Концессия в Ижевске: три в одном

Концессионный договор по сетям теплоснабжения позволит Ижевску не только выйти из патовой ситуации, сложившейся в отрасли, но и помочь вытащить из долговой ямы «Ижводоканал». Если договор концессии будет подписан, то город получит, во-первых, инвестора, готового вложиться в реконструкцию теплосетей, во-вторых, на выходе из концессии — качественное улучшение параметров сетей и, в-третьих, сэкономит на дотациях для «Водоканала» (150 миллионов только в текущем году).

 

Что скрывает тариф?

23 ноября депутаты Городской думы Ижевска согласовали предельный уровень повышения тарифов на коммунальные услуги в столице Удмуртии в 2017 году. Повышение составит 11,23% при установленных Правительством РФ в среднем по Удмуртской Республике 3,5% (конкретно для Ижевска предельный индекс определен в 4%).

Это было важное решение — без него заключение договора о передаче сетей в концессию было бы невозможно. Концессия, как и любой долгосрочный инвестиционный проект, реализуется на основе финансовой модели, предусматривающей наличие источников возврата инвестиций, основным из которых является тариф. Предельный индекс, утверждаемый Правительством РФ, устанавливается исходя из инфляционных ожиданий и не учитывает потребности инвестиционных проектов, реализуемых в регионах. Поэтому законом предусмотрен случай (только один), когда исполнительный орган власти субъекта федерации может принять решение о превышении этого индекса без согласования с федеральными органами власти: если такое превышение обусловлено «необходимостью возмещения затрат на реализацию утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса».

Не будь концессии, невозможно было бы поднять тариф «Ижводоканала» сразу на 30%.

Известно, что у Ижевска, помимо проблемы с тепловыми сетями и сетями ГВС, есть еще одна очень серьезная «головная боль», связанная с системами жизнеобеспечения города, — это МУП «Ижводоканал», который несет ежегодные убытки, возмещаемые за счет городского бюджета. И если для первой проблемы решение фактически найдено — это как раз концессия, то «Ижводоканал» муниципальные власти надеются спасти, подняв тарифы на холодное водоснабжение до экономически обоснованных. Повысить необходимо примерно в два раза (в ценах на начало года). Причем необходимость этого повышения не оспаривает никто — ни республиканские власти, ни администрация города, ни депутаты, ни даже общественность. Однако для принятия такого решения нет законных оснований — ни о каком инвестиционном проекте в случае с «Водоканалом» речи не идет. Есть только расчеты, сделанные специалистами предприятия, которые показывают, при каком уровне тарифов «Ижевский водоканал» перестанет работать в убыток.

В текущем году тарифы на холодное водоснабжение в Ижевске можно было бы повысить более чем на 4% только при одном условии — срезав индекс для всех остальных. Эта информация важна для понимания следующего факта: не будь концессии, невозможно было бы поднять тариф «Ижводоканала» сразу на 30%. Это как раз тот инвестиционный проект, который позволит регулятору принять обоснованное решение о превышении установленного федеральной властью тарифа.

«Благодаря» «Водоканалу», а не концессии с ООО «Удмуртские коммунальные системы» общее превышение индекса сверх установленного Министерством экономического развития РФ составило более 7%, тогда как будущий концессионер просил только 2,5%. Это хорошо видно на примере расчета максимальной суммы увеличения платежа при повышении тарифа на 11,23%, который удалось получить СД. Самый неблагоприятный сценарий (из тех, что имеются в базе регионального оператора тепловых сетей) был рассчитан для квартиры площадью 30 квадратных метров, без газа и счетчиков воды и в которой прописано пять человек. Для этой квартиры рост коммунального платежа (электроэнергия, тепло, холодная и горячая вода) был бы максимальным и составил бы около 490 рублей.

222 рубля в этой сумме — увеличение тарифа на тепло и ГВС (163 рубля без учета 30%-ного роста «Водоканала»). Все остальное — услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (226 руб.) и электричеству (40 руб.). Понятно, что при наличии счетчиков величина «повышения» резко снижается (вместо пяти человек, на каждого из которых рассчитывается расход по нормативу с повышающим коэффициентом, оплачивается реальный расход по тарифу). Если бы Городская дума Ижевска не согласовала повышение тарифа на тепло и услуги «Водоканала», то рост по теплу и ГВС составил бы около 104 рублей. Таким образом, предусмотренное договором концессии превышение предельного индекса на 2,5% составляет в денежном выражении около 59 рублей — это при самом негативном сценарии.

Во что инвестирует концессионер?

В первую очередь нужно учесть, что результатом концессии и целью заключения соглашения является не достижение определенного объема финансовых вложений, а качественное улучшение сетей — желательно в максимально короткие сроки. Качественные параметры оговорены: приведение количества порывов и потерь на сетях как минимум к нормативным значениям.

Это означает, что инвестиции будут направлены прежде всего на капитальный ремонт и реконструкцию наиболее изношенных, ветхих сетей. Их протяженность, по расчетам сторон соглашения, 297 километров. Эти сети и являются объектом концессионного соглашения. Проще говоря, это трубы и оборудование, которые должны быть заменены (иначе это не инвестиции и не могут быть возмещены в порядке, оговоренном концессионным соглашением). Есть еще порядка 600 километров сетей, которые передаются в управление концессионеру. Они тоже нуждаются в капитальном и текущем ремонте.

Модель, предлагаемая в проекте концессии, подразумевает, что, помимо тарифа, концессионер уже в первый год соглашения инвестирует дополнительно к тарифному источнику еще около 200 млн рублей (без НДС; с НДС и тарифным источником получается в общей сложности порядка 500 млн рублей).

В общей сложности получается около 900 километров. Если финансировать их только за счет существующего тарифного источника, то 136 млн рублей (131 млн в текущем году +4% — предельный индекс повышения тарифов) придется тонким слоем размазать на все 900 километров. К чему это может привести, показала практика работы на условиях договора аренды, который, помимо тарифного, предусматривал дополнительные капвложения в размере 470 млн рублей и не более. Опыт работы в межотопительный период текущего года показал, что этой суммы хватит лишь для проведения работ на 5% от необходимого объёма.

Модель, предлагаемая в проекте концессии, подразумевает, что, помимо тарифа, концессионер уже в первый год соглашения инвестирует дополнительно к тарифному источнику еще около 200 млн рублей (без НДС; с НДС и тарифным источником получается в общей сложности порядка 500 млн рублей). То есть концессионер примерно вдвое увеличивает объемы финансирования работ по реконструкции сетей.

Нельзя сказать, что эти деньги будут полностью вкладываться концессионером из собственного кармана. Договор концессии подразумевает, что возврат этих инвестиций гарантируется тарифными решениями. Но концессионер их вложит сейчас, а вернуть сможет только спустя длительное время. Например, тарифное решение, согласованное депутатами Городской думы Ижевска, может вступить в силу только с 1 июля 2017 года. То есть часть из 200 млн рублей, вложенных концессионером за ремонтный сезон (по подсчетам депутатов, это около 130 млн рублей — те самые 2,5%, на которые превышен предельный индекс тарифа), он получит, при условии полной оплаты выставленных счетов, только через год после вступления в силу тарифного решения. Решение для бюджета, безусловно, более выгодное, нежели коммерческий кредит.

Ярослав Балобанов, исполнительный директор ООО «Удмуртские коммунальные системы»

Исполнительный директор ООО «УКС» прокомментировал СД претензии, прозвучавшие во время обсуждения вопроса о повышении тарифов. Претензии эти касаются контроля стоимости работ, проводимых компанией на тепловых сетях Ижевска.

— Претензии возникли вследствие того, что смета — документ непростой. Не все умеют читать сметы и анализировать их. Можно, например, не учесть, что, помимо работ, в стоимость перекладки участка сетей входит и стоимость материалов — самих труб, например. Поэтому наши сметы и закупки контролируются специалистами. Помимо наших собственных проверок, каждая закупка, каждая смета или договор подряда проверяются еще на нескольких уровнях. Во-первых, это департамент внутреннего контроля головной организации в Москве. Это структура, которая буквально под микроскопом просматривает все сметы, чтобы мы, не дай бог, не заплатили лишнего подрядчикам. Во-вторых, это независимая компания, которая проверяет все отчетные документы по выполненным работам, направляемые в администрацию города. В-третьих, это Министерство энергетики, которое через независимые контролирующие организации тоже проверяет документацию, связанную с подтверждением объемов выполненных работ. Хотя если, например, депутаты Городской думы готовы на общественных началах заниматься этим и найдут для нас возможность снизить расценки наших подрядчиков, то мы будем только рады.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.