Журнал

В гостях, как дома

За последний год в Удмуртии открылось 40 новых гостиниц. Специалисты считают, что теперь-то уже гостиниц в республике более чем достаточно. Среднегодовая загрузка в 50-60% обеспечивает им приемлемую рентабельность, однако появление новых игроков может снизить прибыльность бизнеса.

Гостиничный рынок в Удмуртии показывает стабильный рост. По данным Удмуртстата, за 4 месяца 2013 года объем услуг составил 170,5 млн рублей. Это на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В 2012 году оборот гостиничного бизнеса в Удмуртии составил 515 млн рублей и показал рост в 7% по сравнению с 2011 годом. Наилучшим же по динамике был посткризиный 2011-й, когда обороты выросли сразу на 34%.

Показатели активности

Согласно официальным данным, количество гостиниц в Удмуртии к концу 2011 года выросло на 72% относительно 2005-го. По состоянию на 1 января 2013 года  в республике было зарегистрировано 106 организаций гостиничного типа (гостиницы, общежития для приезжих, пансионаты гостиничного типа, другие организации), 51 – расположены в Ижевске, 6 — в Воткинске, 7 — в Глазове, 7 — в Можге, 8 — в Сарапуле, остальные — в районах республики. Общее число номеров, по данным на 2012 год, составляло 1574.

По мнению генерального менеджера отеля Park Inn Елены Алалыкиной, положительная динамика рынка — следствие роста деловой активности в республике.  «Необходимо отметить, что гостиничный бизнес развивается  в тандеме с  промышленностью и общей деловой активностью. Правило «спрос  рождает предложение» в нашем бизнесе действует безотказно. Для того чтобы оценить, достаточно ли существующего количества гостиниц в городе, стоит проанализировать среднегодовую загрузку отелей, в среднем она составляет 50-60% (для сравнения: в Санкт-Петербурге загрузка держится на уровне 75-80%)», — говорит эксперт.

Старший администратор гостиницы «ИжОтель» Елена Холмова подтверждает, что приток бизнеса в гостиничный рынок обусловлен в первую очередь ростом привлекательности Удмуртии для деловых кругов из других регионов и улучшением благосостояния местных жителей. «Стало проводиться больше крупных фестивалей, конференций, соревнований, что, безусловно, отражается на групповых заездах. В то же время открывается много мини-отелей, представляющих собой коттеджи для отдыха. Они больше рассчитаны на местного потребителя, который хочет по-особенному провести время. Появление большого числа последних объясняется, по-видимому, тем, что инвесторам кажется, что бизнес не требует серьезных капиталовложений, либо необходимостью использовать простаивающую недвижимость».

По мнению игроков рынка, существующего количества гостиниц в Ижевске более чем достаточно. Как отмечает и. о. директора гостиницы «Италмас» Елена Зубкач, у клиента очень большой выбор мест, где он мог бы остановиться. «Есть мини-отели, рассчитанные на индивидуальные размещения, семьи. Если требуется комплексное размещение, к примеру, спортсменов, приехавших в Ижевск для участия в каких-то соревнованиях, или делегации иногородней фирмы, собравшейся на форум, можно найти несколько вариантов крупных гостиниц с большим количеством номеров», — говорит эксперт.

В действительности больших гостиниц в Ижевске совсем немного, среднее количество номеров — 8-12. Из полусотни гостиниц столицы Удмуртии свыше 20 номеров могут предложить лишь два десятка. Набор услуг, цены и наличие тех или иных номеров зависит от того, на какого гостя в целом ориентируется отель. Загородные гостиницы предлагают чаще всего так называемые номера «повышенной комфортности». Отели в городе ориентированы в основном на номера «эконом» и «стандарт».

«За последние три года мы наблюдаем процесс постепенного изменения финансовых возможностей и, соответственно, требований клиентов, — отмечает Елена Зубкач. — Если раньше гости спрашивали и бронировали чаще комнаты эконом-класса, то сейчас больше в ходу «стандарт». Даже спортсмены регионального уровня предпочитают селиться в номерах повышенной комфортности».

Как отмечают эксперты, существующего количества номеров в Ижевске во всех ценовых категориях достаточно. Некоторый переизбыток они отмечают по номерам VIP-класса. По словам г-жи Алалыкиной, превалирующее количество существующих гостиниц — это отели эконом-класса, построенные, как правило, в советские времена. В городе нет ни одного отеля класса deluxe.  Подобные отели строятся в городах с населением свыше миллиона.

Благая конкуренция

Эксперт считает, что конкуренция на рынке гостиничных услуг в Ижевске в целом только во благо. Она становится стимулом для дальнейшего развития этой сферы услуг. В чем-то это отражается и на ценах: наличие конкурентов удерживает от бесконтрольного роста цен.

«Здоровая конкуренция всегда положительно влияет на рынок, — считает Елена Алалыкина. — Она заставляет двигаться дальше, работать над улучшением качества обслуживания, тесно сотрудничать с представителями различных отраслей, развивать клиентскую базу и привлекать новых гостей. Безграмотный и некомпетентный руководитель в условиях конкуренции начинает  демпинговать, нанося вред не только своему предприятию, но и другим гостиницам».

В условиях высокой конкуренции отели стараются привлечь клиентов разнообразными услугами. В частности, гостю могут предложить обед в ресторане, услуги прачечной, бесплатный wi-fi, трансфер, банкетные залы и конференц-залы для проведения корпоративных мероприятий. Мини-отели, ориентирующиеся в первую очередь на местного потребителя, предлагают специальное свадебное оформление номеров для молодоженов.

Заметной сезонности в гостиничном бизнесе, по словам менеджера гостиницы «Уральская» Ольги Хаймович, в Удмуртии не наблюдается. «Наплыв клиентов чаще всего связан с проведением в Ижевске крупных мероприятий — спортивных соревнований, выставок, конференций. К примеру, в мае был приток в связи с выставкой «Город XXI века». В последние годы таких мероприятий проходит всё больше», — говорит эксперт. По данным Министерства торговли и бытовых услуг УР, половина селящихся в отелях Ижевска гостей приезжают в город в рамках деловых командировок.

Елена Холмова отмечает, что, несмотря на рост числа гостиниц, снижения уровня загрузки не ощущается. Определенная часть приезжих предпочитает селиться в одних и тех же отелях.

Выгода

По мнению экспертов, появление новых игроков на рынке скажется на нем скорее негативно. Среднегодовая загрузка в 50-60% сейчас вполне позволяет отелям зарабатывать. Рентабельность этого бизнеса в регионах составляет 15-20%.

«Конечно, Ижевску еще далеко до городов-миллионников, где отель окупается за 10 лет. В нашем городе  этот срок может составлять 20 лет. В целом рентабельность гостиничного бизнеса одинакова везде: более высокий уровень доходов неизменно влечет за собой более высокий уровень расходов, — поясняет Елена Алалыкина. — В рыночных условиях легче выжить отелям с централизованным административным корпусом. Что касается крупных игроков на рынке, в ближайшее время изменений не предвидится.  Что касается мини- и апарт-отелей, то этот сегмент рынка постоянно находится в динамике, так как небольшие отели традиционно кажутся привлекательным бизнесом для частных инвесторов».

В развитии рынка гостиничных услуг заинтересованы и республиканские власти. Правда, по объему бюджетного финансирования отрасли это незаметно. Так, согласно условиям существующей целевой программы на развитие сферы бытовых услуг и гостиничного бизнеса ежегодно выделяется лишь по 50 тысяч рублей. Очевидно, то бюджетные деньги нужны не самим гостиницам, а на развитие сопутствующей инфраструктуры, например, на указатели для туристов. Это тем более актуально в связи с желанием республиканского правительства развивать в Удмуртии въездной туризм. В каждом районном центре есть минимум одна гостиница. Конечно, уровень комфорта в них не столь высок, как в Ижевске. Тем не менее пока развитие этнотуризма в Удмуртии имеет больше теоретический характер, так что гостиницы Удмуртии продолжают работать в обычном режиме. По крайней мере, заметного притока в ближайшие годы за счет такого рода туристов они не ожидают. Сейчас приезжающие на отдых составляют около 20% гостей отелей.

Таблицы: Данные Минторга УР

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *