческих, которым интересна тусовка.

За возможность представить свою продукцию в «Сахаре» «резиденты» платят учредителям. Размер платежа индивидуален — зависит от занимаемой площади, но вполне доступен. Дизайнеры, с которыми СД удалось пообщаться, в один голос утверждают, что эти расходы с лихвой окупаются пополнением их клиентской базы и, как следствие, увеличением доходов.

«Если вещь не подошла по размеру или, к примеру, фасон платья немного не устраивает нашего посетителя, но в целом работа дизайнера понравилась, мы предоставляем его контакты, и они общаются уже напрямую. В 70 процентах случаев так и происходит», — комментирует Ирина Загребина.

«Мой ежемесячный платеж составляет 3500 рублей. Но благодаря сотрудничеству с «Сахаром» увеличилась моя клиентская база. Свободного времени стало гораздо меньше, я задумалась о помощниках, — говорит дизайнер одежды Диана Нуриева. — К тому же в «Сахаре» мне удобно встречаться с клиентами, я теперь могу проводить там примерки. Это огромный плюс, поскольку офиса у меня нет».

Кто-то из резидентов оценивает продвижение своей продукции в рамках специализированного арт-пространства более выгодным и успешным, чем через те же соцсети. «Ранее я находила покупателей своей одежды через интернет, шила на заказ знакомым. Сейчас появились заказчики, которые узнают о моем существовании благодаря «Сахару», — подтверждает дизайнер одежды Альбина Николаева. — Это еще одна возможность заявить о себе. За месяц со дня открытия в «Сахаре» было продано пять сшитых мной вещей. Хотелось бы больше, с другой стороны, у меня появились новые клиенты».

Не как все

Впрочем, арт-пространство в полной мере не отвечало бы своему названию, если бы работало лишь в формате магазина. В «Сахар» приходят не только для того, чтобы что-то купить, но и послушать ижевских музыкантов, научиться делать что-то своими руками на мастер-классе, посмотреть кино. Тем самым учредители вырабатывают у посетителей «Сахара» привычку сюда возвращаться.

И других посмотреть

Переломить ситуацию учредители «Сахара» пытаются, принимая участие в дизайнерских маркетах, на которых представляют изделия ижевских мастеров. «Мы были в Перми и посмотрели, кто из наших дизайнеров конкурентоспособен, а кто пока нет. Кроме того, привезли в «Сахар» пластиковые аксессуары и украшения из стекла из Перми и Самары, — рассказывает Ирина Загребина. — Работа в этом направлении будет продолжена».

Учредители «Сахара» пока в начале пути, и о прибыли говорить еще рано. Расходы на ремонт покрыли, но арендная плата пока окупается не у всех участников арт-пространства. Зарабатывать они рассчитывают начать в сентябре этого года. И предпосылки к осуществлению этих планов есть: с момента открытия «Сахара» средний чек вырос с 200 до 2000 рублей.

Что касается далеких перспектив, то планы у создателей «Сахара» грандиозные. Они намерены создать в Ижевске профессиональный коворкингс мастерскими, в которых работали бы ювелиры, дизайнеры, резчики по дереву, скульпторы. «В Ижевске много талантливых людей, которые творят в своих квартирах и которых никто не знает, — с сожалением констатирует Ирина Загребина. — Поэтому будем искать средства, скорее, это будет европейский грант на создание такого кластера. Когда творческие люди объединяются, они, как показывает практика «Сахара», начинают работать продуктивнее».

Взгляд со стороны

«Арт-пространства очень популярная сейчас тема. Они не первый год существуют во многих городах России, особенно насыщен ими Санкт-Петербург. И поэтому меня удивляло, почему в Ижевске нет ничего подобного, — комментирует Алия Сунгатова, управляющая магазинами Befree и Love Republic. — Почему я или кто-то еще не может купить работы творческих людей, которых так много в нашем городе? Да, есть интернет, который многие художники,  дизайнеры используют как торговую площадку. Но если речь идет о покупке одежды, то людям всё же привычнее и удобнее прийти в магазин, потрогать вещь, разглядеть ее внимательно. Нередки случаи, когда вещи, заказанные в интернете, не подходят. И это многих сдерживает. Чем еще хорошо арт-пространство? Там все друг друга знают. И если даже я ничего не выберу, мне посоветуют другого дизайнера, к которому можно обратиться.

Что касается нестандартных методов привлечения клиентов — кинопоказов, концертов, мастер-классов — тактика, на мой взгляд, выбрана верно. Это прямое попадание в целевую аудиторию. Арт-пространства рассчитаны не на массового потребителя, а на людей творческих, которым интересна тусовка. Массовый потребитель не поймет вещи, которые обычно представляют в арт-пространствах. Я сужу об этом  по личному опыту. Когда в наших магазинах вдруг появляется оригинальная дизайнерская вещь, я знаю, что вряд ли она найдет своего покупателя. Такие вещи мы называем хитами распродаж. Им самое место – в арт-пространствах».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.