Эволюция цифрового телевидения в Удмуртии

Плачу за что хочу

За последний десяток лет россияне привыкли к тому, что телевидение может быть платным. Новая ступень эволюции российского рынка цифрового телевидения — переход от количества принимаемых каналов к качеству не только картинки, но и потребительского сервиса — зритель получает за свои деньги возможность не просто принимать телепередачи, а смотреть то, что нравится, тогда, когда хочется.

 

Четыре плюс один

Аналитика рынка платного тцифрового телевидения (IPTV) показывает, что сегодня в России его абонентами являются немногим меньше 26 миллионов человек. Именно их предпочтения в пользу выбора операторов IPTV позволяют легко и точно определить основных игроков на этом рынке. Примерно две трети — доля ПАО «Ростелеком», около 20 процентов эксперты отдают ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») и от 4 до 6 процентов – «кусок пирога» ПАО «МТС».

Среди остальных участников рынка IPTV активным продвижением по стране отличается компания «Дом.ru», а в столице Удмуртии «большой пятерке» дополнительную конкуренцию составляет местная компания «МАРК».

Телевидение как сопутствующий продукт

В области цифрового телевидения будущее за OTT-сервисами (Over the Top — метод предоставления услуг через интернет. В данном случае теле- и видеоконтент доставляется посредством сети передачи данных любого провайдера на ТВ-приставку), которые позволяют отвязать потребление услуги от какого-то конкретного физического места подключения и пользоваться услугой там, где хочется, и так, как удобно, — с паузой, перемоткой, видеотекой и т. п.

Компания «МАРК» позиционирует себя в первую очередь в статусе интернет-провайдера.

— Мы предоставляем нашим абонентам транспорт для всех услуг и возможностей, которые клиенты найдут в сети, — напоминает директор по продажам «МАРК» Илья Военков. — Исходя из этого, платное телевидение исторически является для нас и наших абонентов дополнительной услугой.

Собственную сеть кабельного телевидения «МАРК» начал монтировать в 2009 году.

— Охват по этой услуге у нас небольшой — из более 2,5 тысячи подключенных домов кабельным телевидением охвачено порядка 10 процентов. На какой-то момент эта услуга была очень популярна, и годовые темпы прироста абонентов данного сервиса составляли около 30 процентов, — говорит Илья Военков. — Впрочем, в последнее время темпы сокращаются, несмотря на то,  что у нас хороший и очень доступный по цене набор популярных телеканалов. Более того, уже второй год мы транслируем по кабелю цифровой сигнал, и абоненты, у которых есть современные телевизоры, поддерживающие формат DVB-C, могут смотреть часть каналов — первые два мультиплекса в цифровом качестве без какой-либо дополнительной платы.

Заглядывая в будущее, эксперт предрекает снижения интереса телезрителей к традиционному кабельному ТВ. В области цифрового телевидения он видит будущее за OTT-сервисами (Over the Top — метод предоставления услуг через интернет. В данном случае теле- и видеоконтент доставляется посредством сети передачи данных любого провайдера на ТВ-приставку), которые позволяют отвязать потребление услуги от какого-то конкретного физического места подключения и пользоваться услугой там, где хочется, и так, как удобно, — с паузой, перемоткой, видеотекой и т. п.

—  И это касается не только IPTV, а вообще всех услуг, традиционно считающихся вотчиной интернет-провайдеров, имею в виду облачное видеонаблюдение, телефонию, телевидение и т. д. Конкурировать между собой за абонента, таким образом, будут не интернет-провайдеры, а поставщики контента и разработчики услуг, — уверен наш источник.

Сам себе режиссер и… зритель

В 2015 году мы презентовали на широкую аудиторию новый продукт — первое коробочное OTT-решение «Интерактивное ТВ 2.0». — С помощью этого продукта телевизионный и видеоконтент «Интерактивного ТВ» становится доступен везде, где есть интернет от любого провайдера. Тем самым «Ростелеком» первым из операторов платного телевидения открыл для широкого доступа собственный телевизионный контент, и это решение заложит основы дальнейшего развития рынка платного телевидения как в России, так и в Удмуртии

Лидер российского сектора по предоставлению выхода в виртуальное пространство — «Ростелеком» — впервые запустил в эфир телевидение с возможностью управления просмотром в 2012 году. Постепенно приставка «Интерактивное ТВ» от «Ростелекома» эволюционировала, суммируя в себе все больше сервисов.

— Сегодня «Ростелеком» предлагает своим пользователям более 200 телевизионных каналов, в том числе более 20 — в HD-формате. Преимуществом услуги является широкий спектр интерактивных сервисов: электронная программа передач с функцией напоминания, управление просмотром — запись, пауза, перемотка, возможность просматривать передачи из архива за три последних дня. Сервис «Видеопрокат» предлагает к просмотру более 1,5 тысячи художественных фильмов и сериалов различных жанров, мультфильмов, познавательных и образовательных программ, в том числе в форматах HD и 3D, — перечисляет сервис-возможности пресс-атташе филиала «Ростелеком» в Удмуртии Алексей Пентегов. — В продукте предусмотрена интеграция с социальными сетями, которая позволяет одним нажатием кнопки оценить понравившийся фильм или телепрограмму, а также поделиться с друзьями своими впечатлениями о просмотре.

Отметим, что в Удмуртии абонентами интерактивного телевидения «Ростелекома» являются более 50 тысяч человек и за последние три года абонентская база этого сервиса выросла в регионе почти в шесть раз.

— В 2015 году мы презентовали на широкую аудиторию новый продукт — первое коробочное OTT-решение «Интерактивное ТВ 2.0», —  продолжает Алексей Пентегов. — С помощью этого продукта телевизионный и видеоконтент «Интерактивного ТВ» становится доступен везде, где есть интернет от любого провайдера. Тем самым «Ростелеком» первым из операторов платного телевидения открыл для широкого доступа собственный телевизионный контент, и это решение заложит основы дальнейшего развития рынка платного телевидения как в России, так и в Удмуртии.

Упаковка контента

По информации «Ростелекома», сегмент IPTV показывает самую высокую положительную динамику и является серьезным драйвером роста для бизнеса. Вскоре после того, как «Ростелеком» «повернул ключ в замке зажигания» единой федеральной платформы «Интерактивное ТВ», абонентская база IPTV у оператора достигала 1,4 млн домохозяйств. Через три года этот показатель взлетел более чем в два раза, превысив отметку в 3,4 млн домохозяйств.

Между тем в середине марта появилась информация о том, что «Ростелеком» планирует доработать платформу, на которой реализованы услуги IPTV и ОТТ-решение, в частности, будут улучшены юзабилити и повышено их быстродействие.

Мотив одного из ведущих национальных операторов на телекоммуникационном рынке к форсированию «гонки вооружений» сервисов тоже ясен.

По информации «Ростелекома», сегмент IPTV показывает самую высокую положительную динамику и является серьезным драйвером роста для бизнеса. Вскоре после того, как «Ростелеком» «повернул ключ в замке зажигания» единой федеральной платформы «Интерактивное ТВ», абонентская база IPTV у оператора достигала 1,4 млн домохозяйств. Через три года этот показатель взлетел более чем в два раза, превысив отметку в 3,4 млн домохозяйств. Что касается общего количества абонентов платного ТВ, то у этого оператора оно составляет уже 8,6 млн домохозяйств.

— Задача «Ростелекома» — консолидировать, сортировать и упаковывать контент, который потом можно продавать и доставлять вне зависимости от среды — на телевизор, ОТТ-приставку, компьютер или планшет. При этом сервис «Мультискрин» позволяет объединить все эти экраны в единое пространство для просмотра контента, — резюмирует руководитель департамента внешних коммуникаций «Ростелекома» Валерий Костарев.

К свободе выбора

На рынке платного ТВ продолжается проникновение «цифры», — убежден директор филиала «Дом.ru» Сергей Бахмурнов и называет подтверждающие критерии: — В частности, набирает популярность мультиэкранность, нелинейная модель «телевизионного смотрения». Все большее число пользователей хотят сами выбирать, когда и как смотреть любимые фильмы, сериалы и спортивные трансляции.

Услуги платного ТВ в Ижевске компания «Дом.ru» начала предоставлять ровно 10 лет назад. В 2012 году компания презентовала приставку «Дом.ru TV». Благодаря этой приставке, помимо просмотра каналов в высоком качестве, можно было получить полный пакет актуальных сервисов.

В этот пакет вошли опции «пауза эфира», возможность записывать передачи, использовать электронный гид по программам, ставить пароли на каналы, а также выходить в интернет с экрана ТВ, узнавать курсы валют, прогноз погоды, новости, заходить в соцсети и смотреть кино в онлайн-кинотеатрах.

Если в 2006 году «Дом.ru» предлагал ижевчанам 64 канала в «аналоге», то сегодня абоненты сервиса цифрового ТВ «Дом.ru TV» могут смотреть 187 каналов.

— На рынке платного ТВ продолжается проникновение «цифры», — убежден директор филиала «Дом.ru» Сергей Бахмурнов и называет подтверждающие критерии: — В частности, набирает популярность мультиэкранность, нелинейная модель «телевизионного смотрения». Все большее число пользователей хотят сами выбирать, когда и как смотреть любимые фильмы, сериалы и спортивные трансляции. Круглосуточный доступ к нужным программам, мгновенное переключение между устройствами, отказ от проводов — вот та свобода выбора, к которой стремятся пользователи.

Комплексное обслуживание

Изначально концепция развития сервисов платного цифрового ТВ выстраивалась параллельно и конвергентность была ограничена возможностью возвращать часть потраченных средств в качестве компенсации на счет мобильного телефона. Однако сейчас можно говорить о более полном развитии конвергенции. Мы ожидаем, что ключевым драйвером роста ТВ в 2016 году станут сервисы гибридного ТВ.

По мнению коммерческого директора филиала МТС в Удмуртии Екатерины Аллилуевой, рынок кабельного фиксированного телевидения растет невысокими темпами. Однако по итогам прошлого года в республике компания МТС зафиксировала прирост абонентской базы на 16 процентов.

— Это говорит о том, что, несмотря на непростые экономические условия, жители республики не готовы отказываться от привычных и полюбившихся домашних ТВ-сервисов. Одновременно с этим наши клиенты предъявляют более высокие требования к качеству услуг. В настоящее время более 80 процентов ижевских пользователей домашнего ТВ от МТС отдают предпочтение цифровому стандарту, который обеспечивает высокое качество изображения и разнообразие доступных каналов, — рассказывает г-жа Аллилуева. — Сегодня мы сосредоточены на росте популярности пакетных предложений по форме doubleplay/tripleplay и развитии сервисов цифрового телевидения. В 2015 году мы увеличили на 40 процентов базовый пакет цифрового ТВ. Теперь в его составе 130 каналов, из которых 26 — в формате HD. Впервые мы предложили нашим абонентам новую опцию «ТВ везде», которая позволяет пользователям смотреть телеканалы на основном ТВ-приемнике и пяти дополнительных устройствах с использованием фиксированного и мобильного доступа в сеть интернет. К примеру, на смартфонах, планшетах, через браузер на компьютере или ноутбуке в рамках одного абонентского договора. Помимо возможности смотреть ТВ с разных устройств, абоненты МТС получили доступ к таким интерактивным сервисам, как видео по запросу и отложенный просмотр. Кроме того, в конце прошлого года по всей России компания МТС запустила в коммерческую эксплуатацию услугу «Спутниковое ТВ» и в планах компании на ближайшие несколько лет занять лидирующие позиции в этом сегменте рынка.

По мнению Екатерины Аллилуевой, несмотря на конкуренцию предложений операторов рынка, клиенты, как и раньше, отдают предпочтение телекомсервисам одного оператора.

— Преимущества комплексного обслуживания очевидны — это дополнительные скидки при подключении пакета из нескольких сервисов и удобство оплаты и обслуживания у одного оператора. Изначально концепция развития сервисов платного цифрового ТВ выстраивалась параллельно и конвергентность была ограничена возможностью возвращать часть потраченных средств в качестве компенсации на счет мобильного телефона. Однако сейчас можно говорить о более полном развитии конвергенции. Мы ожидаем, что ключевым драйвером роста ТВ в 2016 году станут сервисы гибридного ТВ. Для этого МТС готовит к коммерческому запуску гибридную ТВ-платформу, комплексно связывающую все стандарты платного телевидения от МТС, включая услугу «Спутниковое ТВ».

Кстати сказать, Ижевск вошел в top-10 российских городов, где впервые будет запущена гибридная платформа ТВ от МТС. Старт этого сервиса намечен на II квартал 2016 года.

Изменение реальности

Развитие телекоммуникаций позволило услуге «кабельное ТВ» всего за несколько лет пройти путь от «ящика с набором каналов» до «мобильного мульмедийного центра с  возможностью управления смысловым содержимым». Расширение функциональности услуги одновременно требует от операторов выхода на новый уровень сервиса, их задача — сделать современную технологичную услугу простой и понятной для самого неподготовленного клиента. И тот, кто справится с решением наилучшим образом, очевидно, и получит львиную долю этого старого нового рынка.

Эволюция цифрового телевидения в Удмуртии: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.