«ВИС» в Удмуртии │Что интересует представителей крупного стоительного холдинга в республике

Встречу Главы Удмуртии с представителями крупного строительного холдинга «ВИС» через официальные и полуофициальные каналы подали двояко. Официальный пресс-релиз содержал информацию о нескольких обсуждавшихся проектах и в целом был выдержан в тоне «поговорили и разошлись довольные собой». Зампред Александр Свинин в своем фейсбуке выразился куда более конкретно: «Строительство платного участка дороги по трассе М7, сумма инвестиций от 15 млрд рублей, инвестор — ГК ВИС. В каждом проекте закреплены сроки выполнения, ответственные с обеих сторон, каждый проект будет сопровождаться через единое окно».

Но самое интересное в этой встрече, наверное, не столько анонсирование (явно преждевременное) очередной «стройки века», а проявление интереса к Удмуртии со стороны такого крупного игрок на на строительном рынке России как группа компаний «ВИС».

Что же собираются строить?

В официальном сообщении о встрече рассказывалось о нескольких проектах, предложенных представителям ГСК «ВИС»: строительство прямой дороги от Алнашей до Сарапульского тракта, строительство и эксплуатация Восточного обхода города Ижевска, строительство платной автомобильной дороги Ижевск-Игра, а также реконструкция дорог  Ижевск-Сарапул и Костино-Камбарка.

Все эти проекты старые. Каждому не меньше трех лет и все они очень «сырые». Это скорее мечты, чем проекты. Например, проект платной дороги «Ижевск-Игра» на основе соглашения о ГЧП анонсировался еще в 2014 году, при этом предполагалось, что протяженность новой дороги будет лишь на семь километров меньше имеющейся — не существенное сокращение логистического плеча и слабый аргумент в пользу строительства такой дороги.

Александр Свинин пост
Александр Свинин анонсировал в соцсети инвестиционный проект стоимостью «от 15 млрд рублей», инвестором в котором должна выступить ГСК «ВИС»

Исключение составляют проекты реконструкции дорог до Сарапула и далее до Камбарки, которые собирались завершить еще до окончания строительства моста через Каму, но так и не собрались. Однако в данном случае речь вряд ли может идти об инвестициях со стороны ГК «ВИС» — тут компания может выступить разве что подрядчиком.

В общем, что именно будет строить «ВИС» в Удмуртии пока совершенно не понятно. Непонятна и сама цифра: «от 15 млрд» — это стоимость проекта и или капитал, который собирается вложить инвестор? Если это общая стоимость и речь идет о строительстве части федеральной дороги на условиях ГЧП, то в этой сумме, очевидно, предполагаются и федеральное, и региональные финансирование. Если это инвестиции ВИС, то каково будет соучастие республики? С этим видимо и поручено разобраться зампреду правительства Александру Свинину до 21 декабря.

Впрочем, история наверняка затянется. Во-первых, неизвестно устроят ли «ВИС» предложенные проекты. Во-вторых, если устроят, при условии привлечения федерального финансирования, согласование любого из этих проектов может занять не один год. Наверное, ГК «ВИС» эти сроки не очень пугают, особенно если ее больше интересуют подряды, которые можно получить взамен на обещание инвестиций.

Например, реконструкция дорог  на Сарапул и Камбарку оценивалась в сумму, превышающую 5 млрд рублей. Строительство сельских дорог, о которых призывал не забывать на встрече с инвесторами Александр Бречалов — тоже очень выгодная история: когда однажды бывший глава республики Александр Волков озвучил, во сколько бюджету обходится строительство километра грунтовой дороги, присутствовавший на встрече дорожный подрядчик, работающий в Ижевске, позеленел от зависти к коллегам.

Логика в этих построениях простая: хочется понять с какой радости компания, входящая в топ-20 крупнейших строительных компаний РФ (за 2016 год по версии РБК), вдруг решила заняться строительством дорог в Удмуртии?

Не было никакого проекта, который специально для такого инвестора был бы подготовлен — то есть вообще-то не очень и ждали. Из официальных сообщений следует вывод, что представители ГК «ВИС» просто приехали и спросили: «А не надо ли вам что-нибудь построить – миллиардов на пятнадцать?».

Что такое группа компаний «ВИС»?

Группа строительных компаний «ВИС» была образована в 2000 году на базе ООО «ПФ «ВИС» в Санкт-Петербурге. За прошедшие 17 лет компания выросла в один из крупнейших в стране строительных холдингов. Например, по данным рейтинга «РБК 500» ГСК «ВИС» входит в топ-20 строительных компаний России.

Согласно официальному сайту компании, за период с 2000 года компания реализовала 66 масштабных проекта. Портфель заказов сформирован до 2020 года, его оценочная стоимость составляет более 500 млрд рублей. Компания — один из крупнейших в стране операторов проектов в сфере ГЧП: в настоящее время группа реализует 5 проектов ГЧП с капиталоёмкостью более 180 млрд рублей.

В открытых источниках быстрый рост ГСК «ВИС» связывают с обслуживанием строительных проектов «Газпрома». Примерно с 2008-2010 года «ВИС» стала постоянным партнером газового монополиста в строительстве как специализированных объектов газовой отрасли, так и в социальных проектах, реализуемых ОА «Газпром» в важнейших регионах присутствия: Ямал, Краснодарский край, Астраханская область и т.п. В этих же регионах «ВИС» получает крупные бюджетные подряды: на строительство административных зданий, учреждений образования, здравоохранения и культуры.

Любопытно, что часть этих проектов выполняется ГСК «ВИС» на условиях ГЧП — в том числе строительство перинатального центра в Сургуте, строительство 12 учреждений образования и культуры в Якутии, шести образовательных учреждений на Ямале. То есть, при том, что «ВИС» — компания строительная, она готова управлять и перинатальным центром, и образовательными учреждениями, и дорогами.

Есть информация, что ВИС может войти инвестором в проект по достройки ЦКАД в Москве. Кроме того, компания строит на условиях ГЧП объездную дорогу вокруг Хабаровска (общая стоимость строительства 40 млрд рублей, 25% — за счет инвестора) и железную дорогу в ЯНАО.

Что же такую серьезную компанию могло заинтересовать в Удмуртии?

Есть версия, что представители группы «ВИС» здесь оказались в связи с замороженным проектом спорткомплекса на улице Советской, который «Газпром» строил на собственные деньги, но прекратил финансирование строительства в связи с долгами потребителей Удмуртии за газ. Известно, что команда Бречалова этот проект пытается «оживить», хотя думается, что существенно  сократить долги за газ, составляющие почти миллиард рублей, не в ее силах. Так что в качестве отступных могут быть предложены проекты в дорожной сфере.

 

Другая версия: ГСК «ВИС» решила расширить свое влияние в регионах ПФО и использует наработанные компетенции в части реализации проектов ГЧП в качестве приманки. Известно, что регионам не просто найти инвесторов на крупные проекты в инфраструктуру —  слишком долго они окупаются, а вложений требуют значительных.

Игорь Снегуров ВИС
В середине октября текущего года генеральный директор ГСК «ВИС» Игорь Снегуров в интервью изданию «Коммерсантъ-Сибирь» сказал, что «ВИС» планирует в течение одного года удвоить портфель контрактов, который сейчас оценивается в 500 млрд рублей.

А «ВИС» готов такие проекты рассматривать. И, судя по всему, не только в Удмуртии. Например, компания выступила партнером Форума Приволжского федерального округа по государственно-частному партнерству, прошедшего сегодня в Казани, где присутствовали генеральный директор ГСК «ВИС» Александр Снегуров и президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. В Татарстане тоже есть инфраструктурные проекты, которые республика хочет реализовать на условиях ГЧП: строительство участка международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай», строительство мостового перехода через реку Кама (в районе села Соколка), проект строительства южного обхода города Казани.

В удмуртском бюджете следующего года по статье «национальная экономика» запланировано всего 7,3 млрд рублей расходов, из которых 4,4 млрд — дорожный фонд. Не так уж и мало, на самом деле, учитывая, что фонд имеет обыкновение увеличиваться при поступлении целевых денег из федерального бюджета. И понятно, что если на него нацелится ГСК «ВИС», то местным подрядчикам будет нелегко победить ее на торгах. Конечно, можно податься в подрядчики, но это уже совсем другая история. И власти, при условии завязки на крупный проект по схеме ГЧП, будут своему партнеру всячески помогать. Так, например, помогала администрация Александра Соловьева компании «Мостострой-12» выиграть конкурсы на реконструкцию дорог и ремонт мостов в Удмуртии. Правда, было уже поздно. Но схема в общем рабочая, почему бы снова не попробовать?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.