Поедем, красотка, питаться

Новая идея, которую предлагает на рассмотрение экспертов журнал «Свое дело», — «кафе на колесах». Действительно, предпосылки для ее реализации в Ижевске есть. Существующие в городе кафе явно не обеспечивают постоянно растущего спроса. При этом вновь открывающиеся заведения, как правило, ориентируются на публику с определенным уровнем достатка, а вот недорогих, но приличных, чистых и уютных мест по-прежнему не хватает. И это понятно — помещение в хорошем месте под такой бизнес найти сложно, да и дорого — вот и приходится хозяевам поднимать цены. Кафе в автобусе обойдется дешевле «недвижимого», да и само может приезжать к своим посетителям. Насколько жизнеспособна эта идея?

Что за бизнес

Автобус-кафе имеет ряд важных преимуществ перед «недвижимым». Он может находиться в разных точках города, то есть не надо ехать специально в кафе, можно подождать — и оно приедет к вам. Вид из окна не статичен — сидя за столиком в уюте и тепле, можно взирать на достопримечательности города, потоки машин и пешеходов. Автобус может выезжать на природу за город и радовать своих посетителей красивыми пейзажами и чистым воздухом. Стоимость выплат по кредиту или лизингу сопоставима с арендной платой заведения с тем же количеством столиков. По истечении срока окупаемости обычного кафе (1,5 — 3 года) автобус остается в собственности владельца, сеть таких ресторанчиков на колесах может расти быстрее (не нужно искать новое помещение, делать в нем ремонт и т.д.). Присутствует эффект новизны — люди любят все новое и необычное.

В общем, проблем в части привлечения посетителей в такое заведение возникнуть не должно. Следует только заранее решить, что это будет за публика и чем ее кормить. Изначально было обозначено, что кафе на колесах должно быть демократичным по ценам, да иначе и нельзя — обстановка все-таки довольно спартанская (хотя и романтичная). Следовательно, основной контингент посетителей — молодые люди: студенты, школьники старших классов.

Успех у клиентов во многом зависит и от фантазии владельца — он должен постараться сделать свое заведение неповторимым и уютным, придать ему «изюмику». Интерьер должен быть уютным и комфортным, так чтобы внешние раздражители (шум, холод, грязь) не нарушали покой отдыхающих. Свет, звук аудиосистемы, телевизор, хочешь — смотри и слушай, а хочешь — наблюдай за суетящимся миром за окном.

Маршруты передвижения такого общепита разрабатываются, исходя из красоты окружающего ландшафта и людских потоков. Можно проводить единовременные акции. Например, поездки по историческим местам города. Узнать о маршруте передвижения и времени прибытия в ту или иную точку города можно, позвонив на сотовый телефон администратору, отправив запрос по sms, или на сайте. В этом случае можно заказать не только столик в кафе, но и место, где кафе заберет клиента.

Кухня

Контингент молодой, поэтому крепкий алкоголь лучше сразу исключить из ассортимента — тем более что лицензию на его продажу получать все равно долго и дорого. Что касается еды, то совершенно понятно, что в автобусе готовить нельзя — можно только разогревать. Следовательно, в меню должны быть горячие бутерброды, выпечка, кондитерские изделия. Как показывает опыт заведений такого формата, существующих на Западе, для автобусных кафе разрабатывается специальная рецептура бутербродов. Во-первых, из них не должна вываливаться начинка, а во-вторых, — это еще одна «фишка» для привлечения посетителей — в кафе должно быть что-то, чего нигде больше нет.

Большая часть существующих в мире подобных заведений имеет свою неподвижную кухню. Например, владелец традиционного ресторана решает в дополнение к основному бизнесу открыть кафе на колесах. Тогда еда готовится на кухне его заведения. Если собственного стационарного кулинарного цеха нет, то не остается ничего иного, как искать поставщика, который мог бы готовить, во-первых, то, что вам требуется, во-вторых, готовить это вкусно, а в-третьих, — в необходимых количествах. Рецептура разрабатывается специально для автобусного кафе, и больше нигде эти блюда не продаются.

Посуда только одноразовая. Мыть ее в автобусе негде, а собирать осколки в случае экст-ренных торможений мало кому покажется приятным. Впрочем, и одноразовая посуда может выглядеть достаточно (для заведения такого уровня) эстетично. Также все стаканы с напитками должны закрываться крышками, мебель и салон быть легко моющимися.

Техчасть

Вариантов организации кафе на базе автобуса два: покупка франшизы или создание собственной марки. Франшизу предлагает европейская сеть автобусных кафе TheBus (два заведения под этой маркой работают в Санкт-Петербурге«). Стоимость франшизы составит 90 000 евро, в эту сумму входят традиционный английский двухэтажный автобус (даблдеккер), рецептура, право на пользование торговой маркой, начальная рекламная кампания. Однако этот вариант для провинциального Ижевска не очень привлекателен, потому что проводить техническое обслуживание машины будет проблематично. Если что-то сломается, то деталей ждать придется несколько месяцев. Да и с продажей такого агрегата в будущем возникнут проблемы. Проще взять машину отечественного производства и оборудовать ее на свой вкус.

В таком автобусе можно поставить кондиционер, преобразователи напряжения на 220В (холодильник, кофе-машина и другое оборудование обычное и работает от сети со стандартным напряжением). Большие окна, удобный вход спереди в одну дверь позволят создать оригинальный интерьер, и посетитель не будет чувствовать себя дискомфортно, как в обычном автобусе. Остается лишь проклеить кузов звукоизоляцией, предусмотреть подогрев ступенек (в снежную погоду там будет скапливаться грязь) и установить аудиосистему с телевизором.

Обслуживание кафе можно доверить какому-либо автотранспортному предприятию. Там же оставлять его на ночь. Водителя тоже лучше нанять опытного, уже проработавшего несколько лет на пассажирском транспорте и хорошо знающего город.

Персонал будет состоять из бармена, по совместительству администратора, одного официанта и водителя. Связь с администратором по сотовому телефону.

Матчасть

Первоначальные затраты:

Автобус: 2 млн 800 тыс. руб. (модификация с ровным полом, двумя дверьми, двигателем иностранного производства и механической коробкой передач).

Оборудование (кондиционер, электрооборудование, кофе-машина, холодильник): 100-130 тыс. руб.

Оформление интерьера (дизайн + материалы): 100 тыс. руб.

Итого капвложений: около 3 миллионов рублей.

Текущие расходы (ежемесячно):

Топливо (расход 30л/100 км, 100 км в день, 18 руб. за литр) — 16200 руб.

Мойка, техническое обслуживание — 15000 руб.

Зарплата сотрудников: 2 водителя — 30000 руб.; 2 бармена — 16000 руб.; 2 официанта — 10000 руб.; бухгалтер — 5000 руб.

Итого текущих расходов: 92200 руб.

Доходы:

Если рассчитывать, что капвложения в бизнес окупятся за два года, то кафе ежемесячно должно приносить не менее 125000 рублей чистыми. Следовательно, при среднем чеке 100 рублей с человека и наценке 50% кафе ежедневно должно обслуживать не менее 110-120 посетителей. Теоретически это вполне реально.

TheBus

Сеть автобусных кафе TheBus — это двухэтажные английские автобусы начала XX века, в которых установлены простенькие столики, а интерьер практически не отличается от обычного салона автобуса. В состав меню входят фирменные сэндвичи, мороженое, пирожное, два десятка сортов кофе, чай, матэ, три вида пива, разнообразные Cheese Cake. Все блюда готовятся на собственной кухне «TheBus», а в кафе только разогреваются.

Но такой автобус покатать пассажиров может только теоретически. Обычно он стоит около стационарного кафе, так как подключен к системам водоснабжения и электричеству.

Мнения

Максим Коновалов, директор ООО «Управляющая компания» (кафе «Кофе семь», «Пятница», «Москва»), участник Ассоциации «Деловая Удмуртия»:

«Проекту нужно сменить ориентацию»

— С одной стороны, идея не нова — в Москве работает несколько подобных «кафе на колесах». С другой — я думаю, для Ижевска -это пока опережающий время бизнес.

Кроме того, скорее всего, стоимость обслуживания и эксплуатации данного автобуса будет сопоставимой (или даже больше) с расходами на содержание стационарного кафе сопоставимой площади: расходы на бензин, зарплату персоналу, техническое содержание… При этом доходы заведомо будут меньше — собственное производство всегда более прибыльно, а в данном случае придется закупать готовую продукцию на стороне. Во-вторых, уверен, что данную идею не одобрят санитарные службы города, уж очень буквально читающие санитарное законодательство. Если уж и браться за данный проект, то может, иметь смысл переориентировать его на корпоративное обслуживание (дни рождения, вечеринки, выпускные) и делать упор на развлекательную программу и напитки. По такой схеме, например, сейчас развивается московский проект PartyBus.

Константин Котов, ресторатор (клуб «Кино», кафе «Миг-Маг» кофейня «Пикассо»):

«Рентабельность проекта вызывает сомнения»

— На мой взгляд, проект нежизнеспособный. Во-первых, «Роспотребнадзор» ни за что не выпустит такой автобус на маршрут. По их правилам любое заведение общепита должно быть подключено к стационарному водопроводу и канализации. Те кафе-автобусы, что работают по франшизе, обычно стоят на приколе и подключены к канализации расположенного рядом здания. К тому же такую франшизу покупают те, у кого уже есть обычный ресторан или кафе. Такой бизнес не является для них профильным. Это скорее имиджевый ход. То есть они практически не ездят.

Во-вторых, по правилам пожарной безопасности входа должно быть, как минимум, два. В проекте же действует только один вход. Впрочем, эту проблему можно решить — ведь у автобуса тоже несколько дверей.

Следующая проблема. На мой взгляд, наши дороги и водители никак не способствуют приятному чаепитию на ходу. Все кафе обязательно будет облито напитками, столики и кресла измазаны пирожным. В нескольких городах России ходят трамваи-кафе. Но они двигаются по рельсам, и такой проблемы нет.

Кафе в автобусе может продавать только упакованные продукты. То есть придется заказывать пирожное, напитки и другие блюда в упаковке на специализированных кухнях или промышленных предприятиях.

Вызывает сомнение рентабельность такого проекта. Нормальную выручку можно снять не менее чем с 50 посадочных мест, а в автобусе больше 20 — 30 человек посадить нереально.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.