Журнал

Удмуртия: перезагрузка

Миэкономики Удмуртии разместило госзаказ на исследование факторов, положительно и отрицательно влияющих на имидж региона. Эксперты говорят, что шаг нужный – лучше поздно, чем никогда, – и призывают искать новые формы для формирования модернизированного республиканского имиджа уже сейчас, не дожидаясь результатов исследования.

– Сегодня у нас, мягко говоря, не самые лучшие результаты по привлечению инвестиций в УР, – рассуждает министр экономики республики Михаил Зайцев. – С другой стороны, мы делаем очень много для улучшения инвестиционного климата. В республике есть всё, иногда даже больше, чем у других. А с другой – одним из важнейших элементов инвестиционного климата является узнаваемость региона в России и в мире. Существует профессиональный подход к этому вопросу, и мы намерены к нему прибегнуть.

По словам министра, то, что привычные бренды республики –  Калашников, оборонный комплекс, Чайковский – либо совсем не работают на узнаваемость региона, либо нуждаются в значительном переосмыслении, – давно не для кого не секрет. Поэтому мысль провести исследование факторов, влияющих на позиционирование региона, возникла, разумеется, не случайно. В Минэкономики говорят, что при формировании задания на исследование внимательно изучили опыт других регионов и предложения организаций, специализирующихся на продвижении территорий компаний.

Примеры других регионов

Наибольшую «зависть» у удмуртских чиновников вызывают примеры Ульяновской, Самарской, Ростовской областей, Татарстана и Краснодарского края. Там региональное продвижение не только подкреплено соответствующими исследованиями, но и оформлено в виде конкретных планов с соответствующим сроками и финансированием.

– Вся Госдума РФ на стендах Ульяновской области. Там каждый день бывают тысячи депутатов, помощников, иностранцев, журналистов. И каждый день они видят Ульяновскую область, – приводит пример министр экономики Удмуртии. – По сравнению с Ульяновском мы далеко впереди по кадровому потенциалу, наличию промышленной инфраструктуры, развитию территорий, культуре. Но они нашли изюминки, спозиционировали себя как центр вселенной. А Ижевск даже не всегда в метеосводке по федеральным каналам показывают.

По мнению Михаила Зайцева, имидж для региона – это всё равно что обёртка для конфеты – именно по ней прежде всего выбирает потенциальный покупатель. Так и инвестор в первую очередь судит по обёртке, по имиджу.

– Если знать, как инвесторы выбирают регион для инвестиций, можно под эти требования заворачивать республику в красивый фантик, который они потом скушают. Если этого не делать, инвесторы легко могут прийти в далеко не лучший регион, но у которого такой фантик есть, – отмечает Зайцев.

– Для инвестора имидж региона важен, – соглашается Марс Булатов, аналитик управляющей компании «АК БАРС КАПИТАЛ» (г.Казань).  –  Главное, чтобы этот имидж был наполнен реальным содержанием, то есть чтобы под обёрткой была именно конфетка, а не нечто иное.

Среди ярких примеров, реализованных в Татарстане, эксперт называет особую экономическую зону «Алабуга».

Между тем, по мнению Михаила Зайцева, один из серьёзных проектов позиционирования региона – пермский «культурный» опыт.

– Инвестор может вспомнить о регионе исходя из какой-то совершенно другой сферы – «я слышал там что-то с культурой». Есть культура, значит, здесь люди креативные. Значит, есть хорошее образование. Значит, люди находят себе работу, – говорит он.

Как продвигать

– Если бы мне сказали слово «Удмуртия», то кроме Калашникова я бы ничего не вспомнил, – признаётся министр культуры Пермского края Николай Новичков. – Потом, наверное, в голову бы  пришло, что здесь делали «Москвичи» и «Ижи».

Примерно так же отвечали и остальные опрошенные эксперты из других регионов.

Специалисты сходятся во мнении, что формировать имидж Удмуртии приходится даже не с нуля, а с «минуса». Обусловлено это тем, что регион во времена СССР был закрытой территорией.

– Имидж – это вещь публичная. О публичности Удмуртии в советское время говорить не приходится. Мало того что мир нас не знал, мы сами себя не знали. Имидж республики начал формироваться после открытия в 1991 году, и мы выглядели для мира не очень презентабельными и вкусными – регион, который производил только оружие. Я помню карикатуру в каком-то американском журнале, где тогдашний глава Удмуртии Тубылов сидел на груде оружия: «если мы отделимся от России, мы сможем воевать со всем миром три года». Это стартовый имидж региона. Актуальность войн в последнее время снизилась, и авторитет оружия сегодня не настолько высок, поэтому нам надо искать новые смыслы, – отмечает Энвиль Касимов, депутат Госсовета УР.

Николай Новичков советует коллегам из Удмуртии развивать одновременно как минимум три направления. Во-первых, вспомнить историю региона, проанализировать все возможные легенды, которые можно использовать для создания имиджа региона. Калашников – одна из таких легенд. Но надо посмотреть всё, чтобы получить полный спектр. Одновременно нужно думать над тем, чем бы могли Ижевск и Удмуртия быть привлекательными вне зависимости от их истории. Возможно, связать с географическим положением. И, в-третьих,  привязать к территории историю из разряда «почему бы и нет» – что-то на уровне бредовых идей – что было бы интересно внешнему миру, но не реализуется никем из регионов-конкурентов. Что на первый взгляд не имеет к Ижевску никакого отношения, например, «Ижевск – это новый Лас-Вегас».

По словам Новичкова, среди удачных примеров – позиционирование Кунгура, который достиг больших успехов в плане привлечения туристов. Город одновременно развивает три направления: первое – историческое наследие (прекрасно сохранился старый город), второе – природное (рядом с городом находится знаменитая пещера), третье – Кунгур с недавних пор стал центром воздухоплавания. Здесь проводится не только фестиваль воздухоплавания, но и существует инфраструктура катания на воздушных шарах. Это новое направление, которое было придумано и привито городу. Другой пример – Санкт – Петербург, который уже, по сути, является городом–музеем, удачно географически расположен. Кроме того, здесь также активно продвигается «событийка» – выставки, фестивали и т.д.

– Нужно смотреть не только в прошлое, но и в пространство вокруг себя и в будущее. Тогда выстраивается трёхмерная матрица, в которой ни одно из направлений не мешает другому, но в результате этих объединений возникает синергия, – резюмирует Николай Новичков, подчёркивая, что ни в коем случае не стоит концентрироваться на истории – это путь заведомо провальный и основная ошибка при позиционировании региона.

Планы и финансирование

Согласно заявке стоимость контракта составляет 530 тысяч рублей. Эта сумма основана      на коммерческих предложениях, поступавших в правительство Удмуртии. Среди тех, кто предлагал республике свои услуги по продвижению, называют ЗАО «Стратеджи Партнерс Групп», ГУ Новосибирской области «Агентство регионального маркетинга», KEYPARTNER Group.

В Минэкономики заявляют, что работа по продвижению региона продлится не один год. Первый этап – исследовательская часть (опросы, фокус-группы) – будет завершён в декабре текущего года. А затем будет разработан конкретный план действий.

– Мы будем выходить к руководству республики, убеждать, обосновывать наш план. Если в следующем году нам выделят деньги на второй этап, мы планируем провести тоже конкурс. Денег, к сожалению, не так много, как хотелось бы, – сетует Михаил Зайцев.

Впрочем, сколько может стоить положительный имидж, никто даже примерно сказать не может. В этом деле много денег не бывает.

– В целом, эта работа может стоить и 3, и 30 миллионов или значительно больше. На первом этапе мы как раз профессионально докажем, что этим надо заниматься и какой будет эффект. Для примера, Алтайский край только на концепцию продвижения туристического кластера затратил порядка 25 миллионов рублей. Привлекли лучших мировых экспертов. В результате к ним пошёл турист. Туризм – это самая благодатная почва, самые дешёвые рабочие места и самый быстрый оборот денег. Не строить производство, покупать материалы и налаживать сбыт – турист просто приехал и оставил деньги, – говорит Михаил Зайцев.

С другой стороны, стоимость перелёта из Москвы в Ижевск находится на уровне, а то и выше, чем, например, в Египет. Кроме того, у нас всего один отель, классифицированный по системе «звёзд».

Бюджет Министерства культуры Пермского края в 2011 году составил почти 2 млрд рублей, или около 4% бюджета региона. «Я считаю, что все эти деньги направлены на позиционирование края. Столько не тратит никто», – подчёркивает Николай Новичков. Вместе с тем необходимо учесть, что есть вещи, которые вообще нельзя купить. Например, несколько недель назад газета «Ведомости» опубликовала статью о премьере оперы Моцарта Cosi fan tutte в Пермском театре оперы и балета, в которой театр назван лидером российского оперного процесса. Такую статью купить нельзя ни за какие деньги. Такой образ можно только заработать. Поэтому рекламная кампания всегда должна сопровождаться реальными делами.

В то же время, по мнению эксперта, выгоду подсчитать достаточно сложно. Например, фестиваль «Белые ночи в Перми» проходил почти месяц. За это время выручка предприятий питания, отелей, экскурсионных компаний составила порядка 200 млн рублей. Задачи выйти на 100-процентную окупаемость нет. Есть вещи, которые нужно делать в любом случае, инфраструктурные. Например, содержать художественную галерею. Другое дело, когда в неё ходят люди, деньги на её содержание являются инвестиционными, а когда не ходят – объект становится собесом.

По мнению эксперта, позиционирование региона – это не коммерческая рекламная кампания, а инвестиции в человеческий потенциал. Поэтому оценивать её нужно только на уровне стратегического планирования.

– По большому счёту, все делается только для двух вещей: во-первых, чтобы активные люди из региона не уезжали. Остановить их можно только ростом качества жизни в регионе. Возможностью самореализации, качественный досуг, интересная жизнь. Второе – туристы. Понятно, что турист поедет в музей Калашникова, удмуртские традиции. Но поток невелик. А туристическим регион может считаться только когда годовой приезд туристов сравняется с численностью постоянного населения, – поясняет Новичков.

По мнению пермского министра культуры, одно из наиболее перспективных направлений продвижения – событийный рынок.

– В регионах не так много фестивалей молодёжной музыки, о которых пишут в серьёзных национальных изданиях. «Сотворение мира» в Казани, «Движение» в Пермском крае, пожалуй, и всё. Возможности для выхода на рынок событий сейчас громадные, – отмечает он.

Культура

Между тем ижевский продюсер и культуртрегер Антон Янцен уверен, вся проблема заключается в том, что даже в определении положительных и отрицательных черт нашего имиджа отсутствует какая-либо экспертная оценка.

– На самом деле мы говорим, что сейчас работают только Калашников, Кулакова и Чайковский. А в национальной, молодёжной, субкультурной средах работают совершенно другие вещи. Меня печалит, что зачастую политика культурных властей не учитывает невластные инициативы. 10 лет назад о проекте международного фестиваля электронной музыки «Новости подводного Ижевска» писала авторитетная английская пресса. Но у нас есть музей Калашникова, в котором выставлены журналы, писавшие к юбилею об автомате и его создателе. Почему у нас нет места, где бы выставлялись те музыкальные журналы?

Эксперт считает, что если бы культурная политика Удмуртии разрабатывалась в режиме аутсорсинга, то многие проблемы решались бы значительно эффективнее.

– Не исключено, в очередной раз кто-то напишет эту работу, что-то будет сделано, но Калашников, Чайковский и Кулакова никуда не денутся, к сожалению. Хотя ничего не мешает уже сейчас заместить их другими вещами, которые реально могут препятствовать оттоку молодых профессионалов в области современных видов деятельности. Следствием фестиваля «Теория относительности» стало создание неофициального документа о концепции культурной перезагрузки Ижевска (концепция Ижевск 2.0). Я боюсь, что те, кто разрабатывал этот документ, останутся не у дел. Тогда как они могут быть уже сегодня, а должны были ещё вчера, услышаны и привлечены к эффективной работе над тем, чего пытается добиться Министерство экономики, – полагает Янцен.

Один из наиболее известных в последнее время проектов продвижения республики – «Почётные удмурты», среди которых Гагарин, Малевич, Троицкий, Кустурица, Эйнштейн, Стив Джобс.

– Некоторые воспринимают его агрессивно или как сумасшествие. Но на самом деле  это банальная пиар-технология присоединения великих к Удмуртской Республике, – поясняет Энвиль Касимов, отметив, что присоединение основателя Apple к Удмуртии планировалось до его смерти и сам Джобс был не против.

P.S.

Эксперты сходятся во мнении, что проводить работу по продвижению региона нужно постоянно. Как только ты прекратил позиционирование – сразу оказываешься на задворках. Специалисты отмечают, что конкуренция среди регионов ещё более жёсткая, чем, например, среди производителей прохладительных напитков.

– Преимуществ республики масса – промышленная инфраструктура, кадры, история, достаточно неплохой бюджетный потенциал, кадровый, социальный. В социальном плане республика далеко не из последних. Это всё позволяет нам говорить, что мы инвестиционно привлекательны, – уверен Михаил Зайцев.

Основная проблема Ижевска и Удмуртии – мы не умеем хвастаться и самопрезентоваться. И то, что мы впервые признаем, что нужно рекламировать себя, будет одним из главных положительных результатов исследовательской работы, считает Энвиль Касимов. Он уверен, что творческих людей в Ижевске в разы больше, чем в Перми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *