Рынок подержанных автомобилей в Ижевске падает

Продам в хорошие руки

2015 год поставил «жирную» точку под тенденцией последних лет, характерной для вторичного рынка по продаже автомобилей. Резкий рост сменился столь же резким падением. По подсчетам специалистов аналитического агентства «Автостат», в ушедшем году в России было продано на 20% меньше автомобилей с пробегом, чем в «самом хлебном» за недавний период 2014 году. Аналогичное падение произошло и на ижевском рынке.

 Частники, дилеры и австосалоны б/у

Эксперты СД выделяют три основные доли рынка продаж автомобилей с пробегом в Ижевске: одну треть вторичного рынка они «отдают» частникам, вторую треть — дилерским центрам, принимающим автомобили по программам trade-in, оставшиеся 40% в этом раскладе достаются автосалонам, специализирующимся на реализации б/у машин. При этом эксперты отмечают, что авторынки, которые еще недавно были главным местом сбыта подержанных автомобилей, как таковые фактически уже ушли в прошлое.

— Традиционный базар постепенно затухает, — считает Никита Н., представитель автосалона «Омега». — Люди стремятся продать машины как частные лица, либо сдают автомобили дилерам, либо пользуются услугами «бэушных» автосалонов. Большая часть покупателей хотят приобрести автомобиль непосредственно у собственника, а остальная аудитория ищет машину, ориентируясь на цены и интересные предложения.

По подсчетам наших источников, в столице Удмуртии сейчас работают несколько десятков автосалонов по продаже подержанных авто, и потенциальным покупателям необходимо понимать, что в изобилии предложений лучше ориентироваться на тех, кто работает давно, у которых есть зарегистрированный офисный центр и земельный участок в собственности. Специалисты отмечают, что большинство небольших фирм, торгующих авто с пробегом, от «автобазаров» ушли не так уж и далеко.

— С моей точки зрения, в небольших автосалонах по продаже авто с пробегом в Ижевске продолжает твориться хаос в документации. За свою репутацию на этих «площадках» никто особо не печется — сегодня открылся на одном месте, завтра закрылся и переехал по другому адресу. В современных условиях работать в таком формате нельзя, — категоричен Никита Пантюхин, представляющий автосалон «Кит». — Откровенно скажу, что я бы не пошел покупать автомобиль на «непонятную площадку». Думаю, что покупателям секонд-хенд-машин лучше довериться дилерским центрам и более серьезным проверенным крупным салонам, у которых есть планы по развитию и современные сервисы для клиентов. Это приводит покупателя к пониманию, что продавец пришел не на один день. К примеру, наш автосалон активно торгует с популярных интернет-площадок Avito и Drom. Мы используем социальные сети Instagram и «ВКонтакте». Так что нашу работу можно легко отследить. Рынок «бэушных» автомобилей должен быть лицензирован, и тогда нам нем будут торговать те, кто доносит до покупателей достоверную информацию, а не пытается их обмануть.

По экспертным данным, в России около 50% продавцов подержанной техники среди частных владельцев не дают полную и достоверную информацию по своему автомобилю. В автосалонах, по мнению наблюдателей, этот показатель не превышает 10%. Причем эта «десятка» фиксируется как раз из-за нечистоплотности прежних владельцев машин.

Репутация дилера — главное условие

Определяя уровень цивилизованности ижевской «автовторички», директор компании «ИТС-Авто» Михаил Попов разумно задается вопросом, что считать критериями этой самой цивилизованности и что может являться гарантией покупки автомобиля с объективной «биографией».

— Чтобы исключить приобретение «кота в мешке», покупатель может пойти по двум направлениям, — говорит Михаил Попов. — Пригласить с собой хорошего, толкового специалиста-механика с приборами для диагностики автомобилей и прийти куда угодно — к частнику, на рынок, в салон «б/у» или в дилерский центр. В этой ситуации потенциальный покупатель сможет самостоятельно сформировать свое мнение, что бы ему ни говорили. Тем не менее все равно он получит только часть информации. Другая часть может оставаться «за кадром». «Закадровую» часть данных он получит только тогда, когда продавец исповедует цивилизованное отношение к бизнесу. Прежде всего, с позиции собственной репутации. Дорожит он ей или нет.

По словам эксперта, здесь возникает важный нюанс: для дилерского центра, связанного контрактом с производителем, репутация ставится основой, едва ли не первым и главным пунктом среди прочих условий.

— Если дилер, грубо говоря, «накосячил» сегодня, то завтра он не сможет уйти от ответственности, закрыться и вскоре открыться вновь. Поэтому очень важно говорить клиенту об автомобиле всю правду — настолько, насколько ты ее можешь выявить, — продолжает Михаил Попов. — Если состояние автомобиля, который мы принимаем по программе trade-in, хорошее, то и договоренность между покупателем и продавцом тоже будет хорошая. Тогда мы находим компромисс по цене и ставим этот автомобиль на продажу, показывая его истинное состояние. Если же у автомобиля не очень хорошее состояние, то, скорее всего, мы не договоримся. «Мы не можем взять у вас машину за те деньги, которые вы хотите, потому что в нее надо вложить немалую сумму», — честно заявляем мы человеку. И если не вкладывать деньги, то в любом случае мы покажем будущему клиенту истинное состояние, и цена его будет низкой. Не согласившись с нашими доводами, продавец старается продать свою машину самостоятельно или обращается к тем перекупщикам, для которых не существует такого понятия, как репутация.

Рынок в болоте

Оценивая состояние «здоровья» и перспективы вторичного авторынка, эксперты СД несколько расходятся во мнениях.

— Как мне кажется, российский рынок развивается по европейскому сценарию. Разумеется, он сталкивается со своими сложностями, но при этом он становится здоровее, — предполагает Михаил Попов. — Развитие заключается непосредственно в отношении людей к своей работе, в их честности и порядочности. За всех говорить не берусь, но мне очень хочется верить в то, что завтра мы будем оставаться такими же честными и порядочными, как сегодня.

— Ничего не хочу прогнозировать, потому что наш бизнес сейчас не дает нам абсолютно никаких перспектив, — констатирует представитель автосалона «Омега». — Мы не знаем, кто приедет к нам завтра и продаст свой автомобиль. Конечно, мы рассчитываем на то, что выкупим у человека его авто и в дальнейшем максимально быстро сумеем его продать. Однако, пока курс рубля и экономика страны в целом не стабилизируется, все мы продолжим бултыхаться в «болоте».

Стоит напомнить, что российская «автовторичка» стабильно и ощутимо росла в 2012–2014 годах. Пиком продаж на этом рынке стал декабрь 2014-го.

— Когда доллар полетел вверх, россияне стали стремительно избавляться от денег и покупать все, что можно. Рост продаж новых автомобилей  подтягивал за собой увеличение продаж на «вторичке». Мы интенсивно принимали и продавали машины, — вспоминают период ударного труда в автосалоне «Омега». — Зато в 2015 году рынок «бэушных» авто просел примерно наполовину, а цены снизились процентов на пятнадцать. Пока наша экономика и все мы привязаны к валюте и ценам на нефть, я не вижу никакой позитивной динамики. Вот если бы доллар упал до 50 рублей, возможно, ситуация улучшилась бы. Цены на новые автомобили высокие, кредиты дорогие. В этих обстоятельствах люди стали покупать ощутимо меньше новых машин, и «вторичка» почувствовала это на себе напрямую — здесь оборот автомобилей снизился аналогичным образом.

Кстати сказать, наши источники не видят особых перспектив и у продаж подержанных автомобилей с аукционов.

— Это не для России, — полагает г-н Пантюхин. — У нас очень мало порядочных продавцов, которые бы довели до покупателя всю правду о товаре. Зная, сколько мошенничеств на этом рынке, у меня иногда возникает желание написать мемуары…

Охотно беру «Дэу» б/у

В прошлом году с российского авторынка во «вторые руки» укатили почти 5 млн автомобилей (минус 20% к 2014 году). Это даже ниже самого пессимистичного прогноза, который авторитетный «Автостат» предсказывал несколько лет назад. Тогда агентство давало три прогнозных варианта объемов продаж на «вторичке» в 2015 году: пессимистичный — 5,25 млн машин, нейтральный — 5,5 млн и оптимистичный — 6,45 млн.

Придется вспомнить и то, что в прошлом году продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей рухнули сразу на 35% с гаком в сравнении с аналогичным периодом. По информации комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в 2015 году в России было приобретено всего 1,6 млн новых машин.

Из 5 миллионов автомобилей с пробегом, реализованных в стране, более 3,2 млн машин составили иномарки. По подсчетам аналитиков, пятерку  моделей-лидеров скомплектовали Ford Focus, Toyota Corolla, Daewoo Nexia и Renault Logan.

Любопытно, что продажи автомобиля с американским «шильдиком» на радиаторной решетке лидируют в 28 регионах России. «Японка» ходила в непререкаемых лидерах в 21 регионе. Daewoo Nexia — только в восьми, в число которых вошла и Удмуртия.

Кстати сказать, в оставшихся российских регионах покупатели автомобильного секонд-хенда предпочитали выбирать Toyota Camry, Hyundai Accent, Mercedes E-Class, Volkswagen Passat, а также Toyota Hilux и Toyota Land Cruiser Prado.

— В Ижевске наиболее ликвидными среди поддержанных машин остаются автомобили в возрасте до пяти лет, — соглашается с федеральным трендом Марат Г., индивидуальный предприниматель, продавец подержанных автомобилей. — В этой возрастной категории среди иномарок наши покупатели в основном ищут и потом останавливают свой выбор на Chevrolet Lacetti или Chevrolet Aveo, охотно берут Daewoo Nexia и Ford Focus. А вот Toyota Corolla я бы не причислил в рейтинг top-предпочтений. Если переключаться на отечественные авто, то наибольшим спросом пользуется продукция АвтоВАЗа. В этом сегменте народ берет как «классику» — ВАЗ-2107, ВАЗ-2105, так и передний привод — Priora, «девятки», «восьмерки», «десятки» и «пятнашки». Причем это могут быть очень даже «пожилые» машины.

По словам эксперта, сейчас в его автосалоне ижевчане выбирают автомобили не старше 2003 года выпуска, но иногда попадаются и уходят влёт откровенные реликт-кары.

— Недавно у нас за 60 тысяч рублей люди купили «японку» 1989 года выпуска, — улыбается продавец. — Конечно, автомобиль «подуставший», но зато мотор остался в прекрасном рабочем состоянии…

Ижевский авторынок на фоне Приволжья

Нынешняя пропорция в соотношении 62:38 в пользу проданных иномарок на российском вторичном авторынке постепенно укрепляется в пользу «иностранцев».

Более того, к 2018 году специалисты полагают, что доля отечественных автомобилей составит на «вторичке» немногим больше 25%.

Интересно и то, что до недавнего времени участники вторичного рынка отмечали процентные тенденции ежегодного удешевления автомобилей. По их подсчетам, самые «народные» машины становились дешевле в среднем на 8% за год, а автомобили представительского класса могли упасть в цене до 10–12%.

Среди иномарок с пробегом быстрее всего теряли в цене автомобили германского происхождения — в среднем на 12%, а за ними располагались «американцы» — 10%, «японцы» — 9%, «французы» и «корейцы» — около 7%.

Если во всех этих пропорциях и процентах наши эксперты еще могут поспорить, то они единодушны в том, что самой оптимальной площадкой для размещения объявлений о продаже подержанных авто сегодня является сайт компании Avito. Эта площадка диктует условия игры, и ее можно сравнить с мощной американской платформой для электронных торгов ebay, уверяют наши источники. Сайт компании Avito сейчас, наверное, смотрит каждый второй человек в России, кто хочет продать или купить автомобиль.

Рынок подержанных автомобилей в Ижевске падает: 1 комментарий

  • 01.03.2016 в 13:12
    Permalink

    «одну треть вторичного рынка они «отдают» частникам, вторую треть — дилерским центрам, принимающим автомобили по программам trade-in, оставшиеся 40%…»
    Улыбнула эта арифметическая операция)

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.