Журнал

На проводе

В 2013 году рынок широкополосного доступа в интернет в республике был близок к насыщению в сегменте b2c, что признают все провайдеры «большой удмуртской четверки». Эксперты прогнозируют перераспределение числа абонентов, рост тарифов и качественное развитие сервисов, где основным драйвером роста становятся пакетные предложения. Определенным фактором роста конкуренции станут амбициозные планы компании «Ростелеком», до этого активно осваивающей удмуртскую глубинку, массово застроить Ижевск оптическими сетями связи.

 В каждом доме

Сегодня широкополосный доступ в интернет для многих жителей Удмуртии стал привычным условием повседневной жизни. По словам некоторых участников рынка, уровень проникновения ШПД в Ижевске превышает 90 %, что не только опережает общероссийские показатели, но и даже сравнимо с московскими. Ижевск уже на протяжении многих лет стабильно входит в пятерку лидеров по уровню проникновения ШПД в интернет. По словам директора по развитию Марк-ИТТ Александра Ермолаева, этому есть два взаимосвязанных объяснения.

«Первая причина связана с тем, что Удмуртия долгое время оставалась непривлекательной для инвестиций и не вызывала особого интереса у крупных игроков, которые скупили провайдеров во многих других регионах, — говорит г-н Ермолаев. —Вторая причина, непосредственно связанная с первой и имеющая субъективный характер, касается напрямую инициативы конкретных людей, стоявших у истоков первых локальных провайдеров и сумевших с разной долей успеха развить свой бизнес».

Несмотря на то что местный рынок долгое время развивался благодаря усилиям локальных операторов, сегодня он пришел к тому же, что и большинство российских регионов: уровень проникновения достиг той отметки, при которой расти за счет вообще неохваченных клиентов становится проблематично и борьба за новых абонентов сегодня идет в основном на «чужих полях». Как говорят представители самих провайдеров, «это если не стагнация, то точно замедление темпов роста».

Впрочем, если говорить в целом о России, то эта ситуация, когда предложение начинает превышать спрос, в основном характерна для крупных городов с населением от 500 тыс. человек, где проживает более половины пользователей услуг ШПД в России и где уровень проникновения в среднем составляет 80 % (очевидно, что к этой группе относится и Ижевск). Поэтому привлекательной стратегией для крупнейших российских игроков в плане расширения клиентской базы стало освоение провинции — небольших городов и сельской местности, где основной проблемой является отсутствие магистральных сетей. Зато решение этой проблемы поможет достичь планируемых федеральным правительством показателей проникновения ШПД в интернет с 55 % сегодня до 90–93 % к 2018 году в целом по стране.

Другая тенденция виртуально связывает наш рынок телекоммуникаций с международным, для которого сегодня характерна интеграция бизнесов для возможности предоставления наиболее полного списка услуг. Это означает не простую консолидацию рынка, слияния и поглощения мелких участников, а выстраивание бизнеса до «полного пакета» вплоть до собственных магистральных сетей.

Большая четверка

Консолидационные процессы на ижевском рынке сегодня близки к завершению, и, по мнению многих аналитиков, передел рынка практически завершен. Существуют четыре основных поставщика услуг ШПД в интернет: федеральные операторы МТС (бывший «СТРИМ»), «Ростелеком», «ЭР-Телеком» (бренд Дом.ru) и локальный игрок Марк-ИТТ («Ижевск.Нет»). Именно они формируют рынок, реализуя собственные стратегии продвижения услуг.

«Можно констатировать, что фаза экстенсивного роста закончилась. Основная платежеспособная аудитория Ижевска закрыта уже почти полностью, — говорит редактор специализированного интернет-издания «Ижайти» Павел Овчинников. — Поскольку все без исключения региональные провайдеры вошли в тесный «локтевой контакт», то «отжатие» абонентской базы будет происходить благодаря качественному развитию сервисов. Чем богаче и качественнее будет портфель оператора, тем вероятнее, что к нему придет абонент, сидевший ранее на другом «проводе».

Вместе с тем у каждого игрока есть свои особенности, совокупность которых образует неповторимую конфигурацию рынка, а также определяет текущую ситуацию и ее перспективы. Часть из этих компаний («Ростелеком», МТС) выбрали направление развития в сторону оператора, предоставляющего полный комплекс услуг фиксированной и мобильной связи (в конце 2013 года «Ростелеком» подписал с Tele2 Россия рамочный договор в отношении интеграции мобильных активов в уставный капитал совместного предприятия). Остальные игроки конкурируют только в отдельных сегментах рынка.

Традиционно непаханым полем для отечественных провайдеров являлась российская глубинка — небольшие города и село. Как правило, здесь услуги предоставляет либо ОАО «Ростелеком», либо жители пользуются  мобильным интернетом. В Удмуртии «Ростелеком» благодаря активному освоению сельских районов и малых городов завоевал хорошие позиции на рынке. Настолько хорошие, что недавно заявил о планах коврового покрытия сетями FTTB (Fiber-To-The-Building – оптика до здания) максимального числа домохозяйств Ижевска (сегодня зона охвата его сетями более 40 %) под громким названием «Оптическая экспансия».

«У нас осталась неохваченной территория Ижевска. Это было стратегически продумано, мы оттачивали технологию, отрабатывали все бизнес-процессы на других городах республики, выстраивая волоконно-оптические линии связи в Воткинске, Можге, Сарапуле, Глазове, — рассказывает директор филиала в Удмуртской Республике ОАО «Ростелеком» Андрей Шперлинг. — Сейчас мы с уверенностью можем выйти на достаточно сложный и конкурентный рынок города Ижевска».

И понятно, что у «Ростелекома» есть все шансы преуспеть и в Ижевске, особенно с такими аргументами, как инфраструктура и финансовая мощь крупнейшей телекоммуникационной компании России, позволяющая реализовывать крупные проекты. В настоящий момент абонентская база «Ростелекома» по ШПД в Удмуртии составляет 113 тысяч договоров.

Другой оператор — «Дом.ru», вышедший в 2013 году по России на чистое второе место по числу абонентов, — стратегическим направлением развития выбрал работу в городах с населением свыше 300 тыс. жителей (56 городов по стране). Поэтому основной упор компания сделала на ижевском рынке.

По словам директора филиала «Дом.ru» в Ижевске Сергея Бахмурнова, региональный рынок вступил в стадию острой конкурентной борьбы, что неизбежно приведет к перераспределению долей между его участниками.

«Конкуренция жесткая, и каждый оператор старается ввести на рынок свое уникальное торговое предложение, которое бы соответствовало ожиданиям и потребностям потенциальных абонентов, — говорит эксперт. — Ценовая борьба на данный момент потеряла актуальность, следующий виток развития телекоммуникационных услуг в неценовой борьбе, а именно в развитии лояльности, качестве предоставляемой связи и обслуживании сетей и оперативности решения вопросов клиента. Все участники стараются использовать пакетную стратегию, которая остается драйвером роста прибыли на рынке телекоммуникаций».

В частности, Дом.ru несколько лет назад одним из первых запустил одновременное подключение к двум или трем услугам связи на основе единого договора, счета и сервисного обслуживания.

«Пакетная стратегия доказала свою эффективность. В настоящее время услугами Дом.ru пользуется каждый шестой житель Ижевска, — говорит Сергей Бахмурнов. — На данный момент число клиентов ижевского филиала компании (физических и юридических лиц) достигло 200 тыс. человек, тогда как на начало 2009 года у нас было чуть более 70 тысяч. В 2013 году мы запустили новые пакетные предложения, сформировав их по типу конструктора, в котором варьируются характеристики каждой из двух или трех подключаемых услуг — интернета, ТВ, телефонии. Драйвером в этих пакетах является цифровое HD-телевидение с набором интернет-приложений и функций управления эфиром».

Комплексные услуги, сочетающие в себе доступ к интернету, телевидение и телефонию, являются сегодня на рынке конкурентным преимуществом. Поэтому игроки активно развивают новые мультимедийные порталы, где пользователям доступны музыка, видео, книги, можно купить или Продлить антивирус eset nod32 (или какой-то другой)  и т. д.

Другим фактором борьбы на рынке является модернизация сетей и оборудования. Это заставило компанию еще в 2012 году серьезно вложиться в масштабную модернизацию своих сетей, построенных с нуля в каждом городе присутствия по технологии «оптика до дома». Дом.ru сегодня занимает более 68 % ижевского рынка кабельного телевидения и около 47 % местного рынка ШПД к интернету. Монтированная ёмкость сети превышает 200 тыс. квартир.

Конкуренцию «Ростелекому» по проникновению в удмуртскую глубинку и не охваченные фиксированным доступом пригородные зоны составляет компания МТС. Высокоскоростным доступом к мобильному интернету на скорости до 75 Мбит/с могут воспользоваться жители Ижевска, Можги, Сарапула, Воткинска и Глазова. Запуск в эксплуатацию сети 4G (LTE) и модернизация действующей сети 3G повлияли на рост популярности использования беспроводной передачи данных: только за IV квартал прошлого года интернет-трафик в сети МТС вырос почти на треть относительно предыдущего квартала.

По словам директора МТС в Удмуртии Сергея Куртеева, в 2014 году компания продолжит модернизировать фиксированную сеть по технологии FTTB, до конца 2014 года планирует обеспечить ковровое покрытие сети 4G в пяти городах Удмуртии и предоставить доступ к сеиь 3G на территории малых населенных пунктов республики.  Кроме того, во II квартале 2014 года готовится к запуску услуга фиксированной телефонии в Ижевске.

Не конкуренты

За последние годы мобильный интернет является самым быстрорастущим сегментом. В основе подобного роста лежит активное развертывание сетей третьего поколения, позволяющих пользователям без особых затруднений получать доступ к наиболее более востребованным сетевым сервисам: почте, новостям и публицистике, социальным сетям и т. д. В перспективе строительство сетей 4G даст возможность пользоваться и «тяжелым  контентом», что еще больше увеличит мобильный трафик.

Региональные операторы мобильного доступа составляют конкуренцию не только друг другу, но и операторам фиксированной интернет-связи. Однако дальновидные провайдеры, такие как МТС, предпочитают совмещать различные технологии доступа к сети.

«Мы не видим прямой конкуренции между фиксированным и мобильным интернетом, скорее технологии комплиментарны друг другу, — говорит Сергей Куртеев. — В силу технологий главное преимущество мобильного интернета — это доступность, в свою очередь, фиксированный интернет позволяет работать с «тяжелыми» файлами. Абоненты МТС, пользуясь одновременно проводным и мобильным интернетом, имеют возможность оптимизировать расходы на связь».

С этим согласен и Павел Овчинников, который считает, что рынок ШПД ждет мирное сосуществование технологий и при этом жесткая конкуренция между операторами. «Беспроводные технологии сегодня не располагают к потреблению контента: качество и скорость соединения далеки от идеала, а до проектных мощностей беспроводного 4G-интернета надо ждать еще несколько лет, — отмечает эксперт. — LTE-инфраструктура только начала развиваться, процесс идет медленно (хотя бы потому, что операторы еще надеются дожать соки из 3G). Но при этом мобильный интернет будет только расти, объемы загрузок увеличатся в разы уже в ближайшие годы — всё это благодаря тому, что активно растут социальные и мобильные сервисы. Для картинок, мессенжинга, социальных сетей, коротких видео для Instagram или Vine не нужны высокие скорости. Им нужен просто доступный и стабильный коннект, который вполне может обеспечить и 3G».

Широкое распространение смартфонов, растущая потребность пользователей сотовой связи постоянно оставаться онлайн побуждают провайдеров искать новые способы передачи трафика данных, которые позволят снизить нагрузку на сеть. В частности, некоторые видят выход в Wi-Fi.

«Дом.ru обладает самой крупной сетью беспроводного доступа в интернет в российских регионах, — говорит Сергей Бахмурнов. — Wi-Fi от Дом.ru доступен в пяти тысячах точках в 56 городах России, только в Ижевске насчитывается 82 точки общедоступного Wi-Fi».

Однако, по словам Александра Ермолаева, с этим связана другая проблема, ставшая сегодня основной для рынка. «Она заключается в том, что рынком заинтересовался законодатель, и у операторов появляется обременение в виде реализации требований новых законов, — рассказывает эксперт. — Например, мы фактически притормозили один из проектов, связанных с Wi-Fi, из-за изменений в законодательстве. Большое количество ресурсов пришлось потратить на разработку нового алгоритма авторизации бесплатного Wi-Fi, удобного для клиентов и вписывающегося в рамки новых законов. И если вдруг появится закон, обязывающий хранить весь трафик, то последствия для рынка будут крайне болезненными, поскольку затраты на его реализацию совершенно заоблачные в отличие от того, что пишут в прессе».

Пакетная война, ценовой паритет

Таким образом, основными движущими силами телекоммуникационного рынка станут не столько инвестиции в инфраструктуру стационарного доступа (хотя и это тоже), а пакетные предложения и широкая линейка услуг. По словам Сергея Бахмурнова, чтобы обеспечить прирост абонентской базы в долгосрочной перспективе, операторы вынуждены непрерывно работать над продуктовой линейкой. При этом роль провайдера продолжит масштабироваться: к телевидению и телефонии добавятся платежные системы, торговля цифровым контентом, сервисы оплаты услуг ЖКХ и т.д., причем с возможностью получения всех сервисов с одного экрана.

По мнению Павла Овчинникова, корпоративный сектор также продолжит расти, но тоже не вширь, а вглубь: провайдеры будут расширять свою линейку услуг, постоянно развивать текущие, предлагая не просто доступ к сети, но и к дата-центрам, облачным решениям, VoIP-сервисам, VPN и т. п. Здесь аналогично потребительскому сектору развернется гонка сервисов, а не цен.

А вот с ценами на тарифные планы не всё просто. Ценовых войн ждать не стоит, и вопреки ожиданиям снижения (их многие эксперты обосновывают растущей конкуренцией) Александр Ермолаев, например, прогнозирует повышение, связывая это с тем, что некоторым игрокам рынка пришла пора закрывать кредитные обязательства, и рост курса доллара также будет способствовать постепенному росту цен, так как оборудование и средства связи продаются за валюту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *