За скатертью дорога

Для финно-угорских иностранцев и местных школьников в Удмуртии выстраивают методически правильные туристские маршруты.

Зимой этого года в Удмуртском институте истории, языка и литературы создали научную лабораторию, работа которой нацелена на содействие в развитии этнологического и экологического туризма в Родниковом крае. СД заинтересовался новым предложением ученых, готовых поддержать многочисленные попытки деревень и сельских районов республики привлечь туристов. Заодно наш журнал вспомнил по удобному поводу почти всё, что знал о современном туристском комплексе Удмуртии.

«Три года ты мне снилась…»

Туристов в Удмуртии никогда не было много. Прежде этому мешала «оборонная» закрытость региона, а сегодня ограничивают инфраструктурная неразвитость туристического комплекса и «ножницы» между ожиданиями массовых гостей и местными достопримечательностями. По данным республиканского Министерства по физкультуре, спорту и туризму, в минувшем году в Удмуртии побывали около 1800 иностранных экскурсантов и почти 8000 туристов с российским паспортом.

В 2012 году региональный кабинет министров после длительных проволочек («эскизный» проект «туристической» программы появился в республике еще три года назад) принял целевую программу по развитию внутреннего и въездного туризма до 2018 года.

Как ни странно, катализатором процесса стало ежегодное послание главы Удмуртии Александра Волкова депутатскому корпусу республиканского парламента. В этом послании руководитель региона поставил перед исполнительной властью категоричную задачу — внутренний и въездной туризм является одной из отраслей экономики, в развитии которой очевиден перспективный инвестиционный потенциал Родникового края.

Для управления «туристской» программой был создан межведомственный координационный совет. В прошлом году по решению этого совета в удмуртские веси были инвестированы первые деньги – без малого 7 млн 400 тыс. руб. из 280 млн руб., которые за семь лет действия программы должны развить базу для увеличения туристских потоков.

При этом с самого начала задумывалось, что вклад республики в виде бюджетных активов не должен превышать 10 млн рублей. Остальное, как рассчитывают республиканские власти, вложат частные инвесторы и федеральный бюджет.

«Республиканские средства станут тем необходимым минимальным траншем-маяком для притягивания сторонних инвесторов», — раскрывал в прессе механизмы программы глава спортивного ведомства Удмуртии Игорь Краснов и напоминал, что несколько лет в стране работает федеральная целевая программа по развитию туризма. «Теперь наша республика сможет продолжить интеграцию в этот проект, привлекая на туристическое направление ассигнования из российской казны», — министр спорта указал на еще один источник финансирования программы.

Сувенирный ряд с расширением

В актуальный туристский комплекс Удмуртии включено более 2,5 тысячи «объектов различного назначения и ведомственной подчиненности», два десятка туроператоров и около трех сотен «субъектов туристической деятельности» (из них 32 музея, 2 тыс. памятников истории и культуры, национальный и природные парки, заказники, 283 памятника природы).

Тем не менее, загибая пальцы в перечислении главных туристических приоритетов в Удмуртии, можно ограничиться одним десятком.

В этот сувенирный top-10 СД обязательно включает городище Иднакар в Глазовском районе, Сибирский тракт с этапной тюрьмой в Бакчеево и родиной остроумного Лопшо Педуня в Игринском районе, гору Байгурезь в Дебесском районе, резиденцию удмуртского Деда Мороза Тол-Бабая, которая сейчас меняет зимнюю квартиру и переезжает из Титово в райцентр Шаркан. В этой обязательной программе Дом-музей Чайковского в Воткинске, Свято-Михайловский собор и музейный комплекс Калашникова в Ижевске, купеческий Сарапул, живописная камская береговая лента в Каракулинском район, и, пожалуй, еще деревня Котловка Граховского района, объявившая  себя одной из отечественных родин Бабы-Яги.

«Любой турист, прежде всего, едет за контрастными ощущениями. Это самое важное в туризме, — говорит Светлана Хакимова, руководитель Центра содействия развитию этно- и экотуризма, созданного в УдНИИ. — Пока озвученный вами ряд объектов дает всем нашим туристам эти самые ощущения».

При этом эксперт расширяет удмуртскую туристическую линию несколькими новыми марками на примере двух финских групп, которых осенью прошлого года привез в Удмуртию «Эрико-тур» — партнер УдНИИ и один из немногих операторов въездного туризма в регионе. По версии ученой, в расширенный туристский курс по Удмуртии необходимо включать Карамас-Пельгу и Старую Салью в Киясовском районе, Бураново и Орлово в Малопургинском районе и Кузебаево Алнашского района, где можно издали посмотреть священную языческую Куалу.

Во всех этих деревнях сохранилась архаичные традиции и обряды, которые можно «приправить» лайт-экстремализмом. В том же Орлово финнов расселили по домам «аборигенов», и они, совершенно не зная ни русского, ни удмуртского языка, в полном погружении в незнакомую среду умудрились прожить в деревне несколько дней, с избытком получив непричесанных эмоций.

Прикосновение к бревну и… кандалам

Но всё же погружение в пограничную культуру для этих финских родственников началось с посещения «хрестоматийного» городища.

«После Иднакара финны заезжали в деревню Юнда Балезинского района, где живут бесермяне. Затем они жили в Живице в Кезском районе в частном фермерском хозяйстве, где выстроен постоялый двор и летний амбар», — рассказывает г-жа Хакимова и акцентирует внимание, что гостям из Суоми нарочито хотелось пожить в деревянной избе, вкусив первозданного крестьянского быта. Как говорится, прикоснуться к посконно-исконному, к настоящему бревну, разглядеть узор на скатерти и одежде, тронуть монетки в монисте. «Радушная хозяйка в Живице «выписала» из Кулиги колоритных старообрядцев, которые как будто сошли со старинных фотографий, — продолжает эксперт. — Эти кулигинские бабушки пели для финнов свои заветные песни, угощая их томлёнкой на овсянке и своеобычными  перепечами. Не зря же сейчас много говорится об аутентичном туризме. Он позволяет прочувствовать простую деревенскую жизнь, которая в Европе давно растворилась тотальной урбанизацией. А аутентичный тур в Удмуртию включает в себя все основные составляющие этно- и экотуристического спроса, включая гастрономию и возможность что-то сделать своими руками».

По словам Светланы Хакимовой, в поисках целевых «фокус-групп» ученые и туроператоры смотрят гораздо шире приглашения иностранцев из финно-угорского мира. Помимо зарубежных визитеров свежее предложение в этнотурах должно заинтересовать и местных школьников. «На священной для древних удмуртов горе Байгурезь, где можно прикоснуться к небесам, мы показали финнам инсценировку языческого моления с шаманом и кашей, — рассказывает она.  — Уверена, что нашим школьникам тоже будет интересна театрализация действа, способного разбудить интерес к истории, генерировать у подростков и молодежи чувство гордости за родной край и вызывать патриотические чувства».

Эксперт не согласна с тем, что любопытство нынешней молодежи и школьников страдает однобокостью, и говорит о необходимости расширять образовательное  пространство. Например, в тех же Алнашах можно собрать информацию по биологии, археологии, истории, краеведению, этнологии. «Нам как раз представляется, что яркие уникальные предложения способны разжечь любопытство, — говорит г-жа Хакимова. — Свое, родное может зацепить, зажечь, и с этой надеждой мы выходим в мир. Пусть  пока в финно-угорский».

Кстати, в Бакчеево туристам тоже предлагается интерактивная театрализация, когда человек протискивается сквозь строй солдат-конвоиров к кандальникам, а подорожные бабушки с заунывными причитаниями норовят сунуть горбушку черного хлеба – этого главного крестьянского пирога – под арестантскую робу или в суму «невольника», добровольно нацепившего на себя тяжелую кандальную колодку.

Один из финнов специально приехал в Бакчеево, чтобы пройти по пути своего предка, высланного в Сибирь, и узнать, что чувствовал его прапрадед, идя по этапу…

На фоне полярных эмоций, полученных «в поле», любопытной выглядела реакция финнов на посещение музея М. Т. Калашникова. В отличие от большинства российских туристов выглядит парадоксальным, что визит в оружейную сокровищницу «МихТима» не вызвал у финнов ни интереса, ни позитивных эмоций. Причем даже у мужчин. Не случайно после этого финский туроператор исключил посещение музея из календаря экскурсий для следующей группы. Зато Свято-Михайловский собор вызвал у пришельцев живой интерес, несмотря на то, что храм «не скрывает», что он новодел.

Поиски созвучий

Светлана Хакимова отмечает, что озвученные ей туристические маршруты не закостенели и другие операторы въездного туризма выстраивают свои дороги. «Активные продажи этнотуристических продуктов начались еще в прошлом году, — говорит эксперт, — и у меня нет сомнений, что эти туры обретут популярность. Тем более что муниципальные образования заявляют о готовности к приему гостей. Поговаривают, что под Новый год в той же Котловке уже отмечался ажиотаж».

Мотивацию к созданию Центра содействия развитию этно- и экотуризма СД раскрыл директор Удмуртского Института истории, языка и литературы Алексей Загребин: «Основной задачей центра мы видим научно обоснованное сопровождение работы по развитию туристической инфраструктуры в Удмуртии и анализ туристического потенциала республики. В нашем институте накоплено множество экспедиционных материалов, связанных с изучением этноса. Они пригодятся для использования любой деревне, району, городу, которые намереваются или уже развивают свой туристический потенциал. По сути дела, мы создаем стартовую площадку и грамотный методический базис для успешного запуска этих маршрутов».

В мотиве института по созданию этого центра априори есть рациональное зерно, позволяющее отсеять все «плевелы». Пожалуй, никто лучше историков, археологов, этнологов и фольклористов института, своими ногами исходившими весь край, не могут знать Удмуртию. Кроме того, УдНИИ обладает всем комплексом знаний, умений и навыков, которые позволяют вывести эту работу на международный уровень. Прежде всего, в финно-угорское пространство.

Новый проект Удмуртского Института истории, языка и литературы уже согласован с руководством Уральского отделения Российской академии наук. Помимо этого, институт загодя обзавелся партнерами в Финляндии, Венгрии и Эстонии, выразившими готовность к сотрудничеству.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.