ЖурналМнение

О национальных проектах в Удмуртии и не только

Ну если уж в Правительстве РФ не знают что делать с нацпроектами: как и для чего достигать поставленных целей, то в провинциях и подавно. После Совета по нацпроектам при Президенте РФ выяснилось, что даже на самом верху мало кто на самом деле понимает для чего нужно было второй наступать на те же грабли —предыдущие майские указы закончились только тем, что регионы утонули в долгах, силясь их выполнить. А в результате — не только прорыва, но и шажка вперёд не произошло.

Сегодня ситуация повторятся один в один. К примеру Удмуртия наша участвует буквально во всех проектах, в которых может участвовать. Исключения составляют проекты вроде «Развитие территорий Дальнего Востока», куда нам никак не вписаться.

И хотя и глава Удмуртской Республики, и председатель правительства уже не раз озвучили объем денег, которые на нацпроекты будут потрачены уже в этом году, никто так и не удосужился сообщить своему народу, что за счет этих денег будет улучшено. А хотелось бы знать, ведь значительная часть этих сумм будет изъята из бюджета республики — 3,45 млрд.

И это грабли номер один — снова значительная часть финансирования нацпроектов повешена на регионы. Это значит, что они либо будут вынуждены снова залезать в долги, либо распродавать остатки собственности, теряя контроль над важными для регионов с социальной и экономической точек зрения предприятиями и целыми отраслями, либо урезать расходы в части не касающейся законопроектов. Чаще всего: и то, и другое, и третье. Ради неизвестно чего.

Арифметика тут простая. На примере Удмуртии: 18,3 млрд составили безвозмездные поступления в бюджет УР из федерального бюджета в 2018 году, когда никаких нацпроектов и в помине не было. В 2019 году из федбюджета должно вернуться уже 19,6 млрд. Вроде бы больше? Но не тут-то было. Эта сумма — с учетом нацпроектов. Значит вычитаем федеральные 6,45 млрд, которые должны быть пущены на нацпроекты, и получаем всего 13,15 млрд. То есть, власти республики должны исполнить тот же объем обязательств (и даже возросший с учетом индексации зарплат) на сумму которая на треть меньше прошлогодней. Да еще и своих 3,45 млрд добавить.

Поступления в бюджет Удмуртии 2015 - 2019 годы

Финансирование нацпроектов в 2019 году

Эти деньги могли бы вложить в ремонт больниц и школ. А теперь, чтобы поменять окна и двери в больницах, школах и детсадах республики, приходится продавать остатки муниципальной собственности и отбирать деньги (причем законность транзакций под вопросом) у муниципалов (потому что республике продавать уже нечего). И это только начало.

Если финансирование и дальше будет реализовывать по такой схеме, то, вероятно, на следующем этапе ради прорыва придется пожертвовать какими-то другими бюджетными расходами. Удмуртии, например, в долг больше брать нельзя — это критерий оценки и Бречалов дал слово Президенту, что будет госдолг сокращать. Значит только резать расходы. Получается, философия прорыва: шаг вперед два шага назад. Ради выполнения плана по мясу режем молочных коров, ради улучшения ситуации в здравоохранении сокращаем бюджетные расходы на медицину.

Вторые грабли — качество управленческого состава и расплывчатые цели. Какими результатами должен закончиться конкретно для жителей Удмуртии нацпроект «повышение производительности труда», в котором наши власти намерены принять самое активное участие? Если будущий результат не удастся объяснить (а не удастся) парой предложений, значит — никакими.

Участие республиканских властей в подобных проектах демонстрирует, что не всегда омоложение управленческих кадров равняется повышению качества управления. Определенные изменения в связи со сменой старых губернаторов на новых произошли. Новые мобильнее, технологичнее, владеют современной терминологией и информационными технологиями. Но они, как правило, не связывают свое будущее с регионами и нацелены исключительно на личные карьерные достижения. Да без демонстрации результатов дальнейший карьерный рост невозможен. Но для демонстрации иногда нужны не сами результат, а всего лишь их демонстрация. То есть старый молоток сломался, а вместо нового блестящего из Москвы прислали ноут. Штука хорошая, спору нет, только вот гвоздь ей не забьешь.

Прежние губернаторы, чтобы отчитаться о выполнении майских указов, брали деньги взаймы, половину выводили на свои конторы, на остаток повышали зарплату, отчитывались, а через три месяца снова ее снижали. Новые технократы на выделенные деньги делают презентацию, велопробег в поддержку повышения, снимают видеоролик о повышении зарплаты и росте благосостояния «было/стало», делают пост в инстаграме, все сводят отчет в правительству, но зарплату так и не повышают. Или повышают, но только тем, кто делает презентации и ролики.

Телеграмканал “Деловая Удмуртия”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *